Я крайне редко пишу об архитекторах. У меня все больше о судьбах владельцев домов, усадеб, о храмах, которые они создавали. Но пройти мимо одного из моих любимых архитекторов — Петра Бойцова — я просто не могу. Его судьбу нельзя описывать без слова «вероятно», зато в его творчестве нет сомнений — Бойцов обладал бесконечным талантом и, что крайне важно, вкусом.
Он построил усадьбу Храповицкого в Муромцеве, главный дом усадьбы Щербатова в Васильевском, особняк князя Святополк-Четвертинского в Москве (ныне Дом литераторов), усадьбу Рукавишникова в Нижнем Новгороде и даже нижегородский собор Александра Невского, работая с губернским архитектором Килевейном и даже перестраивал знаменитое Подвязье, когда Сергей Михайлович Рукавишников купил его у Приклонских. И это все при том, что разрешения на строительство он не имел вместе с высшим образованием! Как же так вышло?
⠀
О судьбе Бойцова так мало достоверных сведений, что информация, которую собирали исследователи по крупицам, на вес золота. Все настолько плохо, что мы не знаем даже точной даты рождения: где-то между 1849 и 1853... но вот достаточно уверенно можно сказать, что Бойцов — коренной москвич. Он закончил Императорское Строгановское училище и получил диплом «ученого рисовальщика», уже во время учебы занимаясь разработкой дизайна предметов интерьера и мебели.
Но с мебели все лишь началось... вершиной таланта молодого архитектора стали интерьеры и усадебные дома! Это именно он создал интерьеры Суздальского, Московского и Ростово-Ярославского зала Исторического музея в Москве (11, 12, 13 залы)! Петр Бойцов вообще, как сказали бы сейчас, работал «под ключ». Правда, непосредственно сами строительные работы поручал другим архитекторам, потому что свидетельства, как я уже говорила, не имел.
В 1890 году Бойцов просит Академию художеств присвоить ему звание академика. За его плечами уже 22 года архитектурной деятельности и немалая слава. Но... он получает отказ. Зато именно по его конкурсной работе Роман Клейн позже строит здание Музея изящных искусств в Москве (ныне ГМИИ им. Пушкина).
⠀
Судьба Бойцова после 1918 года неизвестна. Не осталось ни мемуаров, ни писем, ни воспоминаний современников. Зато осталось его наследие, большинство из которого, к сожалению, почти уничтожено.
Одним из самых сохранных, пожалуй, остается наследние нижегородского периода Петра Бойцова. Про постройку особняка Рукавишниковых даже сохранилась легенда, что богатейший купец Сергей Михайлович Рукавишников на вопрос Бойцова, в каком стиле будет новый дворец, ответил, что строить надо во всех стилях, потому что у него на все стили денег хватит!
А вот далеко неполный список работ Петра Бойцова из книги о нем 👇