Найти тему
СпортФакт

Москва-1980, Югославия 90-х и апартеид в ЮАР. Кто до России попадал под спортивные санкции и бойкоты

Оглавление

Нынешняя волна санкций, обрушившаяся на наш спорт из-за украинских событий, — далеко не первый подобный случай в мировой истории. Есть что вспомнить – и есть с чем сравнить.

Отсутствие некоторых иностранных участников не испортило московскую Олимпиаду 1980 года. Фото: globallookpress
Отсутствие некоторых иностранных участников не испортило московскую Олимпиаду 1980 года. Фото: globallookpress

Расхожая формулировка «спорт вне политики», как и любой лозунг, верна лишь отчасти. Время от времени жизнь ее опровергает. Вот и сейчас российские спортсмены (а также музыканты, брокеры, турагентства и т.д.) страдают от событий, которые вроде бы не имеют к ним отношения. За последние несколько дней федерации по большинству видов спорта полностью отстранили нашу страну от международных соревнований. Возможность выступать в нейтральном статусе сохранилась лишь в нескольких местах — вроде тенниса и шахмат.

Естественно, возникает вопрос: сколько это может продлиться и к чему приведет? Чем наш случай похож на предыдущие – и чем от них отличается?

Югославия: от снятия с футбольного ЧЕ-92 до возвращения на баскетбольном ЧЕ-95

Первый пример, что приходит на ум, – санкции против Югославии в 90-х годах ХХ века. Распад этой страны сопровождался жестокими военными конфликтами на национальной и религиозной почве. В мае 1992 года Совет безопасности ООН ввел строгие ограничения, означавшие полную экономическую блокаду Югославии – а фактически Сербии, поскольку Хорватия со Словенией на тот момент уже вышли из состава союзного государства.

Заметьте: Россия тогда голосовала за санкции. В том числе и в спорте — сербам запретили участвовать в международных соревнованиях. Особенно все помнят историю с их футбольной сборной, которая была отстранена от Евро-1992 в самый последний момент. Югославов тогда заменили на датскую команду и та, хоть и не готовилась к турниру, одержала на нем сенсационную победу.

На летней Олимпиаде-1992 в Барселоне сербы выступали в нейтральном статусе. Причем не единой командой, как, скажем, наша сборная СНГ, а по отдельности, как «независимые атлеты». Таких набралось около полусотни, и они даже завоевали три медали: серебро и две бронзы в пулевой стрельбе.

В зимних Играх 1994 года сербы не участвовали. А в 95-м санкции с них начали снимать: гиперинфляция и обнищание населения заставили руководство страны пойти на попятный. Первой вернувшейся спортивной «ласточкой» стала баскетбольная команда: ФИБА, возглавляемая в то время сербом Бориславом Станковичем, быстренько организовала дополнительный отборочный турнир, через который югославы попали на ЧЕ — и выиграли его. В скандальном финале ими была повержена сборная Литвы, чей лидер Арвидас Сабонис закончил матч досрочно с пятью фолами.

Бомбардировки Белграда – это уже другая история, из 1999 года. Тогда все закончилось намного быстрее (хотя в ту же сторону) и на спорте не отразилось.

ЮАР: 30 лет без Олимпиад

Еще можно вспомнить отстранение спортсменов Южноафриканской республики, которое продолжалось гораздо дольше: с 1962 года до 1992-го. Тоже на основании санкций ООН, но их причиной была не война, а расистская политика ЮАР. Ее спортсмены тридцать лет были отрезаны от мирового спорта — включая Олимпийские игры, а также чемпионаты мира и Кубки Африки по футболу.

Итоговый результат получился таким же, как в случае с Сербией. В конце концов ЮАР отказалась от политики апартеида, Нельсон Мандела вышел из тюрьмы и вскоре стал президентом страны, а ее спортсмены вернулись на олимпийские арены, начиная с уже упомянутых Игр 1992 года в Барселоне. В 95-м в ЮАР прошел Кубок мира по регби и сборная хозяев, составленная как из белых, так и темнокожих игроков, завоевала главный трофей.

Москва: бойкот из-за Афганистана

При всех общих чертах, сравнивать сегодняшнюю ситуацию с Сербией и, тем паче, с ЮАР довольно трудно. Все-таки вес России в спортивном (и не только) мире на порядок выше, чем у сербов с южноафриканцами, вместе взятых. Однако схожая история имела место и в нашей стране – еще в эпоху СССР, на летней Олимпиаде 1980 года. Напомним, что на московские Игры не приехали делегации США, Канады, ФРГ, Японии и ряда других сборных, а еще несколько стран, включая Великобританию, Италию и Францию, были представлены лишь отдельными «нейтральными» атлетами.

Этот бойкот, как и нынешний, был связан с боевыми действиями – в Афганистане, куда с 1979-го стали отправлять советских солдат для «исполнения интернационального долга». Тогда, во времена Холодной войны, о всеобщей ответной блокаде речи идти не могло. Во-первых, отсутствовал «фактор ООН» — СССР, будучи постоянным членом Совета безопасности, блокировал все невыгодные решения. А во-вторых, его поддерживали (ну, или по крайней мере не осуждали открыто) страны так называемого социалистического лагеря – ГДР, Болгария, Куба и другие.

Отсюда – принципиально другая позиция МОК. Если сейчас он является одним из инициаторов санкций, то в 80-м находился над схваткой и, наоборот, выступал против бойкота. В результате Игры в Москве все-таки состоялись, и сборная СССР их благополучно выиграла с огромным отрывом.

Хотя героев из «капиталистического лагеря» на той Олимпиаде тоже хватало. Взять хоть британских бегунов на средние дистанции Стива Оветта и Себастьяна Коу (сейчас – президент легкоатлетической международной федерации, которая проводит жесткую антироссийскую политику) или их итальянского коллегу-спринтера Пьетро Меннеа.

Советские спортсмены завоевали в Москве 80 золотых наград. Через четыре года, когда наши пошли на ответный бойкот и не поехали на Игры в Лос-Анджелес, американцы улучшили рекорд СССР на три медали. Ни до, ни после этого ни одна страна ни на одной Олимпиаде не достигала даже 60 побед.

Остается добавить, что спортивными бойкотами Запад тогда не ограничился. Из-за Афганистана были введены экономические санкции, сыгравшие ключевую роль в дальнейшей судьбе СССР. Он распался через 11 лет после триумфальной московской Олимпиады.

#санкции против россии #россия и украина #москва-1980 #апартеид в юар #евро-1992