Найти в Дзене
Santa York

3D для ювелира - 1 урок.


Приветствую всех тех, кто учится или желает научиться создавать ювелирные украшения в 3d редакторе Rhinoceros. Данная программа использует
NURBS построение и богата инструментами для выполнения практически любой задачи связанной с моделированием в этой сфере деятельности.
Для начала стоит разобраться в интерфейсе программы, что в принципе то, не так уж и сложно.
После запуска Rhino перед нами сразу возникают четыре окна с разными видами, три из которых обычно используются в черчении, а именно Вид сверху, Вид спереди и Вид сбоку. А так же четвертое окно - Перспектива.

Программа Rhinoceros 5 с настроенными панелями инструментов.
Программа Rhinoceros 5 с настроенными панелями инструментов.

Вокруг окон проекций находятся панели с инструментами.
Как Вы можете увидеть, их огромное количество и признаюсь честно, за долгое время своей работы я не освоил и половины. В том числе это ещё и потому, что мне они не требовались и хватало того, что знаю с лихвой.

И так, для создания простого обручального кольца нам понадобится, для начала, "построить" основу - круг, диаметром 16.5 мм.

Кольцо будет размером 16.5 (как это обозначается в магазинах).
Данная размерная модель (по внутреннему диаметру кольца), на сколько я знаю пришла к нам из Германии, как и многие ювелирные инструменты (ювелиры подтвердят, что много именно немецких названий инструментов - штихель, тигель, ригель, штангенциркуль и т.д.).
В разных странах используют разные способы обозначить размер кольца. Например это бывает - длина окружности. При диаметре 16.5 мм длина окружности будет 51.836 мм, что может соответствовать размеру 52.
Так, например, измеряют размер колец в Европе (можно просто обернуть вокруг пальца портновский сантиметр или нитку и потом измерить длину получившегося отрезка).
В США так же измеряют внутренний диаметр кольца, как и в России, но используют не метрическую систему и от того "наш" 16.5 размер у них будет размером 6.5 (дюймов). Чаще всего в магазинах используют шаблоны колец, которые примеряют на палец.

-2

С помощью инструмента Circle создаём круг диаметром 16.5 мм.
Для этого Нажимаем на иконку, затем на клавиатуре жмём "0" и "Enter".
Так мы зададим нулевую координату центра круга - это очень важно. Всегда "стройте" модель относительно нулевых координат, потому что намного удобнее "отзеркаливать" объекты и их части по осям X, Y, Z.
Так модель будет симметричной, если это требуется.
Далее в верхней строке нужно выбрать
Diameter (Если у вас по умолчанию стоит Radius) и ввести с клавиатуры 16.5 и нажать "Enter".

Выбрать Diameter и ввести с клавиатуры 16.5.
Выбрать Diameter и ввести с клавиатуры 16.5.

В программе Rhinoceros все линии (кривые) имеют начало и конец и обозначаются (оба окончания) как End. Что бы это можно использовать имеется такой инструмент, как Привязки (Osnap).

Osnap (привязки)
Osnap (привязки)

Данные опции помогают в построении модели и служат для ориентации в пространстве. Например привязка End автоматически "примагничивает" курсор к концам кривой или углам поверхностей (Surface и PolySurface).
Near ( англ. Около, Вблизи, Поблизости) примагничивает курсор к кривым и граням поверхностей (Surface).
Point "примагничивает" курсор к точкам и точкам редактирования.
Mid (Middle Point) к середине кривых и граней.
Cen (Center) - это центр замкнутой фигуры, кривой или Surface (например сферы).
Int (Intersection) - это пересечение кривых или граней или кривых с гранями. Причём даже если они пересекаются только на одном из видов, т.е. не пересекаются (на самом деле) в одной плоскости.
Perp (Perpendicular) - это привязка перпендикуляр. Для неё нужна "первая точка", а вторая может быть перпендикулярна к кривой. Понятнее будет когда попробуете.
Tan (Tangent) - это тангенс, она же касательная. Так же как и для Perp нужна первая точка. увидеть её действие можно протягивая кривую (линию) к окружности. По касательной.
Quad (Quadrant) - привязка к самым крайним точкам по осям X, Y, Z. Так же можно посмотреть на примере окружности.
Knot (узел) немного похожа на Quad, но здесь привязка осуществляется к так называемым "узлам" и логику данной привязки я затрудняюсь. Скажу, только что эта привязка к "углам" кривой. За долгое время работы я ни разу не использовал её.
Vertex (вершина) - это привязка к вершинам полигональных (MESH) объектов. И она по сути своей может такая же как и Point. Т.е. привязывается к точкам.
Disable отключает все включенные привязки.

И так, окружность создана. Как было написано выше, кривые имеют так называемые точки End и в данном случае круг имеет её одну, так как линия (кривая) замкнута.
В построении колец я предпочитаю "держать" её снизу, в основании. Поэтому используя инструмент Rotate нужно повернуть круг на 90 градусов вниз, так как по умолчанию окружность создаётся слева направо и точка End сейчас лежит на оси X, а мне она нужна на отрицательной координате оси Z ( т.е. внизу).

точка End справа
точка End справа
Rotate
Rotate

Нажимаем Rotate на виде Front выбираем объект для манипуляции (окружность) нажимаем "0" и Enter. Затем зажимая клавишу Shift отводим курсор вправо от точки вращения ставим первую (произвольную) точку щелкая левой кнопкой мышки и переводя курсор вниз (относительно точки вращения) отмечаем вторую точку (щелчком левой кнопки мышки).
Зажатая клавиша Shift во время манипуляций гарантирует нам отметку точек строго по осям. Это не привязка к осям координат. Эта функция помогает передвигать курсор параллельно им. А так как у нас точка оси вращения совпала с нулевой координатой, то движения совпали с осями.

Теперь End внизу окружности.
Теперь End внизу окружности.

Теперь всё. С окружностью закончили. На данном этапе построения модели я создаю сечение кольца. Используя инструмент Rectangle и привязку End.

Rectangle - прямоугольник.
Rectangle - прямоугольник.

Я создаю прямоугольник размерами 5 x 1.5 мм и располагаю в нижней части кольца используя привязки End и Mid.

Прямоугольное сечение в основании окружности.
Прямоугольное сечение в основании окружности.

С помощью инструмента Arc создаю арку используя привязку Mid, что бы сделать сечение кольца скруглённым.

Arc
Arc
Trim - это инструмент обрезающий кривые или плоскости используя другие кривые и плоскости.
Trim - это инструмент обрезающий кривые или плоскости используя другие кривые и плоскости.

С помощью инструмента Trim я обрезаю прямоугольник по нижним углам.
Для этого нужно сперва выбрать кривую (арку) включить Trim и нажать на те области прямоугольника, которые должны быть удалены. После чего нажать Enter или щёлкнуть правой кнопкой мыши. После чего выбираем арку и обрезанный прямоугольник и соединяем их в одну фигуру используя функцию
Join

Join
Join

Теперь с помощью функции Revolve создадим "объект вращения".
Выделяем наше "сечение", затем в верхнем свитке Surface выбираем Revolve. Далее на виде сверху (Top) (нужно его активировать либо правой кнопкой мыши подвигать изображение в нём, либо щёлкнуть по его названию в левом верхнем углу) вводим в строку нулевую координат ("0"+Enter) и зажатой клавишей Shift отмечаем вторую точку задающую ось вращения. Нам нужно, что бы ось совпадала с осью Y. Поэтому и выбирается вид сверху. Затем вводим максимальный угол вращения сечения создающего объект - 360 и нажимаем Enter.

Revolve.
Revolve.
360 градусов вращения по оси Y.
360 градусов вращения по оси Y.
Готовый объект вращения.
Готовый объект вращения.

В принципе всё готово. У нас получилось обручальное кольцо шириной 5 мм, толщиной 1.5 мм и размером 16.5.
Осталось только "навести глянец". Скруглим грани с помощью инструмента
Fillet, который находится в свитке Boolean.

Variable fillet.
Variable fillet.

Зададим радиус скругления 0.25 мм и выберем те грани которые хотим скруглить.

Окончательный вариант модели обручального кольца.
Окончательный вариант модели обручального кольца.

Теперь кольцо выглядит законченным, каким и является.
Спасибо всем, кому хватило терпения дочитать до конца.
Надеюсь, что моя, немного затянувшаяся, статья для кого-то будет действительно полезна.


Удачи всем начинающим модельерам и дизайнерам!!!

https://boosty.to/santayork

Хобби
3,2 млн интересуются