Найти тему

А давайте сравним обычный сад и коррекционный...

Оглавление

Пост навеян размышлениями Натальи Ивановой, о том, что ее ребенка с РАС не взяли в театральную постановку. Кто не читал её пост - прочтите сначала его. Ссылку даю. Но суть истории в том, что 6-летний сын Натальи Захар посещает коррекционный садик для детей с РАС и ЗПР. Сейчас там делают мини-театральные постановки, но Захара туда почему то не включили, что расстроило маму.

Мне захотелось рассказать, как обстоят дела в нашем детском саду.

Утро, я привожу сына в группу после больничного.

- Ты дурак!!! - раздается вместо приветствия. Это Марк - самый проблемный ребенок группе. Воспитателя нет: угнали в бухгалтерию, т.к. в саду тотальная реорганизация. Няня моет пол в соседней комнате, но после третьего "тыдурака" влетает в комнату со словами: "Сам хорош, гусь!"

В этот же день забираю ребенка из сада: замечаю, что у него в каждой руке по дубинке. Ко мне подлетает светловоласая синеглазая валькирия Вика:

- А он мой замок разрушил, и меня стукнул! - жалуется одногруппница на сына.

Сын начинает возмущаться: замок разрушил он, но ОНА ему снежком в глаз, за то и стукнул.

Вика теряет терпение и пытается врезать сыну ледышкой в висок, тот хватает ее за капюшон... Растащив детей, я веду сына домой, точнее не домой, а на занятия, но тут нас догоняет Марк и жалуется на сына:

- Он меня стукнул.
- Хм, Марк, ты все утро обзывал его дураком, почему?
- А, его же две недели не было...

Это один день из жизни нашего садика. Другие дни конечно попригляднее, но ... воспитатели каждый день убирают с участка палки, а вдруг что... А палок у нас много, потому что сосновый бор, детка.

Про Марка

Наверное, про этого мальчика стоит написать отдельно. С медицинской точки зрения Маркуша здоров и развит по летам: нормально говорит, соблюдает режим, и даже реагирует на замечания. Проблема в том, что Марк не может играть дольше 15 минут, никого не дразня и не обижая. Социальный интеллект у него на месте: Марк понимает сильные и слабые стороны противника, а его запас дразнилок и подколов бесконечен, когда шалит, послушно отбывает наказание на стульчике. Иногда он сидит на этом стульчике часами... Но стульчик не помогает.

Возможно это идет от семьи, возможно есть гиперактивность, но факт остается фактом: ребенок вредный, отводя сына в сад я подслушала такой диалог:

- Это что у тебя? - спрашивает Марк Максима, самого веселого и доброго ребенка в группе.
- Это мои Бравл старз...Мы с тобой не дружим и не разговариваем... - огрызается Максим за вчерашнее.
- Ну дай посмотреть то...
- Нет.
- Тебе жалко?
- Ладно, только верни.
- Было ваше - стало наше, - философски заключает Марк, забирая Бравл старз...

- Вот Вася про него мы знаем, что он с особенностями, но он не доставляет столько хлопот, сколько Марк. Но Марк то здоров... - удивляются воспитатели.

С мамой Марка мы еще в прошлом году подписали пакт о ненападении. И этой женщиной, если честно, я восхищаюсь.

Я, как мать ребенка ОВЗ, всегда умираю от стыда, когда мой сын кого-то обидел или разревелся в электричке, требуя, чтобы ему уступили место. Презумпции невиновности у нас почти нет: если мне сказали о проступке сына, скорее всего, я его накажу. Ну кроме ссор с Марком, ибо разобраться, кто там первый полез, это слишком сложный ребус. Тем более, если сын сидит тихо - лезет Марк, и наоборот, если Марка дома постругали, мой лезет взять реванш.

Марк может делать что угодно: Евгения в чате обязательно скажет, что все преувеличено и было не так. У нас дома Марк частый: "гость": виртуально и незримо присутствует почти каждый день. Если мальчик в рассказе сделал что-то плохое, то сын называет его Марком, а рассказ обычно заканчивается мучительной смертью или наказанием главного героя. Однажды сын боялся идти на анализ крови, а Марк над ним смеялся, дома сын приготовил игрушечную "лабораторию", сказал, что вколет укол в Маркову попу... Из-за Марка пару раз в этом году сын орал и не хотел идти в свою группу: просил перевести его к малышам.

Считайте меня сумасшедшей, но я думаю, что Марк хорошо повлиял на моего сына.

Формально он показывает сыну и всем детям в группе дурной пример - драки, обзывательства, нно... мой ребенок аутист. Изначально эти дети не умеют ничего такого вообще: послать, дать сдачи, но с Марком сын этому постепенно учится.

Как мы туда попали...

Как вы знаете, мой ребенок с аутичными чертами ходит в обычный садик. Ходит он туда потому, что в 3 годика на ПМПК нас с полным пакетом документов проводили до двери, сказав, что однословная речь в таком возрасте вариант нормы, и мы решили пойти на пробу в обычный детский сад на полдня. Садик, куда мы были записаны, был не популярен среди местных: старенький, мало занятий с детьми и образовательных услуг. Он переживал бурные перемены: там меняли заведующую. Старая, благостная старушка, уходила на пенсию. В итоге, чтобы попасть в сад, мы ходили на собеседование 3 трем людям:

  • старой заведующей;
  • новой заведующей;
  • заместителю заведующей.

В карте у нас тогда стояло "ЗПРР" и я в лоб спросила, примут ли они ребенка с особенностями. Старая заведующая надо мной посмеялась:

- Вы, мама, слишком много думаете, вот у меня внучка поздно заговорила, и ничего сейчас - обычный ребенок.

Заместитель заведующей пожала плечами:

- Надо пробовать: как пойдет.

Новая заведующая изначально должна была стать воспитателем сына. Кстати, она считалась лучшим педагогом этого садика и была логопедом-дефектологом. По документам, ребенок был зачислен в стандартную группу на 28 человек, и я привела сына летом на территорию сада - знакомиться. Тогда на садиковой площадке поставили новую горку и первым делом деть полез туда, причем не по лестнице, а сбоку.

- Я не разрешаю тебе сюда лазить, - мягко сказала воспитатель.

Мой сын заревел и в знак протеста долбанулся головой о горку.

- Все понятно, - вздохнула дефектолог.

Через месяц она стала директором этого садика, а зимой мы были приписаны к разновозрастной группе, где из 20 человек всегда было 1-2 ребенка с РАС или ЗПР. Замечаний к поведению сына было немного: в туалет ходил, одеваться мы учились, группа изначально была с детьми постарше - 4-5 лет, они, если что, просто давали младшему подзатыльник.

Воспитатель, когда могла, уделяла особенным детям индивидуальное время: делала с ними поделки, если это не получалось в группе. Воспитатели покрикивали на детей, но я дома часто кричу на сына, т.к. у него нарушено слуховое внимание и пока не рявкнешь - не слышит, и таких в группе у нас сейчас набирается 6-8 человек. Тем не менее садик сыну очень нравился.

Садик сейчас

Через полгодика дети были переведены в подготовительную группу, и к нам набрали 3-х леток. Тут уже стало сложнее: было две недели драк и адаптации, т.к.ребенок не понимал, почему ему нельзя делать так же, как делали старшие товарищи: просто укусить того, кто ему мешает. Но общем дети разобрались.

Как я уже говорила, в группу с нами ходили другие дети с диагнозами РАС или ЗПР, а иногда и без диагнозов, но с этим самым. И все они в 4-5 лет уходили в соседний сад на коррекцию. Без скандалов. Просто родители понимали, что само по себе все не пройдет, а детям с особенностями развития нужны дефектолог и логопед, чего в нашем садике не было совсем. Единственный логопед же стала директором садика, так что...

Обычно это были дети сложные, неговорящие, а коррекция других-то и не брала, но этой зимой в специальный сад отправилась девочка вполне умная, говорящая предложениями, общительная и адекватная и бонусом красивая, как фарфоровая кукла. Причина - диспраксия с аутичными чертами, это когда человек разговаривает не на русском, а на "миньонском", превращая обычные слова в бессмысленный набор звуков. И вот мама решила: пусть Ира будет в специальном садике, но с логопедом, со стихами на утреннике, с танцами, с педагогами, которые будут внимательно следить, как Ира говорит и переключать ее на с "миньонского" на русский всякий раз, когда ее слова непонятны, трепетно поддерживать любые ее попытки общения с детьми.

Мы выбрали оставаться в обычном саду. Выбрали по двум причинам: в корсаду были довольно сложные дети, а мой все за другими повторял, и многие дети туда все равно ходили на полдня, а потом посещали какие-нибудь платные занятия.

На моего сына педагоги возлагали большие ожидания: в 5 лет ребенок радикально улучшился в социальном плане, стал больше играть и заниматься с другими детьми, ему стали давать стихи и роли на утренниках, которые он блеском завалил.

Его поведение радикально ухудшилось в декабре 2020 года. Это охладило пыл воспитателей, и больше стихов нам не давали. А я и не требовала: вся коррекционная работа у нас ЗА пределами садика, и вся она в руках частников за немалые деньги, ну и в моих тоже.

Мы сумели привести его поведение к норме только через год такими средствами:

  • поощрение за хорошее поведение в саду (игрушки, вкусняшки) и разговоры: "Если ты будешь обижать... он/она с тобой не будут дружить...";
  • нейрокоррекция;
  • нейролептики (1 таблетка в сутки);
  • сократили время пребывания в садике до 2,5 часов.

Как я уже сказала, наша разновозрастная группа с большой текучкой: большинство детей уходят, как только получают места в другом детском саду. В сентябре наша группа будет полностью распущена и сюда наберут малышей, т.к. все дети уже расписаны по другим садам в разные группы подготовки к школе. И вообще садик в принципе без бассейна, актового зала и логопеда, утренники тут 3 раза в год : на Новый год, на 8 марта. и 23 февраля, музрук сбежал, а воспитатели выгорели.

За год ушло 8 человек! Один мальчик и одна девочка вообще отказались от посещения нашей группы.

Считается, что разновозрастная группа это самое лучшее, что может быть для ребенка, но у нее есть свои плюсы и минусы и в нашей группе эти минусы выступают очень выпукло.

Сначала о плюсах:

+ если ребенок отстает в развитии, ему легче себе найти товарища для игр, это работает с моим сыном - его компания в группе младше, чем он;

+ ребенок с успешным опытом социализации в такой группе лучше понимает возрастные особенности детей и быстрее находит общий язык с другими детьми разных возрастов, тоже работает, сын понимает, кто такие младшие;

+ младшие немного подтягиваются под уровень старших.

Теперь о минусах:

- для разновозрастной группы трудно организовать нормальные занятия, у нас берут уровень обучения 4-5 лет, то есть младшим сложновато, а для старших нет чтения и математики;

- такая группа обычно распадается на группировки и кучки, детей одно уровня развития мало, труднее найти себе друзей, часто старшие устанавливают "дедовщину" над младшими;

- дети ОВЗ часто копируют поведение младших, сын тоже впал в инфантилизм: говорит, что он малышик.

Сейчас в садике снова реорганизация: его объединяют в один образовательный комплекс с коррекцией и садиком комбинированного типа. Обещают, что все будет по старому: будет только один хозблок и дирекция, но, я думаю, что постепенно будут увеличивать число коррекционных групп. Нам вернули музыкального работника, обещают открыть логоруппы (аж 15 минут занятий в день, но и то хорошо). А мы на распутье: либо идти в школу 7 вида, либо искать новую группу, подходящую сыну по возрасту.