«…Да закрыта она, закрыта. Сколько себя помню, никто туда особо и не ходит. Так, стоит себе на развилке перед Юрьевым монастырём». Водитель такси очень старался уговорить нас, наивных туристов, не тратить даром драгоценное время. Впрочем, подъехав к храму Благовещения в Аркажах (за пределами Новгорода), мы также начали сомневаться в том, что он действительно открыт: дороги к нему не было нигде. Тем не менее, через 5 минут лихорадочных поисков нам удалось увидеть маленькую тропинку, лежащую через полную воды дорожную канаву. Стоит ли говорить, что к храму я приблизился с полными дождевой воды ботинками (промахнулся мимо узких мостиков и собственноручно (точнее "собственноножно") убедился в том, что дорожники постарались с канавой на совесть). Действительно появился повод задуматься, а стоит ли Париж мессы.
Однако сомнения рассеялись мгновенно после входа в храм. Такого количества фресок конца XII (ещё раз: «двенадцатого» !!!) века не доводилось видеть ни в одном из храмов Господина Великого Новгорода. Более того, несмотря на то, что беспощадное время основательно потрудилось над тем, чтобы работы потускнели или утратились вовсе, краски на фресках оставались яркими, а сам рисунок показался наиболее резким из всех, которые удалось увидеть во время поездки. Сами фрески располагались в абсидах, в результате чего в течение получаса посещение церкви напоминало бег по спиннеру: круг в центральной абсиде, затем круги в боковых, затем снова в центр, и снова в бок….При этом уходить не хотелось: казалось, что именно в этой церкви ты наконец-то, в полном одиночестве, смог на деле прикоснуться к живой истории, воплощённой в таком количестве замечательных рисунков.
История самого храма тоже интересна. Воздвигнут он был всего за 70 (прописью: «семьдесят») дней во второй половине XII века, и до сих пор крепок своими стенами (господа сегодняшние строители, ау). Во время войны он не оказался на передовой (был переоборудован немецкими войсками под конюшню), в результате чего избежал прямого обстрела, а фрески просто закоптились, но не осыпались, как это произошло в ряде других новгородских храмов.
Есть у него и своя легенда. Именно сюда в середине XX века были перенесены останки Анны Орловой-Чесменской, единственной дочери легендарного «Алехана» Орлова, одного из фаворитов Екатерины II и героя морских сражений. Изначально она была захоронена в близлежащем Юрьевском монастыре, однако её могила была вскрыта для исследований при советской власти. По легенде, княгиня была захоронена чуть ли не заживо на следующий день после того, как завещала монастырю все свои сокровища и сбережения. Правда или вымысел—судить не берусь, да и точное место захоронения установить так и не удалось, поэтому и памятный крест у храма в Аркажах несёт, скорее символическую нагрузку.
P.S. На обратном пути, находясь под впечатлением от увиденного, измерил глубину дорожной канавы ещё раз. Но было уже всё равно: слишком уж сильное впечатление оказало увиденное в храме. Нет, всё-таки в UNESCO просто бы так памятник в Список всемирного наследия точно бы не включили, а церковь в Аркажах уже 25 лет занимает достойное место в этом документе!