Сразу предупреждаю, я не искусствовед и уж тем более не знаток живописи. Рисовал в детстве. Натюрморты, пейзажи, даже пленэр отцом-любителем. Mаленький чемоданчик с красками. Акварель, масло, карандаш. Не более...
Порой я не могу объяснить даже самому себе, отчего эта картина считается шедевром, а эта - графоманской поделкой... Так что все, что ниже - одни эмоции. На уровне нравится-не нравится.
ИТАК, 6 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения Бориса Сергеевича УГАРОВА (1922-1991г.г.)
Чтобы понимать, насколько значительная фигура перед нами, достаточно упомянуть, что в честь юбилея выпущена марка - блоки и наборы, чего в отношении простых смертных не делают!
Человек был ректором Института (ныне Академии художеств) им. И. Репина (1977-1983г.г.), Президентом Академии Художеств СССР (высшее научное учреждение деятелей изобразительного искусства, то же, что для ученых - Академия Наук).
Я о нем ничегошеньки не знал, пока однажды, гуляя по Волковскому кладбищу... бывает у меня такое - гуляю среди могил. Мысли, знаете ли, хорошо проветривает и успокаивает.... не наткнулся на необычную могилу. Мужу - памятник, жене - скромная плита прямо на земле.
Прямо оттуда, стоя у могилы, я позвонил своей коллеге-подруге:
- Однофамилица?
- Нет, это мой дед...
Вот так я узнал, что работаю в одном кабинете с потомком выдающего человека.
Борис Сергеевич - ребенок семьи рабочих. Занимался в ИЗОстудии Дома ученых. Закончил школу в 1941. Ушел добровольцем в ополчение. Был артиллеристом. В 1945-м, как орденоносец (орден Красной звезды, между прочим!) был принят в институт им. Репина без экзаменов.
Учился у В.М. Орешникова (живопись) и А.А. Мыльникова (рисунок). (Тоже выдающиеся личности!) Выпускался мастерской И. Грабаря.
4 марта 2022 в Академии Художеств открылась выставка в честь 100-летия. И меня пригласили.
Где только не был я в Санкт-Петербурге, в какие дыры, секретные места и на какие башни и в подвалы не залезал. Но вот же ирония судьбы - в Академии Художеств впервые!
Стол под тусклым бархатом, пыль на скульптурах "пантеона", синяя борода одного из гостей и какие-то академические значки на лацканах пиджаков заслуженных старцев, - все это меня поначалу напугало. Сейчас начнутся длинные речи... традиционно предвосхищающие подобные открытия... Налог на предстоящее наслаждение?
Но что запомнилось - в словах выступающих перед открытием выставки (ректор - Семен Михайловский, проректор по учебной работе - Андрей Скляренко, зав. кафедрой живописи и композиции - Владимир Песиков) - искреннее восхищение! Правда, редко услышишь от коллег доброе слово, а тут прямо удивление, радость, трепет...
Господин Михайловский восхищался игрой цвета, плотной такой, фактурной... Порой две-три краски, но какие оттенки!..
Господин Скляренко упомянул желтый в натюрмортах. Насколько сильный, "Серовский" акцент, выдающаяся, небывалая насыщенность этого желтого.
Господин Песиков отметил теплоту и нежность при изображении родных.
Ну что ж. Отталкиваясь от слов специалистов, погнали в парадные залы Научно-исследовательского музея Академии художеств!
И вот сразу - портреты родных. Жена... Марианна Олеговна. Какие же все-таки необыкновенные эти послевоенные ленинградки. Строгость, никакой эротики, даже намека. Но какая она притягательная. В чем секрет? Удивительные они - наши бабушки были.
А вот и сын. Юноша. Студент. Мужчина, отец...
Я помещу рядом с портретами сына работы Бориса Угарова, сделанные после поездки в Италию. И другие страны...
Поздний портрет сына висит среди этих "иностранных" работ. И мне показалось, что я уловил замысел организаторов: от подростка с гитарой мы переходим к сыну в образе Дон Кихота.
Нет?.. Но, если так, художник воплотил гениальную идею - в глазах биофизика еще тлеет мечта, во взгляде Дон Кихота уже понимание безнадежности максималистских порывов, и начало смирения или отчаяния. Еще не решено... Мурашки по спине...
Далее о дочери.
А! Вот он, тот самый - жёлтый и серовские мотивы! Это ж "Девочка с персиками" В. Серова!! Разве нет?
Девочка. И вот уже девушка. Ручки уже не прилежной ученицы, сложены. А свободны, расслаблены. Мамины. Ну и, правда, отцовская нежность сквозит сквозь холст. Но вот дальше - это уже нечто грандиозное. Наверное, это и называется монументальная живопись. Что-то очень значительное, мощное и одновременно мягкое и хрупкое в этой домашней Мадонне. И ведь это та самая Татьяна!..
Олеша - внук Олег. К внукам уже нескрываемая слабость, нежность. Автор явно тает, наблюдая за этими девчонками. Что на фото, что в красках.
Пейзажи. Они великолепны. Но есть один странный, в котором я увидел какого-то грязного спрута. Странные эти лодки. И растекающийся, размазанный пейзаж Пскова... Мне показалось, что это даже некрасиво.
А вот на этом взгляд остановился. Не сразу замечаешь эту парочку в этих сумерках... Но как осторожно они проявляются. Что за игра художника со мною? Вот она реплика "игра цвета"... Непонятно, что с ногой у девушки. Обнажена? Нога на ногу закинута? Их беседа завораживает, будто подглядываем за ними...
Трогательная герань эта. На уровне тротуара. Булгаковщина какая-то. Но только светлая
Очень много на выставке тающего снега. Он удавался Б. Угарову. Возможно, он такой Айвазовский тающего снега, весны.
Есть целая серия о Пушкине. Тут я разочаровался. Что-то отталкивающее в этом Пушкине. Картинное. Иллюстративное что ли. Не могу объяснить.
Есть и графика. Рисунки такие - ух! Штрих, один взмах. Если б я так умел, зачем бы мне фотокамера!
Словом, выставка прекрасная. полторы сотни работ. И они разные. Причем, ряд картин предоставили Русский музей и Третьяковка, музеи Нижнего Новгорода, Политической истории России, Тулы и из частных коллекций. Да-да. В Третьяковке и Русском музее наш земляк теперь хранится.
Выставка продлится до 4 апреля 2022г. Билеты можно купить прямо на входе. Взрослым - 250 руб. Спасибо.\
Надеюсь, вы отвлеклись от тревожных мыслей. Все будет хорошо. Храни вас Бог!
Подпишитесь, пожалуйста, и я продолжу интересные публикации:
https://www.instagram.com/g_ggreg/
https://www.youtube.com/channel/UCSS-UNiqCMdiY2MRw2irhIA
Donation - Спасибо!!:
https://www.patreon.com/user?u=67649322