Найти в Дзене

38. Не учёбой единой жив студент

Кроме учёбы, в студенческом городке Костромской сельхозакадемии были предоставлены большие возможности для проведения досуга. В предыдущей статье я уже приводил пример работы факультета общественных профессий.

На старте группа студентов нашего курса в кроссе на приз газеты "Караваевец".
На старте группа студентов нашего курса в кроссе на приз газеты "Караваевец".

Продолжая тему Главного учебного корпуса нельзя забыть одну из важнейших частей этого здания – спортивный зал. Под ним располагалось множество полуподвальных кабинетов с раздевалками, душевыми, для тренировок борцов, штангистов, для хранения лыж и другого спортивного инвентаря. На занятия по физкультуре не нужно было выходить на улицу из Главного корпуса, а по коридору пройти в раздевалки спортзала. В нашем спортзале проводились не только внутриинститутские соревнования по волейболу, баскетболу, гимнастике, тяжёлой атлетике, но и первенства области, ДСО «Урожай», ДСО «Буревестник», зональные состязания.

Спартакиада института включала многие виды спорта. Популярны и многолюдны были легкоатлетический кросс на приз газеты «Караваевец» и лыжные забеги. Руководители туристического клуба А. Стручков с экфака, а потом К. Сезонов с агрофака способствовали развитию спортивного ориентирования. Наши студенты с преподавателями кафедры физвоспитания Ю. Резвяковым, Н. Ефаловым, В. Королёвым, И. Якуниным, а также с бессменным капитаном шахматистов Э. Гасс, с капитаном команды стрелков В. Борзовым успешно выступали на областных, зональных спортивных мероприятиях, боролись за честь института с вузами Министерства сельского хозяйства страны.

Мне посчастливилось два года заниматься в спортивной секции гимнастикой. До сих пор помню дружный коллектив гимнастов, полный доброжелательности, взаимопомощи, тёплой дружеской привязанности. Не случайно потом всей командой поздравляли наших чемпионов Мишу Курочкина и Люду Арзубову в день их свадьбы. С годами таких ветеранов команды гимнастики, как М. Курочкин, Л. Арзубова, А. Бобков, А. Зайтунян, заменило более молодое поколение: Т. Горохова, Л, Баракова, Н. Пономарёва, Н. Соловьёва, Н. Савичев, В. Гвоздев, А. Клюкин, которые продолжили победные традиции.

Большие институтские мероприятия обычно заканчивались вечерами отдыха с танцами в спортзале. Звучали песни из репертуаров Трошина, Хиля, Кристалинской, Пьехи, Толкуновой, Королёва, Магомаева, Миансаровой, Мондрус, Мулермана. Завоевывала эстраду со своими первыми песнями Пугачёва. Расходились по общежитиям уже в двенадцатом часу ночи под вальс любимого тогда певца Ободзинского: «Эти глаза напротив».

Актовый зал располагался тоже в пристройке, симметрично спортзала, и соединялся с ним общим коридором. Под актовым залом находились читальный зал и библиотека, та самая, в перевозке которой я участвовал в 1964 году, когда готовилось открытие Главного корпуса.

В библиотеке был большой фонд учебной литературы, обилие подписных изданий, в том числе и иностранной специальной периодики. Любители художественной литературы тоже могли удовлетворить свои запросы. В картотеке легко было найти интересующую книгу и сделать необходимую заявку.

Мы гордились своим читальным залом, светлым и просторным. По вечерам для каждого читателя предусмотрена настольная лампа. У аспирантов и преподавателей был свой кабинет в конце читального зала. При ознакомительных экскурсиях администрация института любила показывать делегатам из Африки или представителям молодёжного движения Англии, инспекторам министерств и ведомств или гостям из других вузов страны такой святой уголок для студентов, как читальный зал и библиотека, наряду с современными лабораториями и аудиториями, павильонами сельхозмашин…

С актовым залом были связаны все более – менее крупные мероприятия в масштабах института или факультета. Один день в году посвящался для каждого факультета, например, «День агронома», который выливался в настоящий праздник. Подводились итоги учёбы, общественной работы. К этому дню старались приурочить встречи с выпускниками разных лет. Свои творческие отчёты предоставляла студенческая художественная самодеятельность.

1970 год. Встреча студентов с выпускниками разных лет. На переднем плане можно узнать наших "агрономов", В 3-м ряду (в очках) Л. Егоренков, позади - приятель с зоофака Ражико Чиковани.
1970 год. Встреча студентов с выпускниками разных лет. На переднем плане можно узнать наших "агрономов", В 3-м ряду (в очках) Л. Егоренков, позади - приятель с зоофака Ражико Чиковани.

Всегда полон зал собирали состязания клубов веселых и находчивых (КВН), посвящения в первокурсники, встречи с интересными людьми, праздничные концерты, гастрольные выступления артистов эстрады страны. Мест для желающих не хватало, и тогда в ход шли пригласительные билеты.

Один из них сохранился в моём архиве. Это было приглашение студенческого туристического клуба на свой вечер, организованный А. Стручковым и К. Сезоновым. Сам билет, разработанный с юмором, настраивал на встречу с необычным действом. При себе рекомендовалось иметь:

«1. Хорошее настроение в полиэтиленовом мешке.

2. Сумочку со смехом, два бутерброда остроумия, массу веселья, справочник по этике.

3. Лишнюю пару носовых платков: один для смеха, другой для слёз».

В зале погас свет, а на сцене появились контуры палатки и костра с красной, в тон пламени, подсветкой, освещавшей сидящих кружком туристов и поющих под гитару:

«Ветер бродит по лесным дорожкам.

Ты ведь тоже любишь вечера.

Подожди пока еще немножко,

Посидим с товарищами у костра…»

Зал не мог остаться равнодушным и включился в игру. Спели ещё одну песню, потом ещё и ещё…. Потом награждали лучших туристов, проводили в зале викторины, показывали слайды о походах, кинокадры, отснятые на туристических тропах. Братство, «непосед, робинзонов», включавшее в себя около 300 студентов, угощало весь зал чёрным кофе с сухариками из чёрного хлеба, приготовленного своими руками.

Фото из многотиражки "Караваевец". Студенты нашего курса выпуска 1971г.
Фото из многотиражки "Караваевец". Студенты нашего курса выпуска 1971г.

В те годы популярны были студенческие строительные отряды (ССО), не оставался в стороне и наш институт. Результаты трудового «третьего семестра» тоже регулярно подводились в актовом зале. Так, в ССО – 70, то есть, в 1970 году, участвовали 493 бойца, объединённых в четыре отряда: «Механик – строитель», «Мелиоратор», «Знергия – 70», «Строитель». Командир ССО – 70 И. Пешко докладывал: освоено строительных работ на сумму 734 тыс. рублей. И современникам некоторым трудно понять сегодня, что ССО не коммунистическая пропаганда советского времени, а реальные дела, овеянные романтикой юности, так здорово подмеченной в песнях Пахмутовой и Добронравова с Гребенниковым. Реальными плодами тех дел до сих пор пользуются Россия и бывшие республики Советского Союза.

Яркое подтверждение серьёзности того движения я увидел на встрече с бывшими студентами нашего 1971 года выпуска. На встречу я захватил старую подшивку газет «Караваевец». В одной из них говорилось о лучшей строительной студенческой бригаде по Костромской области за 1969 год и помещена фотография бригады. Это были ребята нашего курса: В. Смирнов (бригадир), Н. Чебанько, В. Гавриков, Ю. Ермолычев, И. Соснин, Н. Князев. Так газету чуть с руками не оторвали, так дороги для них были те далёкие годы, всплывшие через 35 лет. Пришлось газету размножить на ксероксе. Комиссар отряда Н. Савичева писала: «В Костромской области нет такого района, где не было бы линии электропередач, построенных руками студентов КСХИ».

И, конечно, по вечерам в нашем актовом зале регулярно «крутили» кино, доступное по цене, с учётом стипендий. С 1 января 1971 года актовый зал получил статус студенческого клуба, чего много лет добивался «вечный» председатель профкома КСХИ В. Янаков.

Вот и подходит к концу длинный, сбивчивый рассказ о Главном учебном корпусе, о годах, проведенных в Костроме, излишне перегруженный, может быть, незначительными деталями, множеством имён. Но это не художественная повесть, а мозаика жизни обыкновенного человека с его мелкой суетой бытия.