При каких условиях Бог услышит наши молитвы и ответит на них, рассказал доктор богословия, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.
Алексей Ильич Осипов, богослов:
У всех у нас полно скорбей. Они случаются непрерывно. Скорби бывают разные: болезни, неприятности, семейные конфликты, общественные, какие угодно. И вот здесь мы все заинтересованы в том, чтобы их разрешить.
И мы забываем, при каком условии Бог может услышать нашу молитву? Только если обращаться к Нему с вниманием, покаянием и благоговением.
При каком условии Бог может нам помочь? Только когда наша душа хоть немного изменится.
К примеру, пьяница будет умолять Бога помочь ему устроиться на винный склад. Ну, не устраивает его Бог на винный склад. Как вы думаете, почему?
Это очень хороший пример, который показывает, как часто мы молимся, не зная, что нам полезно, а что вредно. Кто из нас точно знает, что нам полезно? Есть хоть один такой человек?
Кто знает, полезно будет для вас или нет, если вы станете миллиардером? Мы ничего не знаем. Мы свою душу не видим. Поэтому какая молитва будет правильной при всех наших скорбях и неприятностях?
Господи, я знаю, что Ты — любовь и премудрость. Я знаю, что Ты готов мне дать всё, что мне нужно. Ты видишь мою скорбь. Господи, да будет воля Твоя, а не моя!
Мы же делаем всё что угодно, только избавь. Готовы к чему только не приложиться — к иконам, поясу, дарам. Забываем только об одном: Божье благодеяние полностью соответствует состоянию нашей души. При одном состоянии мы можем получить свою просьбу безболезненно и, может быть, во благо. При другом состоянии это невозможно. Как если пьяницу устроить на винный склад. Понимаете?
Поэтому очень важно молиться именно так: « Да будет воля Твоя, Господи. Ты знаешь всё. Я верю Тебе».
Святые предупреждают нас:
«Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтобы не прогневить Бога малоумием своим: просящий у Царя царей чего-нибудь ничтожного, уничижает Бога».
У Исаака Сирина есть такой пример. Вот пришёл человек на приём к царю. Добился, наконец, этой встречи. Пришёл и попросил у него гноя.
Мы же знаем, что всё земное, в конечном счёте, сгнивает. Всё — гной. Вот об этом как раз и пишет Исаак Сирин.
Скажу больше. Если можете, то ничего не просите у Бога.
Есть такое всеобъемлющее слово, которое вмещает в себя всю совокупность наших просьб: «Господи, помилуй». В «помилуй» входит всё — все наши прошения, желания, чаяния. В то же время здесь наблюдается акт смирения. Тот, кто без смирения настойчиво требует исполнение своих желаний, тот наказывает себя сам.
Вспомним случай с матерью декабриста Константина Рылеева. Заболел её маленький сынок. Врачи сказали, что ему осталось жить несколько часов. Она пришла в экстатическое состояние, упала на пол, просит Бога о помощи. И заснула. Во сне видит ангела, который показывает ей жизнь её сына. Она видит, как он становится гимназистом, потом — курсантом военного училища, затем — офицером. Вот он в окружении других офицеров о чём-то жарко спорит. Затем показывают Сенатскую площадь и, наконец, виселицу. И ангел спрашивает её: «Ты хочешь, чтобы твой сын остался жив? «Да», — восклицает она.
О чём идёт речь? Нам нужно быть осторожнее с нашими прошениями. Мы должны обращаться к Богу со смирением. Бог же хочет всё нам дать. Но не всё нам может быть полезно. Получу я что-нибудь получше и повыше, и я уже возгордился. Как пьянице нельзя давать винный склад.
В своих молитвах мы должны быть благоразумны, а не малоумны. Молитвы должны быть сопряжены со смирением, упованием на Бога, обращением к Нему, верой к Нему. Господи, я верю, что Ты всё сделаешь. Я верю.
Или не верю? Вот за это неверие мы не получаем ничего. Верим и не верим.
Оказывается, неверие — это очень опасная болезнь, которая присутствует в нашей душе. Мы-то думаем, что неверующие — это какие-то другие люди, это они в Бога не верят. Причём тут они? Мы не верим, а не они. Молимся и не верим. И потому не получаем.
К тому же мы неправильно молимся. В первую очередь нужно молиться о том, чтобы Господь помог нам очиститься от грехов. А о чём молимся мы, когда идём к иконам и святыням? О чём угодно, но не о том, чтобы очиститься. Не найдёте вы человека, который просит Бога избавить его от зависти... Дай нам блага на земле.
Забыли простой закон. Оказывается, все наши беды и несчастья обусловлены нашим духовным состоянием. Мы исполнены завистью, обманом, гневом, коварством… Чего только нет в нас. Мы забываем, что это и является источником наших страданий.
Преподобный Мрак Подвижник так и говорит:
«Не хочешь скорбей — не греши».
А грехи как отпускаются? Грехи отпускаются в той степени, в какой мы отпускаем грехи своих ближних. Вот такое мерило.
И вся наша жизнь, в конечном счёте, обусловлена состоянием нашей души. Ибо дух творит себе формы. Какой внутри меня дух, таковы будут и формы.
Ещё статья: Разве православие — это свечку поставить? Объясняет Алексей Осипов.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господьбог смирение