Найти тему
Морская коллекция

Линейные корабли. Краснознаменная "Парижанка". «Парижская коммуна»

Оглавление

Российская империя начала строить свои дредноуты одной из последних среди морских держав. Выбор концепции проекта, после поражения русско-японской войны и последовавшего пересмотра военно-морской стратегии России, затянулся. Если в начале 1904 года империя имела третий в мире флот и ее амбиции распространялись почти на весь Мировой океан, то в середине 1905 года флот России занимал уже шестое место в табели о рангах, причем наиболее боеспособная его часть была заперта в Черном море.

Появление британского "Дредноута", морских турбин и систем управления огнем кардинально изменили технологии морской войны. Пара-тройка лет ушло на то, чтобы "прийти в себя", перетряхнуть кадры, перестроить систему управления флотом с учетом прошедшей войны. А вот амбиции элиты империи не изменились. Новая кораблестроительная программа предусматривала восстановление всего за несколько лет океанского флота и возвращение страны в элитный морской клуб.

Первой серией российских дредноутов стала четверка кораблей для Балтийского флота типа «Гангут». С учетом присоединения России к англо-французскому военному союзу (Антанта) основным противником страны становилась Германия, в том числе и ее флот на Балтике.

Разработка, проектирование и особенности линкоров типа «Гангут» будут позднее рассмотрены в отдельной статье.

В один день, 3 июня 1909 года, на Балтийском заводе были торжественно заложены дредноуты «Севастополь» и «Петропавловск», а на Новом Адмиралтействе - «Гангут» и «Полтава».

Молебен на палубе «Севастополя» перед спуском на воду
Молебен на палубе «Севастополя» перед спуском на воду

Особенностью русских дредноутов стали размещение артиллерии главного калибра на одном уровне в четырех трехорудийных башнях и максимальная площадь бронирования при довольно низкой толщине. Эти параметры были выбраны МГШ как результат осмысления опыта войны с японцами и эффективности их фугасных снарядов, а также условий применения кораблей на мелководной Балтике в оборонительных минно-артиллерийских позициях на пути к Санкт-Петербургу.

17 ноября 1914 года «Севастополь» был зачислен в состав Балтийского флота. Мировая война уже шла вовсю.

1914 Линкор Севастополь у Балтийского завода
1914 Линкор Севастополь у Балтийского завода
Севастополь идёт малым ходом в Морском канале
Севастополь идёт малым ходом в Морском канале
«Севастополь» покидает Балтийский завод в 1914 году
«Севастополь» покидает Балтийский завод в 1914 году
-6

Балтийские дредноуты всю войну провели в тылу, активного участия в боевых действиях они практически не принимали.

Во время Первой мировой войны «Севастополь» входил в состав 1-й бригады линейных кораблей и базировался на Гельсингфорс. Весной и в начале лета 1915 года «Севастополь», «Петропавловск», «Гангут» и «Полтава» несколько раз выходили в море, проводили у Центральной позиции артиллерийские стрельбы и манёвры. В августе 1915 года «Севастополь» прикрывал постановки минных заграждений в Ирбенском проливе.

Зато в гражданскую войну линкорам довелось пострелять и пережить "Ледовый поход" из Гельсингфорса. «Севастополь» также участвовал в обороне Петрограда.

28 сентября 1919 года началось наступление на Петроград белой Северо-западной армии генерала Юденича. 20 октября 1919 года войсками Юденича было взято Царское Село и они подошли к Пулковским высотам. В тот же день линкор «Севастополь», стоящий у Гутуевского острова (окрестности Петрограда), по приказу Начальника Морских сил сделал шесть 3-х орудийных залпов с промежутками в пять минут по Красносельской возвышенности. Корректировали стрельбу с крыши Исаакиевского собора. В ночь на 21 октября обстрел повторили. Утром войска РККА перешли в решительное наступление. Петроград был спасен.

«Петропавловск» и «Севастополь» (1921)
«Петропавловск» и «Севастополь» (1921)

В марте 1921 года на главной базе Балтфлота, в Кронштадте, началось антибольшевистское восстание. На стороне восставших оказались оба активных балтийских дредноута-«Севастополь» и «Петропавловск». Мятеж начался именно на линкорах. Штаб Временного революционного комитета размещался на борту «Петропавловска».

Мятежники с «Севастополя» обстреляли верный Советской власти форт "Красная горка", позиции красных войск в Ораниенбауме и Сестрорецке, ближайшие жд станции. Всего было выпущено 375 305-мм и 875 120-мм снарядов. Ответным огнем было убито 14 и ранено 36 моряков, в «Севастополь» попал один 305-мм и два 76-мм снаряда, а также авиабомба, разрывы снарядов вызвали пожар. В ходе восстания советское командование получало сведения (от разведчиков и перебежчиков) о том, что «почти половина команд обоих линкоров не желает боя», что «машинная команда «Севастополя» (400 человек) почти вся целиком против мятежников», что многие старослужащие моряки прячутся в трюмах «кто куда», лишь бы не принимать участия в «заварухе».

В начале марта сводная группа верных большевикам войск начала штурм Кронштадта. Линкоры бомбили десятками самолетов. Когда войска прорвались на базу, большинство вождей мятежа сбежало в Финляндию, а линкоры они приказали взорвать (причем вместе с пленными, которых содержали в трюмах)

Несколько пудов взрывчатки уже успели заложить под башни, но кадровые матросы на «Севастополе» успели разоружить и арестовать оставшихся мятежников, выпустили из трюмов коммунистов и сообщили в Питер о восстановлении Советской власти. Вскоре сдался и «Петропавловск». Большинство восставших успело сбежать к белофиннам.

18 марта 1921 года мятежный Кронштадт пал, на линкорах были скомплектованы новые экипажи. 31 марта общее собрание матросов постановило переименовать «Севастополь» в «Парижскую коммуну». Приказом командующего Балтийским флотом И.К.Кожанова в тот же день новые имена были утверждены.

Парижская коммуна ( Commune de Paris) — революционное правительство Парижа во время событий 1871 года, когда вскоре после заключения перемирия с Пруссией во время Франко-прусской войны в Париже начались волнения, вылившиеся в революцию и установление самоуправления, длившегося 72 дня (с 18 марта по 28 мая). Во главе Парижской коммуны стояли объединённые в коалицию неоякобинцы, социалисты и анархисты.

Еще не закончилась гражданская война, а весной 1921 года на Х съезде партии было принято решение восстанавливать флот. К этому времени состояние линкоров было плачевным, на ходу был только один из четырех-«Марат» (бывший «Петропавловск»). Сами корабли давно устарели морально, в Англии, США, Японии и Франции уже появились супердредноуты. Но экономическое положение страны не позволяло даже планировать строительство современных линкоров.

1920
1920
Парижская коммуна и Марат в 1923
Парижская коммуна и Марат в 1923

Линкор 'Парижская Коммуна', Кронштадт, 1925 г.
Линкор 'Парижская Коммуна', Кронштадт, 1925 г.
Парижская коммуна и Марат в 1925, Кронштадт
Парижская коммуна и Марат в 1925, Кронштадт

Возможности СССР тогда позволяли проводить только модернизацию старых кораблей и достройку кораблей высокой степени готовности. Тем не менее восстановление флота продолжались. Если в 1923 году только «Марат» смог самостоятельно выйти в море, то в 1924 году к нему присоединился «Парижская коммуна» (17 сентября 1924 года линкор поднял сигнал: "Прошу разрешения следовать по назначению", с тех пор 17 сентября стал корабельным праздником). В 1925 году «Парижская коммуна» принял участие в походе эскадры кораблей под флагом М. В. Фрунзе к Кильской бухте.

-12

В 1925 году начались работы на «Гангуте» («Октябрьская революция»). Четвертый, "Полтава", переименованный в "Михаил Фрунзе", пережил два пожара и вместо восстановления стал донором для систершипов и береговой артиллерии.

На «Особом совещании» 10 марта 1927 года было принято решение о проведении полной реконструкции линкоров типа «Гангут». Потенциал модернизации проекта был ограничен, они уже имели значительную перегрузку. Полная модернизация потребовала бы по 40 миллионов на линкор, из-за ограниченности ресурсов был принят сокращенный компромиссный вариант. Главным было увеличение дальности артиллерии и переход на жидкое топливо.

Первым прошел модернизацию «Марат», 6 июня 1931 года модернизированный линкор вошел в состав советского флота. Его модернизация была минимальной. А максимально реконструирован был именно линкор «Парижская коммуна». На флоте его называли "Парижанка".

-13

-14

«Севастополь»
«Севастополь»

-16

1930
1930

1938
1938
1940
1940

-20
-21
-22

-23

«Парижская коммуна» (до 31.03.1921 года «Севастополь»), с 31.05.1943 года «Севастополь». Балтийский завод, Санкт-Петербург. Заложен 3 июня1909 года. 16 мая 1911 года зачислен в списки судов БФ. Спущен на воду 16 июня 1911 года, вступил в строй 4 ноября (декабрь)1914 года. 17 февраля 1956 года исключен из списков ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации. В 1956 – 1957 годах разделан на базе «Главвторчермета» в Севастополе на металл.

Повторно введен в эксплуатацию 17 сентября 1925 года. Прошел капитальный ремонт в 1922 – 1923 гг., в 1924 – 1925 гг. и модернизацию в 1928 – 1929 гг. 22.11.1929 г. убыл из Кронштадта на Черное море. 18.01.1930 г. прибыл в Севастополь и вошел в состав ЧФ. Прошел капитальный ремонт в 1933 – 1938 гг.. 24.07.1954 г. переклассифицирован в учебный линейный корабль.

Водоизмещение 23 300 тонн (нормальное), 26 900 тонн (максимальное). 24 800 тонн (24 400 длинных тонн ; 27 300 коротких тонн ), 24230/ 26700 тонн. Длина 181,2 метра. Ширина 26,9 метра. Осадка 8,99-9,1 метра
Двигатели- 4 винта, 4 паровые турбины Parsons, 25 котлов Ярроу, 42 000 л. с.,52000 л.с.на испытаниях. Скорость 24,1 узла (на испытаниях). Дальность 3200 морских миль при скорости 10 узлов, 2310 при 14. Экипаж 1149 человек, 1220-1286 человек
Броня. Пояс по ватерлинии : 125–225 мм (4,9–8,9 дюйма), верхний пояс 75—125 мм, палуба : 12–50 мм (верхняя палуба 37,5 мм, средняя палуба 19—25 мм, нижняя палуба 12—50 мм), башни : 76–203 мм (3,0–8,0 дюйма), барбеты : 75–150 (200) мм (3,0–5,9 дюйма), боевая рубка : 70-100–254 мм (3,9–10,0 дюйма)
Вооружение- 4*3 12-дюймовых (305-мм) орудия, 16*1 4,7-дюймовых (120-мм) орудий, 1 × 1 3-дюймовая (76-мм) зенитная пушка, 4 торпедных аппарата 17,7 дюйма 450 мм (подводные)
После ремонта 1941 г.: 4 × 12-дюймовые (305-мм) / 52 орудия, 12 × 1 - 4,7-дюймовые (120-мм) орудия, 3 × 1 - 3-дюймовые (76-мм) зенитные орудия, 16 × 1 - 1,5-дюймовая (37-мм) зенитная пушка, 12 × 1 - 0,50-дюймовые (12,7 мм) зенитные пулеметы ДШКМ

Тактико-технические данные«Парижская коммуна» (на 1943 г.)
Водоизмещение , стандартное 25500, нормальное 30395, полное 31275 тонн. Длина наибольшая 184,8 м. Ширина наибольшая 32,5 м. Осадка максимальная 9,65 м.
Двигатели-паротурбинная установка общей мощностью (4 установки, 12котлов) 61000 л.с., Винтов-4. Скорость хода максимальная 21,5-23,5 узлов. Скорость хода полная 20 узлов. Скорость хода экономическая 14 узлов. Дальность плавания экономическим ходом 2160 миль, 2700 миль при 14 узлах. Топливо 1950 тонн мазута. Экипаж 1546 человек.
Бронирование борта 125-225+50 мм. Траверзы 125 мм. Барбеты 75—150 мм. Румпельное отделение 25—125 мм. Бронирование палубы 25-75 мм(38 + 19-75 + 19-25 мм). Бронирование рубки 70-250 мм (100—254 мм). Бронирование башни ГК 152-305 мм(тыл 305 мм, стены и лоб 203 мм, крыша 152 мм). Бронирование противоминной артиллерии 37,5-125 мм.
Вооружение: к началу 1944 г.: 12 – 305/52-мм, 16 – 120мм/50, 6 – 76мм/55 34К, 16 – 37-мм/67 70К; 2x4 – 12,7-мм пулеметов Виккерса и 12 – 12,7-мм пулеметов ДШК. Торпедное вооружение сняли в 1933 – 1938 годах. 8 параван-охранителей. Авиагруппа (после модернизации) 2 гидросамолёта.
-24

Линкоры типа «Гангут» имели гладкопалубный низкобортный корпус, что снижало мореходность, но было достаточным для Балтики. Корабли имели ледокольный форштевень, небольшие надстройки, две дымовые трубы и две мачты.

Бронирование состояло из главного пояса высотой 5,1 метра на всю длину корпуса. На миделе его толщина достигала 225 мм, в оконечностях -125 мм, у ахтерштевня – 100 мм. Верхний пояс имел толщину 125 мм на миделе и 75 мм в носовой части. Кормовая оконечность верхним поясом не бронировалась. Главный пояс замыкался 100-125 мм траверсами.

Линкор имел три броневых палубы-верхняя 38 мм, закрывающая главный пояс, средняя 25 мм и нижняя 12 мм со скосами в 50 мм. Башни главного калибра при 203 мм лобовых и боковых плитах имели 305 мм тыл и 76 мм крышу.

Четырехвальная силовая установка включала турбины Парсонса (10 установок) и 25 паровых котлов Ярроу со смешанным отоплением. При 32000 л.с. скорость составляла 21,75 узла, при форсировании до 42000 л.с.- 23 узла.

Основное вооружение-двенадцать 305 мм/52 орудий Обуховского завода образца 1907 года ( снаряд 470 кг, дальность 23230 м). Они размещались в четырех трехорудийных башнях, установленных линейно в диаметральной плоскости. Вспомогательная артиллерия-16×1 120-мм/50 орудий и 4 салютных 47 мм орудия. Кроме того линкоры имели по четыре 450-мм подводных траверзных торпедных аппарата.

-26
-27

-28
-29
-30
-31

В 1928-1938 годах все три оставшихся линкора по очереди прошли модернизацию, в ходе которой получили более развитые надстройки с изящно изогнутой назад первой дымовой трубой, а также носовую наделку в виде полубака для улучшения мореходности. Форма фок-мачты и носовой надстройки на всех линкорах отличалась.

Полная замена коснулась силовой установки- на линкоры переставили турбины, предназначенные для линейных крейсеров типа “Измаил” и нефтяные котлы. Благодаря этому при большем водоизмещении скорость сохранилась.

-32
-33

-34

Глубина модернизации для кораблей была различной. «Парижская коммуна» самую продвинутую. Линкор прошел ремонт в 1922-1923 годах, 1924-1925 годах и 1928-1929 годах (с одновременной модернизацией).

Серьезную модернизацию линкор прошел в Севастополе в 1933-1938 годах на базе Севастопольского морского завода.

Установили 12 новых мощных нефтяных котлов, оставшихся от недостроенных линейных крейсеров, на освободившееся от старых котлов место поставили продольную водонепроницаемую переборку.

Расширили амбразуры башен для увеличения угла возвышения орудий и, соответственно, дальности стрельбы, установили более мощные двигатели для вертикальной наводки. Скорострельность орудий главного калибра возросла до двух выстрелов в минуту, угол возвышения увеличился до 40 градусов и дальность до 29 950 метров. Модификация получила обозначение MK-3-12 Mod.

Установили новые системы управления огнем и связи, новые кормовую и носовую надстройку с дальномерными постами, два командно-дальномерных поста КДП-6 с двумя 6-метровыми дальномерами Zeiss , расположенными на обеих надстройках. Механический компьютер управления огнем Pollen Argo Clock был заменен копией компьютера управления огнем Vickers Ltd (в СССР именовался АКУР), а также копией стабилизированного вертикального гироскопа Sperry. Также установили первые в советском флоте стабилизированные зенитные комплексы СВП-1, которые были установлены по бокам носовой надстройки. Они стабилизировались вручную и были малоэффективны, так как оператору удерживать цель при качке на полном ходу было очень сложно.

Старые зенитные орудия Лендера заменили шестью полуавтоматическими 45-миллиметровыми зенитными орудиями 21-К , по три на носовой и кормовой башнях. На платформах носовой и кормовой надстроек устанавливались по три 76,2-мм 34-К каждый, а также двенадцать 12,7-мм пулеметов ДШК - М.

Передняя труба получила узнаваемый наклон ( чтобы не допустить попадания дыма к приборам управления огнем ), также изменили форму носовой части для уменьшения заливаемости палубы на полном ходу (накладка превратилась в полноценный полубак), задняя надстройка была увеличена и грот-мачту пришлось сдвинуть вперед. На усиленной грот-мачте был установлен кран для подъёма самолёта.

На корабле разместили импортную катапульту Heinkel на третью башню и кран для гидросамолета-разведчика (с 1930 по 1933 год). Катапульту потом передали на модернизируемый крейсер « Красный Кавказ» в ноябре 1933 года.

Значительно усилили бронирование- толщина крыши башен ГК была доведена до 152 мм, на средней палубе толщину броневых листов увеличили до 76 мм за счет плит, оставшихся от крейсеров типа «Адмирал Нахимов».

-35

Первый этап реконструкции завершился в январе 1938 года. Усиление бронирования снизило остойчивость. Из-за этого с декабря 1939 года по июль 1940 года годах на линкоре были установлены бортовые були, что увеличило ширину корабля на 5,62 метра, а также усилило подводную защиту, за счет 50 мм стенок булей. Внутри булей находился внешний пустой отсек и внутренний из двух частей ( нижняя заполнялась мазутом или водой, а верхняя небольшими водонепроницаемыми трубками). Общая глубина ПТЗ выросла до 6,1 метра. Было также усилено зенитное вооружение.

Подводные торпедные аппараты мешали булям-и их пришлось демонтировать.

Були увеличили стандартное водоизмещение до 30 395 тонн (29 915 длинных тонн; 33 505 коротких тонн), увеличили метацентрическую высоту до 2,03 метра и снизили скорость до 21,5 узлов.

Позднее 45-мм орудия были сняты и добавлены шестнадцать 37-миллиметровых автоматических зенитных орудий 70-К , по три на носовой и кормовой крышах башни и двенадцать на надстройках. К середине 1942 года дополнительно установили 4×1 37-мм/67 автомата 70-К, две счетверённых пулемётных установки Vickers .50 и 14 крупнокалиберными пулемётами ДШК.

В результате модернизации однотипные корабли приобрели "свое лицо" и по внешнему виду и по боевым возможностям.

График жизни кораблей Балтийского флота устоялся еще при Петре Первом. Обычно в мае открывали кампанию. корабли по одному и группами выполняли различные учебные эволюции в Финском заливе. Осенью эскадра проводила общие маневры.

А с декабря по апрель "Маркизова лужа" замерзала, корабли льдом приковывало к причалам Ленинграда и Кронштадта. За 200 лет такой стиль жизни для балтийцев стал привычным.

Конечно, попытки освежить ситуацию предпринимались регулярно. При царе балтийские корабли во второй половине 19-го века регулярно комплектовали Средиземноморскую эскадру.

Советские военморы тоже искали варианты продлить учебный сезон. В 1929 году в поход на запад был отправлен отряд Л.М. Галлера в составе линкора «Парижская коммуна» (под командованием К. И. Самойлова) и легкого крейсера «Профинтерн». Поход был запланирован до Неаполя и обратно. Посетить планировалось только Неаполь. Дозаправка планировалась с танкеров в море. Резервным пунктом возвращения в случае ледового затора на Балтике был Мурманск.

Из Кронштадта корабли вышли 22 ноября. С дозаправкой в пути все получилось более-менее нормально. Но затем отряд вошел в зимний Бискайский залив и сразу попал в сильный шторм. Пришлось 4 декабря укрыться во французском Бресте, исполнив при входе в гавань салют наций. Но даже на внешнем рейде Бреста шторм достиг 10 баллов. Корабли стояли на двух якорях и с постоянно работающими турбинами на "малый вперед". Попытку выйти в море Бискайский залив встретил уже 12 балльным штормом и стометровыми волнами десятиметровой высоты. Линкору пришлось очень тяжело, он полностью зарывался в волну по башню, были повреждены надстройки, а потом ударом волны была разрушена носовая наделка. В итоге командир принял решение вернуться в Брест.

10 декабря отряд вновь вернулся в Брест, на этот раз пришлось встать на ремонт на внутреннем рейде. Отдыхать морякам пришлось на борту, французы запретили советским увольнение на берег. В городе могли появляться только старшие офицеры по рабочим делам. Ремонт занял две недели, но шторм продолжался. Лишь 26 декабря советские корабли покинули "гостеприимный" Брест.

Пройдя Бискай, отряд направился к Гибралтару. Новый 1930 год встретили в море. 1 января отряд ппришел к порту Кальяри на Сардинии. Здесь его ждали транспорты с водой и топливом. 6 января итальянские власти разрешили заход в гавань и увольнительные для экипажей. 8 января корабли из Кальяри направились в Неаполь, куда прибыли на следующий день.

Обратный путь после таких приключений казался гораздо ужаснее. Галлер предложил Москве отправить отряд в Черное море, отремонтировать корабли, а потом, по весне, возвращаться в Кронштадт. Не получив ответа 14 января корабли направились к Гибралтару, но уже в пути было получено разрешение Москвы на черноморский маршрут.

В полдень 17 января корабли отряда были в Черном море. Здесь их встретили черноморские эсминцы. 18 января они встали на якорь в Севастополе. Тяжелейший дальний поход после долгого перерыва был завершен. За 57 суток корабли прошли 6269 миль.

-37
-38
-39

В результате до возвращения на Балтику дело не дошло, линкор и крейсер вошли в состав Морских сил Черного моря. Линкор «Парижская коммуна» стал на долгие годы черноморским флагманом.

-40
Красный Кавказ и Парижская коммуна, 1930-е
Красный Кавказ и Парижская коммуна, 1930-е
1931
1931
-43
-44
-45
-46
-47

1931
1931

Линкор активно воевал во время Великой Отечественной войны, об этом будет отдельная статья.

1940
1940
-50

31 мая 1943 года линкору было возвращено имя «Севастополь». В конце 1943 года боевое использование крупных кораблей ЧФ из-за больших потерь было запрещено без разрешения Ставки. Линкор в итоге не покидал Поти.

Зато часть экипажа «Севастополя» отправили в Ваенгу для приёмки британского линкора HMS Royal Sovereign, позже переименованного в «Архангельск».

Линейный корабль Севастополь, 1947-1949 годы. добавлен 2013...
Линейный корабль Севастополь, 1947-1949 годы. добавлен 2013...
Sevastopol1945-1954
Sevastopol1945-1954

8 июля 1945 года линейный корабль «Севастополь» за успешное выполнение боевых задач в годы Великой Отечественной войны награждён орденом Красного Знамени.

-53

После войны линкор оставался в строю. 24 июля 1954 года он был переклассифицирован в «учебный линкор» и 17 февраля 1956 года списан на слом. В 1956 году исключённый из состава ВМФ СССР корабль был передан в ОФИ и в 1956—1957 годах разобран на Севастопольской базе «Главвторчермета» на металлолом.

Почтовая марка СССР
Почтовая марка СССР
Памятник героям Черноморской эскадры 1941—1944 гг. в Севастополе с    «Севастополь», в центре сверху и списком 28 боевых кораблей, отличившихся в боях с немцами
Памятник героям Черноморской эскадры 1941—1944 гг. в Севастополе с «Севастополь», в центре сверху и списком 28 боевых кораблей, отличившихся в боях с немцами
Памятник линкору «Севастополь» в Севастополе
Памятник линкору «Севастополь» в Севастополе

На корабле служили: Егоров Владимир Александрович (контр-адмирал, 1943; в 1927—1930 годах помощник вахтенного начальника, вахтенный начальник, младший артиллерист корабля; Свердлов Аркадий Владимирович ( капитан 1 ранга, 1943, в 1931—1931 годах командир башни); Петровский Владимир Алексеевич (советский писатель, контр-адмирал, 1941, в 1927—1929 годах штурман).

В 1951-1953 годах командиром корабля был будущий Адмирал Лобов Семён Михайлович.

Линкор "снимался"в фильмах «Моряки» (режиссёр В. Браун, Одесская киностудия, 1939) и «В мирные дни» (режиссёр В. Браун, Киностудия имени А. Довженко, 1950).

Линкор «Севастополь» упоминался в романе А. Азольского «Затяжной выстрел», действие которого происходит в 1953 году, главный герой служит на линкоре «Севастополь». Название прямо не называется, но легко определяется по следующей фразе: «Этот металлический остров длиною в 186 метров и водоизмещением 30 тысяч тонн был заложен в июне 1909 года, спущен на воду в июне 1911 года, сменил название, вернулся к тому, каким его нарекли, жил, дышал, стрелял, нападал и убегал, сжигал в себе соляр, мазут, порох, прокачивал через себя воду, воздух, механизмами и отлаженной службой пожирая людей, выпрямляя и калеча их судьбы».

Но самым скандальным стало упоминание корабля в нацистском кинофильме «Белые рабы: Броненосец «Севастополь»» (режиссёр Карл Антон, 1937), гитлеровский ответ на советский «Броненосец „Потёмкин“». Роль «Севастополя» в фильме играл югославский эсминец «Дубровник».

Сюжет посвящен 1917 году, когда благородное общество устраивает на линкоре бал. А большевики во главе с пьяным еврейским комиссаром начинают на корабле восстание, офицеров режут, дам насилуют, винные погреба употребляют по назначению, а в итоге с главного калибра бьют по Петербургу. Этот блокбастер в годы войны шёл в Германии под названием «Красные звери» и не сходил с берлинских экранов вплоть до апреля 1945 года.

-57
-58
-59
-60

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам