Найти тему
НУАР-NOIR

Французская комедия, которая настолько «чёрная», что воспринимается как трагедия

-2

К фильму 1979 года «Чёрная серия» (в некоторых переводах – «Чёрное издание») нас заставило обратиться то обстоятельство, что за всё время существования нашего канала не было ни одного материала, посвященного кинокартинам Алена Корно. Исправляемся…

«Чёрная серия» - фильм в высшей мере примечательный. Начнем с того, что он как бы отсылает зрителя к знаменитым криминальным романам, что выходили во Франции в 40-50-ых в чёрной обложке, а потому получили наименование «чёрная серия». Именно по этой причине французы свято уверены, что именно они и никто иной являются основоположниками нуара (в переводе с французского «чёрный»)

Карно очень умело использовал криминальную тематику, которая тиражировалась в разнообразных «дёшевых повестях», хотя собственно литература (то есть книги в чёрных обложках) осталась за пределами действия. Она как бы должна подразумеваться, подобно тому, как негласно присутствует «китайский квартал» в одноименной ленте Полански, хотя про события в оном почти ничего не говорится.

Ещё один важный момент. Ален Карно хотя и взял за основу повесть Дж. Томпсона «Адская барышня», но сделал действие очень похожим на Достоевского. Если быть более точным, то на «Преступление и наказание». Именно этот момент позволят причислять Фёдора Михайловича к числу «высоких источников нуара».

Фильм является своего рода трагическим монологом неудачника, который работает коммивояжером, продавая в парижских предместьях всякую ерунду. Всё это снабжено большим количеством ироничных фраз то про «гребень из натуральной пластмассы», то про «австрийский халат из пиренейской шерсти».

Можно было бы сказать, что дело Остапа Бендера живет и процветает, только вот юноша по прозвищу «Пупсик» явно не в себе. Взирая на его ужимки и гримасы, невольно вспоминается строчка из Ф. Чистякова (группа «Ноль»): «Мозг больной свело». Это собственно и есть проявление чёрной серии, когда персонаж мнит себя героем криминального романа.

Кадр из фильма «Чёрная серия» (1979)
Кадр из фильма «Чёрная серия» (1979)

Он едва ли не в стиле Раскольникова задается вопросом относительно того, имеет ли он право. Обычно ответ находит в том, что подворовывает из кассы, да регулярно ссорится с неряшливой женой. Всё меняется в один момент, когда «малыш Франк» встречает юную Мону.

Кадр из фильма «Чёрная серия» (1979)
Кадр из фильма «Чёрная серия» (1979)

Той обычно «расплачивается» за всякого рода услуги весьма отталкивающего вида тетушка (ну как тут не вспомнить старуху-процентщицу). Мона же показательно молчит. Причем, насколько убедительно, что иногда возникает подозрение, что она немая. Но это не так. Ибо девчушка озвучила мысль.

Кадр из фильма «Чёрная серия» (1979)
Кадр из фильма «Чёрная серия» (1979)

При чем весьма преступную, почти что в духе «Двойной страховки»: отправить старушку на небеса и завладеть её миллионами. И с этого момента криминальные фантазии Франка стали прорываться из его мутного сознания в реальность. Что, конечно же, ничего хорошего не предвещает. Не только для персонажа, но и для самого артиста. Ибо у Патрика Девера была очень трагическая судьба.