Найти в Дзене
Авиационное обозрение

Каким был типовой состав радиооборудования советских штурмовиков в сороковых годах? Часть первая.

Здравствуйте. В годы Второй Мировой войны одним из ключевых факторов успешного решения боевых задач, являлось наличие качественной радиосвязи между подразделениями. Авиацию эту касалось едва ли не в первую очередь. Несмотря на некоторые сложности, Советскому Союзу постепенно удалось преодолеть отставание в этом вопросе (на начальном этапе войны) и обеспечить свою боевую авиацию всем необходимым радиооборудованием. По ходу получения опыта его эксплуатации, возникала потребность в устранении выявленных недостатков и качественной модернизации, которая была направлена на улучшение основных характеристик. Также помимо непосредственно радиостанций, самолеты стали оснащать и другими типами радиооборудования. К примеру это радиополукомпас, радиоопознавательное устройство и т. д. А машины, которые предполагали наличие нескольких членов экипажа, комплектовались специальными самолетными переговорными устройствами. Уже после окончания войны, состав радиооборудования был еще более существенно расширен. К примеру за счет включения в его состав маркерного приемника и радиовысотомеров. Но обо всем по порядку. Основой штурмовой авиации в те годы был легендарный штурмовик Ил-2. Естественно он не нуждается в представлении. Этот самый массовый боевой самолет за всю историю авиации являлся одним из ярчайших символов своего времени. Ему на смену пришел во многом схожий с предшественником Ил-10. Эти два больших семейства поршневых одномоторных штурмовиков включали в себя несколько крупносерийных модификаций (к примеру одноместный Ил-2 с двигателем АМ-38, двухместный Ил-2 с двигателем АМ-38Ф). Рассмотрим как именно происходил процесс совершенствования радиооборудования на этих машинах.

Рисунок штурмовика Ил-2. Источник фото: https://www.goodfon.ru/
Рисунок штурмовика Ил-2. Источник фото: https://www.goodfon.ru/

Как известно, в военные годы советские радиостанции делились на три большие группы. Это РСР (разведывательные), РСБ (бомбардировочные) и РСИ (истребительные). Штурмовики семейства Ил-2 оснащались истребительными радиостанциями семейства РСИ. Для обеспечения потребителей (среди которых было и радиооборудование) электропитанием необходимо соответствующим образом проработать электрическую систему самолета. В качестве источников электроэнергии на большинстве модификаций штурмовика Ил-2 применялся генератор ГС-10-350 и аккумулятор 12А-10. В состав радиооборудования серийного одноместного варианта самолета входила только радиостанция типа РСИ-4 (Ссылка на статью). Ее приёмник размещался непосредственно в кабине летчика. Там же, по правому борту, располагался щиток управления приемом и передачей. Умформеры также находились в передней части фюзеляжа, а передатчик установили в задней части по левому борту. Между собой оборудование соединялось экранированными кабелями. Антенна радиостанции, длиной 3,6 метра, натягивалась между килем и мачтой. Сама мачта крепилась в задней части кабины летчика. Общая схема размещения элементов радиостанции приведена на скриншоте ниже.

Схема размещения элементов радиостанции на одноместном штурмовике Ил-2.
Схема размещения элементов радиостанции на одноместном штурмовике Ил-2.

На двухместном варианте штурмовика, помимо радиостанции (у нее модель осталась та же РСИ-4) устанавливалось самолетное переговорное устройство (для связи между летчиком и стрелком) и радиополукомпас. Соответственно пришлось вносить некоторые изменения в электросистему, для того чтобы обеспечить их корректное подключение. Были добавлены два дополнительных умформера РУ-11А (для переговорного устройства и радиополукомпаса). Изменили и расположение некоторых элементов самой радиостанции. Что же касается радиополукомпаса, то на двухместном штурмовике (как различных модификаций, так и производственных серий) устанавливалась одна модель РПК-10. Он предназначался для вождения самолета по сигналам радиомаяка и полетам на радиостанцию.

Для справки. Радиополукомпас РПК-10. Представлял собой самолетный радиопеленгатор полуавтоматического действия с неповоротной рамкой. В его комплекс входил приемник, индикатор курса ИК-40, механизм дистанционной настройки, рамка, щиток управления, набор соединительных кабелей и умформер РУ-11А. Общий вес комплекта оборудования равнялся 12,3 кг. Потребляемая мощность составляла 50 Вт. Приемник РПК-10 работал в диапазоне частот от 275 до 725 кГц.

За работу с радиополукомпасом также отвечал летчик. Индикатор курса находился на приборной доске, а механизм дистанционной настройки располагался в кабине по левому борту. С самолетным переговорным устройством дело обстояло несколько сложнее. В нескольких источниках отмечалось, что было возможно применение различных типов данного оборудования. К примеру СПУФ-2 или СПУ-2М. В целом же, в комплект самолетного переговорного устройства входили два абонентских аппарата, умформер, усилитель, соединительные колодки и кабели. Общая схема размещения всего радиооборудования на двухместном штурмовике приведена на скриншоте ниже.

Схема размещения радиооборудования на двухместном варианте штурмовика.
Схема размещения радиооборудования на двухместном варианте штурмовика.

Отдельно следует рассмотреть модификацию Ил-2КР (Ссылка на статью). Этот самолет разработали в кратчайшие сроки на основе двухместного штурмовика и адаптировали для решения задач по ведению разведки и корректировки огня артиллерии. На нем решено было установить другой тип радиостанции (РСБ-3бис), которая могла обеспечить большую дальность связи (в идеале до 500 км с наземной радиостанцией, по сравнению со 130 км у РСИ-4).

Передатчик РСБ-Ф. Фото автора.
Передатчик РСБ-Ф. Фото автора.
Для справки. Авиационная радиостанция РСБ-3бис. Являлась дальнейшим развитием семейства советских бомбардировочных радиостанций РСБ. Представляла собой приемно-передающую коротковолновую, симплексную радиостанцию, предназначенную для обеспечения двухсторонней радиосвязью самолетов бомбардировочной авиации как с другими машинами так и с наземными радиостанциями. В ее комплект входил приемник типа УС-4 или УС-1, передатчик, два умформера РУК-300А и РУ-11А, антенна, пульт управления и соединительные кабели. Данная радиостанция устанавливалась на самолетах типа Пе-2, Ли-2, Ил-4, Ер-2, Ту-2 и Ил-2КР.

Основные элементы бомбардировочной радиостанции (приемник РСБ-3бис и передатчик УС-4) разместили за креслом летчика на дополнительной бронеплите. Умформеры РУ-11А и РУК-300А установили в задней части фюзеляжа по левому борту. К бортовой сети они подключались при помощи штепсельной розетки. Также была установлена и новая антенна с изменением места нахождения ее мачты. Радиополукомпас и самолетное переговорное устройство остались без изменений. Однако, пришлось заменить источники питания бортовой сети. Теперь на самолет установили генератор ГС-1000 и аккумулятор 12А-30. Соответственно поменялись и сопутствующие элементы электросистемы. Также стоит отметить, что в отличии от базового штурмовика, на этой модификации за управление радиостанцией отвечал не летчик, а стрелок-радист. Общая схема размещения радиооборудования на самолете Ил-2КР приведена на скриншоте ниже.

Размещение элементов радиостанции и электросистемы на самолете Ил-2КР.
Размещение элементов радиостанции и электросистемы на самолете Ил-2КР.

Другие модификации двухместного штурмовика (как опытные, так и серийные по типу Ил-2 с НС-37) не имели отличий по составу радиооборудования от базового варианта. В следующей части обзора будет рассказано о ходе совершенствования радиооборудования на самолетах семейства Ил-10. Итого, еще раз краткие выводы по первой публикации:

  • Радиооборудование одноместного штурмовика Ил-2 было ограничено только радиостанцией;
  • В двухместной модификации в его состав также включили радиополукомпас и самолетное переговорное устройство;
  • Советские штурмовики семейства Ил-2 оснащались радиостанцией истребительного типа РСИ-4, за исключением разведывательно-корректировочной модификации, где стояла РСБ-3бис.

Продолжение следует...

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.