Найти в Дзене
Христианство и смысл жизни

Пост и другие правила – это средства, способствующие исполнению заповедей Божиих...

Оглавление

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.» (Мф. 23: 23-26).

Пост, молитва, посещение храма Божия, исполнение уставов Церкви, чтение слова Божия, участие в таинствах Церкви – это очень важно для христианина. Но вспомним, что посты соблюдали и фарисеи, молились долго, посещали храм Божий, поучались в законе Божием, в общем исполняли все правила, но при этом они не имели любви, были далеки от Бога и распяли Христа. Почему же так получилось? Они ставили на первое место правило, то есть соблюдение правил, предписаний закона, постов, соблюдение субботы было для них главным, и они думали, что этим угождают Богу. Они гордились этим, что исполняют эти правила, а гордость исходит от сатаны и удаляет человека от Бога, потому что Богу свойственно смирение. Господь отверг фарисея, который гордился, что он всё исполняет и осуждал мытаря, а мытаря кающегося принял. (см. Лк. 18: 9-14). Но при этом они не думали о соблюдении главных заповедей о любви к Богу и ближним, а ведь десять заповедей, данных в законе Моисеевом, сводятся к этим двум: первые четыре заповеди о любви к Богу, вторые шесть заповедей о любви к ближним. (см. Исх. 20 глава). Но при этом фарисеи готовы были погубить человека, ради исполнения этих правил, чем нарушали главные заповеди Божии, а потому были далеки от Бога. И вот примеры этому. «И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадёт в яму, не возьмет её и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая. Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.» (Мф. 12: 9-14). Заповедь о соблюдении субботы Бог дал человеку из любви к нему, потому что Бог есть любовь (см. 1-е Ин. 4: 16); чтобы человек отвлёкся от суетных дел, отдохнул и позаботился о своей душе, что является намного важнее работы, потому что жизнь наша в Боге. Фарисеи же исказили смысл этой заповеди, забывая, что она дана для человека, для его блага, и думая только о формальной, внешней стороне заповеди, желая исполнить закон по букве, а не по духу: «потому что буква убивает, а дух животворит.» (2-е Кор. 3: 6). Диавол настолько помрачил их ум, что они готовы были из-за правил, из-за хранения субботы оставить человека без помощи. А накануне Пасхи они боялись зайти в преторию к Пилату, чтобы не оскверниться, так как Пилат был язычником, но при этом осквернили себя убийством, предав Христа на распятие: «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху. Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?» (Ин. 18: 28-29).

-2

Также и сейчас Церковью установлены посты, таинства Церкви, богослужения, дома мы читаем утреннее и вечернее правило. Но когда человек исполняет всё это: соблюдает посты, вычитывает правила, посещает храм, участвует в таинствах Церкви, ставит свечки, как бы это не привело к гордости и чувству собственной праведности. Потому что тогда можно уподобиться фарисеям, соблюдая всё только внешне и не думая о чистоте сердечной, об изменении и покаянии. При этом при всём человек может забыть про честность, про милость, про то, что нельзя осуждать других. Это может привести к осуждению других людей, которые не посещают храм, и при этом человек уподобится фарисеям. «Большая нам беда от чувства праведности. Зарубите себе на памяти, что коль скоро придет сие чувство, хотя в слабой мере, значит дело ваше пошло криво...» Святитель Феофан Затворник. Все эти льстивые мысли от диавола. Правила Церкви не являются самоцелью. Это средства для того, чтобы мы, пользуясь ими, могли соблюдать заповеди Божии, которые заключаются в любви к Богу и ближним, и всё более могли смиряться, приближаться к Богу и видеть свою греховность, каяться и совершенствоваться. Следует воспринимать всё с духовной стороны, а не просто внешне соблюдать правила. Например, сам по себе пост – это не самоцель, он нужен для того, чтобы более приблизиться к Богу, чтобы ничего не мешало покаянию, богообщению, молитве, очищению сердца, и пост должен приводить не к гордости, а к смирению. А просто соблюдение внешних правил может и не привести к должному результату, если не соблюдать заповедей Божиих о любви, если осуждать других, превозноситься над другими, можно уподобиться фарисеям в таком случае. «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.» (Мф. 5: 20). А так, если мы только лишь соблюдаем правила, но проходим мимо чужого горя, то это не христианство. В молитве мы получаем благодать, чтобы делать заповеди. Все добрые дела в нас делает Господь, а не мы. Когда мы ставим на первое место правила, а о соблюдении заповедей забываем, то этим мы не угождаем Богу, а, напротив, удаляемся от Него, как фарисеи, которые ради того, чтобы не нарушить субботу готовы были оставить человека без милости. Вот пример. Если человек в храме, желая угодить Богу, встаёт всегда на одно и тоже место, потому что там ему удобно молиться, но если кто-то встанет на это место, то он начинает ругаться, прогоняет человека, не смиряется, то это неверно, ведь можно встать на другое место. Или же когда, например, человек молится в храме, а тут кто-то проходит мимо и мешает ему, а он начинает осуждать, злиться, ругаться, когда можно пропустить человека и продолжить спокойно молитву. И такая молитва намного угоднее будет Богу, чем делаемая в гневе, в обиде на ближнего. Поэтому ко всему нужно подходить с рассуждением и поступать всегда по любви к ближним, ставя любовь и милосердие, честность на первое место. Если ближний попросит помочь, то святые советовали отложить молитву и помочь человеку. Потому что если не помочь человеку, а потом просить помощи у Бога, то этой помощи можно и не дождаться. «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» (Мф. 7: 12).

-3

Все эти внешние обряды, поклоны, не нужны без смирения. Поклон человек делает, имея внутри любовь и смирение и таким образом внешне проявляя это. А сами внешние проявления без внутреннего мало полезны: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». (Мф. 15: 8-9). Смирение и любовь могут и без правил ввести человека в рай; «смирихся, и спасе мя.» (Псалом 114: 5). Вспомните, разбойник на кресте, который смирился, осознал свою греховность, покаялся, исповедал Иисуса Христа Господом, защитил Его от злословия другого разбойника, поступив по любви, был спасён. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.» (Лк. 23: 39-43). Но всё равно правила эти нужны, и пост, и молитва, и участия в таинствах, так как, уже выше говорилось, это даёт силы и духовное разумение, чтобы делать заповеди, иметь дар рассуждения, как поступить по любви; благодать которую мы получаем в молитвах, в постах, в таинствах Церкви необходима нам. Мы, благодаря этому приобщаемся Христу, Который просвещает наш ум и сердце, чтобы мы ясно понимали, что есть добро и что - зло, поступали по любви и в итоге шли ко спасению. «Я – свет, пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.» (Ин. 12: 46). Ведь Господь сказал фарисеям, что оставлять это не нужно: «сие надлежало делать, и того не оставлять.» (Мф. 23: 23). Только всё это нужно делать со смирением. Все правила, посты и т.д. являются средством для того, чтобы мы могли делать заповеди Божии и очищаться от грехов и страстей. А фарисеи, которые ставили правила на первое место, гордились, что исполняют их, осуждали других, пребывали во тьме, поэтому распяли Христа. Их ум и сердце были помрачены страстями. Нужно стараться очистить ум и сердце от страстей, от скверных помыслов, потому что в свете Бога ничего не укроется, всё открыто перед очами Его. И в вечности все наши мысли, чувства, намерения, дела, будут открыты. Нужно стараться, чтобы наши внешние дела исходили из чистого сердца, полного любви к Богу и ближним, а не просто совершались механически, ради исполнения правила.

-4

«Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.» (Рим. 2: 28-29).

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!