В 2012 году морская ракетоносная авиация была фактически ликвидирована путём выведения из её состава сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М3. Споры о правильности данного решения ведутся до сих пор, но факт отсутствия у Морской авиации машин, несущих мощные противокорабельные ракеты, увы, имеется. Однако в данном направлении наметился прогресс – стало известно о разработке новейшей универсальной ПКР, способной закрыть появившуюся брешь.
Приветствую на канале!
Около года назад появились интересные новости, согласно которым многофункциональные истребители Су-30СМ Морской авиации получат на вооружение ракету Х-32 «Буря-М» в рамках программы «Адаптация-Су». Данная ПКР представляет собой развитие советской Х-22, с довольно заметным улучшением характеристик. Первое, что довели до ума, так это двигатель – появилась способность лететь на грани гиперзвука, а это крайне негативно влияет на возможности НАТОвских кораблей сбивать подобные цели. Немного поработали над боевой частью – её пришлось немного уменьшили для расширения топливных баков, за счёт чего «Буря-М» способна пролететь уже до 1000 километров. Вариантов БЧ осталось два, как и раньше – ядерная и классическая, с весом под тонну, где само ВВ более 500 килограмм. Вся электронная «начинка», соответственно, заменена на современную, в частности автопилот. Стартовая масса без изменений – примерно 5,5 тонн, что вполне допустимо для Су-30СМ, боевая нагрузка которого достигает 8. Так вот, вышеописанная ракета, судя по всему, являлась лишь прикрытием для работ над совершенно иным вооружением.
Доподлинно известно, что для Морской авиации разрабатывается абсолютно новая противокорабельная ракета, которая значительно улучшит возможности таких машин, как Су-30СМ. Известно о ней немного, но это точно не Х-32, так как разработка позиционируется как нового поколения, чего о модернизированной «Буре-М», при всех её плюсах, не скажешь. Как-никак, габариты, а значит и возможности по обнаружению, остались без изменений, что весьма критично в наше время. Так вот, вариантов, что же это за ПКР, имеется два. Перво-наперво, это 3М22 «Циркон», но авиационного базирования. Вполне логично, что флот желает заполучить новинку не только на кораблях, но и на многофункциональных истребителях, так как это унификация, имеющийся уже опыт, а также огромные возможности – ничего похожего у противника не наблюдается даже близко. Подобный подход позволит ВМФ играть большую роль в неядерном сдерживании, участвуя в гипотетических операциях по нанесению ударов вглубь территории противника, если нет необходимости изначально задуманного применения. Дополнительно отметим, что авиационная версия «Циркона» весит куда меньше Х-32, что позволит брать их несколько штук.
Ну и второй вариант более сложный, но оттого и интересный. Имеется предположение, что новая ракета выполнена на базе гиперзвукового «Гремлина» или это он непосредственно и есть, отличительной чертой которого является прямоточный воздушно-реактивный двигатель, который так отчаянно пытаются освоить американцы не один десяток лет, но безуспешно. У нас же он на испытаниях с 2018 года с однозначным успехом. Так вот, его отличие от того же «Циркона» заключается в том, что полёт будет проходить не на большой высоте, а прямо над водой, ровно как у П-800 «Оникс». Отсюда следует весьма интересный вывод, что ПКР обладает повышенной скрытностью над 3М22 и работает на перспективу, ведь радиогоризонт никто не отменял. Напомним, что высота радара эсминца типа «Арли Бёрк» составляет 33 метра, в то время как полёт ПКР не будет превышать 10. Таким образом РЛС увидит нашу ракету на дистанции примерно 30 километров, если вообще увидит, а для корабля это критично. Известно, что скорость морской версии «Гремлина» достигает 6М как минимум, и это позволяет ему преодолеть 3 десятка километров всего за 15 секунд – ни о каком перехвате даже речи не идёт. Единственный шанс – это заранее обнаружить ПКР самолётами ДРЛО типа «Хокай», но сбивать всё равно нечем.
Интересны и другие характеристики «Гремлина». Дальность предполагается в районе 1000-1500 километров, а массогабаритные характеристики позволяют брать до двух таких ракет на многофункциональных истребителях. Когда проект будет реализован, наша Морская авиация вернёт себе возможность успешно работать по целям на тысячи километров, оставаясь в полной недосягаемости для авиации противника. Особенно интересно будет выглядеть модернизируемый ныне авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", если его авиагруппа тоже получит данную ракету.