Найти в Дзене
Задача выжить

Работа над ошибками – авиация ВМФ получит новейшую универсальную ракету.

Оглавление

В 2012 году морская ракетоносная авиация была фактически ликвидирована путём выведения из её состава сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М3. Споры о правильности данного решения ведутся до сих пор, но факт отсутствия у Морской авиации машин, несущих мощные противокорабельные ракеты, увы, имеется. Однако в данном направлении наметился прогресс – стало известно о разработке новейшей универсальной ПКР, способной закрыть появившуюся брешь.

Источник: irkut.com. Су-30СМ на данный момент является основной машиной в Морской авиации ВМФ России, частично взяв на себя функционал перешедших в ДА Ту-22М3. Однако без необходимого вооружения эта задача выполняется не особо успешно.
Источник: irkut.com. Су-30СМ на данный момент является основной машиной в Морской авиации ВМФ России, частично взяв на себя функционал перешедших в ДА Ту-22М3. Однако без необходимого вооружения эта задача выполняется не особо успешно.

Приветствую на канале!

Около года назад появились интересные новости, согласно которым многофункциональные истребители Су-30СМ Морской авиации получат на вооружение ракету Х-32 «Буря-М» в рамках программы «Адаптация-Су». Данная ПКР представляет собой развитие советской Х-22, с довольно заметным улучшением характеристик. Первое, что довели до ума, так это двигатель – появилась способность лететь на грани гиперзвука, а это крайне негативно влияет на возможности НАТОвских кораблей сбивать подобные цели. Немного поработали над боевой частью – её пришлось немного уменьшили для расширения топливных баков, за счёт чего «Буря-М» способна пролететь уже до 1000 километров. Вариантов БЧ осталось два, как и раньше – ядерная и классическая, с весом под тонну, где само ВВ более 500 килограмм. Вся электронная «начинка», соответственно, заменена на современную, в частности автопилот. Стартовая масса без изменений – примерно 5,5 тонн, что вполне допустимо для Су-30СМ, боевая нагрузка которого достигает 8. Так вот, вышеописанная ракета, судя по всему, являлась лишь прикрытием для работ над совершенно иным вооружением.

Источник: russianplanes.net/ Сергей Лысенко. ПКР Х-32 - это тяжёлые ракеты, которые сбить даже прямым попаданием ЗУР не всегда возможно. Тем не менее, раскрывается её потенциал не на многофункциональных истребителях, а на дальних бомбардировщиках.
Источник: russianplanes.net/ Сергей Лысенко. ПКР Х-32 - это тяжёлые ракеты, которые сбить даже прямым попаданием ЗУР не всегда возможно. Тем не менее, раскрывается её потенциал не на многофункциональных истребителях, а на дальних бомбардировщиках.

Доподлинно известно, что для Морской авиации разрабатывается абсолютно новая противокорабельная ракета, которая значительно улучшит возможности таких машин, как Су-30СМ. Известно о ней немного, но это точно не Х-32, так как разработка позиционируется как нового поколения, чего о модернизированной «Буре-М», при всех её плюсах, не скажешь. Как-никак, габариты, а значит и возможности по обнаружению, остались без изменений, что весьма критично в наше время. Так вот, вариантов, что же это за ПКР, имеется два. Перво-наперво, это 3М22 «Циркон», но авиационного базирования. Вполне логично, что флот желает заполучить новинку не только на кораблях, но и на многофункциональных истребителях, так как это унификация, имеющийся уже опыт, а также огромные возможности – ничего похожего у противника не наблюдается даже близко. Подобный подход позволит ВМФ играть большую роль в неядерном сдерживании, участвуя в гипотетических операциях по нанесению ударов вглубь территории противника, если нет необходимости изначально задуманного применения. Дополнительно отметим, что авиационная версия «Циркона» весит куда меньше Х-32, что позволит брать их несколько штук.

Источник: web.archive.org. В кадре авиационная версия П-800, которая на 2.5 метра короче корабельной. Аналогичная ситуация может произойти и с 3М22. К сожалению, достоверных данных о применении такой ПКР в частности на Су-33 нет.
Источник: web.archive.org. В кадре авиационная версия П-800, которая на 2.5 метра короче корабельной. Аналогичная ситуация может произойти и с 3М22. К сожалению, достоверных данных о применении такой ПКР в частности на Су-33 нет.

Ну и второй вариант более сложный, но оттого и интересный. Имеется предположение, что новая ракета выполнена на базе гиперзвукового «Гремлина» или это он непосредственно и есть, отличительной чертой которого является прямоточный воздушно-реактивный двигатель, который так отчаянно пытаются освоить американцы не один десяток лет, но безуспешно. У нас же он на испытаниях с 2018 года с однозначным успехом. Так вот, его отличие от того же «Циркона» заключается в том, что полёт будет проходить не на большой высоте, а прямо над водой, ровно как у П-800 «Оникс». Отсюда следует весьма интересный вывод, что ПКР обладает повышенной скрытностью над 3М22 и работает на перспективу, ведь радиогоризонт никто не отменял. Напомним, что высота радара эсминца типа «Арли Бёрк» составляет 33 метра, в то время как полёт ПКР не будет превышать 10. Таким образом РЛС увидит нашу ракету на дистанции примерно 30 километров, если вообще увидит, а для корабля это критично. Известно, что скорость морской версии «Гремлина» достигает 6М как минимум, и это позволяет ему преодолеть 3 десятка километров всего за 15 секунд – ни о каком перехвате даже речи не идёт. Единственный шанс – это заранее обнаружить ПКР самолётами ДРЛО типа «Хокай», но сбивать всё равно нечем.

Источник: ytimg.com. В кадре, как утверждается, "Циркон", и так во всех СМИ. На самом деле это американская X-51A Waverider, проект которой так и не завершили. Наш "Гремлин" по своей сути то же самое, но только работает.
Источник: ytimg.com. В кадре, как утверждается, "Циркон", и так во всех СМИ. На самом деле это американская X-51A Waverider, проект которой так и не завершили. Наш "Гремлин" по своей сути то же самое, но только работает.

Интересны и другие характеристики «Гремлина». Дальность предполагается в районе 1000-1500 километров, а массогабаритные характеристики позволяют брать до двух таких ракет на многофункциональных истребителях. Когда проект будет реализован, наша Морская авиация вернёт себе возможность успешно работать по целям на тысячи километров, оставаясь в полной недосягаемости для авиации противника. Особенно интересно будет выглядеть модернизируемый ныне авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", если его авиагруппа тоже получит данную ракету.

Дорогой Друг, пожалуйста, поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись - нас больше 39 000. Спасибо каждому!