23 августа 2012 года/
Иван Жолтовский был признанным мэтром советской архитектуры, удостоенным в 1949 году Сталинской премии. Дом № 184 по проспекту Мира строился в 1955-1957 годах. К этому времени Сталин уже успел полежать в Мавзолее вместе с Лениным, культ личности вождя подвергся обструкции на ХХ съезде и с наследием культа началась борьба. В архитектуре развернулась борьба с излишествами и вместо заслуженной награды Жолтовскому досталась порция критики. На самом деле десятиэтажный дом на 270 квартир очень хорош и не случайно со временем был признан памятником архитектуры и взят под охрану государством.
Это был последний завершённый проект Ивана Жолтовского, который скончался в 1959 году, прожив долгую и плодотворную жизнь в архитектуре. Среди самых интересных творений мастера дом на Моховой улице (1931-1935), здание Московского ипподрома (1950-1955), кинотеатр «Победа» на Абельмановской улице (1957), дом на Ленинском проспекте (1945), Центральная электростанция МОГЭС на Раушской набережной (1927). В 1923 году Жолтовский разрабатывал генеральный план Всероссийской сельскохозяйственной выставки (той, что прошла на Воробьёвых горах, не путайте с ВСХВ-ВДНХ), в пятидесятые годы его мастерская участвовала в разработке проектов крупнопанельных жилых домов.
Дом № 184 по проспекту Мира строился как ведомственный то ли для Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), то ли для Министерства сельского хозяйства. Впрочем, квартиры в нём получали и рядовые москвичи.
Смотрите старые фотографии: Дом Жолтовского. 1970-1983 гг.:
«Жолтовский был мастером карниза, – рассказывает краевед Сергей Никитин читателям газеты «Звёздный бульвар» http://www.zbulvar.ru/. – Посмотрите, карниз такой легкий, он «дышит». Ощущение, что ты находишься во Флоренции, прославившейся в средние века своими карнизными мастерскими. Известный критик Иконников говорил, что из всех больших жилых домов Жолтовского этот дом наиболее интимный. Он менее монументальный. Его основная часть существенно отодвинута от магистрали, и перед домом образуется маленький садик. Ступенчатая композиция фасада здания тоже не случайна – дом как бы вырастает из этого зеленого массива. Жолтовский придумал стеклянные выносные лифты, и они появились впервые именно в его послевоенных домах».
25-этажный жилой дом (проспект Мира, 184, корпус 2) сразу прозвали «дом на курьих ножках».
Смотрите старые фотографии: Строительство дома № 184. 1968 год:
В 1968 году на проспекте Мира, аккурат напротив знаменитых мухинских «Рабочего и колхозницы», появился первый в Москве крупнопанельный жилой дом на сваях. Подвальная часть дома с глубоко забитыми сваями сооружалась довольно долго из-за сложности конструкции и шумно. Зато надземная часть возводилась очень быстро – этаж в неделю. Прежде на этом месте стояли бараки Алексеевского студенческого городка. Авторы проекта – архитекторы В.Андреев и Т.Заикин. Этот дом – настоящая веха в советском строительстве, возведен из крупных панелей, изготовленных на вибропрокатном стане. В то время это было настоящее ноу-хау. А вот планировка подкачала и квартиры в доме тесные и душные.
Смотрите старые фотографии: Алексеевский студенческий городок. 1970 год:
Из окон многоэтажки открывалась панорама на сохранившуюся часть студгородка.
«Рабочий и колхозница» — выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом (скульптор Вера Мухина, концепция и композиционный замысел – Борис Иофан). Монумент высотой 25 метров выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Общий вес — 185 тонн.
Смотрите старые фотографии: Вид на ВДНХ из окон дома Жолтовского. 1981 год:
Скульптурная композиция была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Юноша и девушка олицетворяли молодых хозяев советской земли – рабочий класс и колхозное крестьянство. После триумфа на парижской выставке в 1939 году скульптура была реконструирована и установлена на постаменте перед входом на ВСХВ. По мнению скульптора Веры Мухиной небольшой пьедестал напоминал пенёк. В 2009 году после шестилетней реконструкции «Рабочий и колхозница» вернулись на новый постамент, напоминающий оригинальный вариант Бориса Иофана.
Редкий снимок: рабочий и колхозница временно смотрят в сторону ВДНХ.
В ходе реконструкции специалисты значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами. В постаменте ныне располагается музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»: в музее представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах.
Торжественное открытие монумента после реконструкции состоялось 4 декабря 2009 года.
В постаменте открыта постоянная экспозиция, посвящённая Мухиной и Иофану, проходят тематические фотовыставки.
Вид со стороны Ростокино
Проспект Мира, 186 – дом-коммуна архитекторов Соломона Лисагора и Моисея Гинзбурга, построенный в 1928-1930 годах.
Смотрите старые фотографии: Дом-коммуна. 1932 год:
Квартиры в домах-коммунах планировались многоуровневыми и назывались «ячейками». Ячейки предназначались для сна жильцов, а гостиная, кухня, ванная комната были общими для нескольких квартир. При создании ячеек заранее проектировались ниши для встроенной мебели, использовались оригинальные дизайнерские решения, например, дверь-гармошка.
По проекту общежитие рабочих Ватной фабрики в Ростокино должно было состоять из трех соединённых между собой корпусов: один с квартирами для семейных рабочих, второй (деревянный) с жилыми ячейками типа F для одиноких, третий – коммунальный, с залом собраний, фойе, столовой, кухней и прачечной.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе:
#городнапамять #москвасоветская #рабочийиколхозница #домжолтовского #проспектмира #останкино #ростокино #верамухина #конструктивизм #архитектура