Найти тему
Библейские беседы

О чём рассказывают новозаветные апокрифы?

Оглавление

Ранее мы с вами обсуждали, как христиане относились к апокрифам. Сегодня предлагаем коснутся именно новозаветных произведений из их числа.

Как появились новозаветные апокрифы?

Первые века новой эры были тем временем, когда христианство только начинало набирать свои силы, привлекая новых последователей. Книга Деяний апостольских рассказывает нам подробно о формировании многих религиозных общин в самых разных местах Римской империи.

В это же время появляются евангельские повествования, послания апостола Павла, а также иные произведения христианской направленности. Среди последних особо отмечаются апокрифы.

Апокрифы фактические стали ответом на те популярные вопросы, которые задавали первые христиане. В частности в их содержании раскрываются те события, о которых не рассказывается в новозаветных книгах. Также апокрифы привносят много нового и спорного в учение Церкви о Боге, человеке и космологии в целом.

Фрагмент Евангелия от Иуды - источник изображения: https://clck.ru/dnbmm
Фрагмент Евангелия от Иуды - источник изображения: https://clck.ru/dnbmm

Почему те или иные произведения не вошли в канон и стали апокрифами?

Следует признать, что апокрифы пользовались особой популярностью в ранних христианских общинах. Однако в конечном счёте они не вошли в конечный состав нашей библии. Причиной тому являются наличие чуждых христианству элементов религиозного учения.

Например, в апокрифическом Евангелии от Варнавы говориться, что Христос подменил Себя на кресте предателем Иудой Искариотом. В апокалипсисе Петра встречаются небиблейские сведения о демонах, ангелах и адских муках.

Подобные изъяны можно найти и в ряде других апокрифических произведений.

Второй причиной можно назвать само происхождение апокрифов, которое зачастую имело сомнительный характер.

Например, в произведении Иринея Лионского «Обличение лжеименного разума» встречаются прямые указания на то, что авторство некоторых апокрифов принадлежит «гностикам» (сектантам)

Всё это накладывало негативный отпечаток на эти произведения, из-за чего они были исключены из состава Библии.

Далее мы предлагаем кратко пройтись по содержанию наиболее популярных апокрифов

Евангелие от Иакова

Святой Иаков Праведный - источник изображения: https://clck.ru/dnadM
Святой Иаков Праведный - источник изображения: https://clck.ru/dnadM

Евангелие послужило основой для позднейших апокрифов, посвященных Богородице.

Содержание: события ранних лет жизни девы Марии (от времени Ее зачатия до рождения Ею Иисуса).

Особенности:

- Художественно-биографический стиль.

- Заимствование текстов из Евангелий.

- Имеется повествование о младенце Иоанне Предтече.

- Текст схож с апокрифом «Первоевангелие».

Евангелие Младенчества

Христос на пути в Египет - источник изображения:  https://clck.ru/dnagX
Христос на пути в Египет - источник изображения: https://clck.ru/dnagX

Опубликовано на латинском языке в 1697 г.

Русский перевод - 1914 г.

Авторство приписывается апостолу Петру.

Содержание: самое обширное евангелие, в котором описываются детские годы Иисуса, проведенные в Египте и по возвращении в Иудею.

Осоебенности:

  • повествование о встрече младенца Иисуса с Иудой Искариотом,
  • автор расширяет биографии других евангельских лиц.
  • Христос скрывает свои чудеса: «после чего Он стал скрывать Свои чудеса, Свои тайны и таинства, доколе не исполнился Ему тридцатый год, когда Отец Его всенародно открыл Его назначение на берегах Иордана».

Евангелие от Никодима

Христос и Никодим - источник изображения: https://clck.ru/dnajn
Христос и Никодим - источник изображения: https://clck.ru/dnajn

Период написания: II в.

Содержание:

1) Суд над Спасителем

2) Христос сокрушает ад и выводит праведников из него

Особенности:

  • Тест не был включен в состав Библии, хотя проник в гимнографию и иконографию.
  • Текст состоит фактически из двух самостоятельных частей:
  1. «Акты Пилата»;
  2. Сошествие в ад Спасителя.

Книга Петра

Апостол Пётр - источник изображения https://clck.ru/dnaoP
Апостол Пётр - источник изображения https://clck.ru/dnaoP

Первое упоминание: II в.

Найдена в конце XIX века в Египте, в могиле монаха.

Содержание:

  • Суд над Христом,
  • Страсти Христовы и распятие,
  • Воскресение Христово.

Особенности:

Христианский писатель Евсевий Кесарийский называл ее подложной.

Христианский учитель Ориген ее считал богодухновенной,

Во многих Церквях она читалась за богослужением в храмах.

Сохранился только фрагмент этой книги.

Текст обрывается внезапно, так же как начинался с полуслова.

Итоги

Напоследок хотелось бы отметить, что апокрифические произведения не являются необходимыми к прочтению для христианина. Данные культурные памятники имеют прежде всего историческую ценность. Более того содержание этих произведений достаточно вторично на фоне тех книг, которые Святая Церковь включила в утверждённый канон Нового Завета.

Хотите ли Вы услышать больше о Ветхозаветных апокрифах?

Также напоминаем, если Вам интересен этот канал, просим подписаться на нашу рассылку. В будущем мы планируем публиковать ещё больше полезных статей и видеоматериалов.

Помимо этого Вы можете прочитать и другую нашу статью: "В чём отличие прощения истинного от ложного"