Найти тему
РЖД Тур

Пункт первый: Вокзалы, новости, услуги и сервисы

Оглавление

Важной частью общехолдингового журнала «РЖД», изданием которого занимается «РЖД Тур», являются дополнительные материалы перевозчиков. Их готовят специалист Дирекции скоростного сообщения, Федеральной пассажирской компании и Дирекции железнодорожных вокзалов. Сегодня изучаем приложение ДЖВ из мартовского журнала. Коллеги, как и всегда, подошли к делу с большой ответственностью — вы узнаете немало нового

ОБРАЩЕНИЕ

Георгий Геворкян, начальник Дирекции железнодорожных вокзалов — филиала ОАО «РЖД»
Георгий Геворкян, начальник Дирекции железнодорожных вокзалов — филиала ОАО «РЖД»

Дорогие друзья!

Поздравляю вас с началом весны! Март традиционно ассоциируется у нас с приходом тепла, пробуждением природы от зимнего сна, а также с одним из самых прекрасных праздников в году — Международным женским днем!

Сейчас идеальное время, чтобы начать планировать свой отдых и, конечно же, претворять планы в жизнь!
В какой бы части нашей необъятной страны вы ни оказались — от Владивостока и до Калининграда, — знайте, что сотрудники вокзальных комплексов сделают всё возможное, чтобы ваше путешествие было комфортным и приятным.

НОВОСТИ

На многих российских вокзальных комплексах размещены интерактивные краеведческие экспозиции совместного проекта ОАО «РЖД» и Российского исторического общества «Исторический багаж». К площадкам, на которых представлены эти интерактивные выставки, присоединяются всё новые и новые города нашей страны.

Не заметить «Исторический багаж» довольно сложно, поскольку он представлен в виде главного символа путешествий — чемодана. Такие экспозиции в настоящее время можно увидеть на более чем 60 вокзальных комплексах, включая вокзалы Москвы и Санкт-Петербурга, а также Петрозаводска, Иваново, Нижнего Новгорода, Волгограда, Екатеринбурга, Самары. Казани, Воронежа, Красноярска, Улан-Удэ, Хабаровска и других городов. Каждая из них посвящена истории города, его культуре и архитектуре.

Напомним, проект реализуется с 2019 года. Его цель — популяризация истории, а также предоставление путешественникам информации о разных городах и регионах России.Багаж времен

-3
-4
-5

На вокзалах Москвы и Санкт-Петербурга установлены фандоматы по приему пластиковой и алюминиевой тары для дальнейшей переработки. Новое оборудование позволит увеличить долю переработанных отходов.

В Москве три фандомата размещены на привокзальной площади Ленинградского и Ярославского вокзалов.

В Санкт-Петербурге появилось 10 таких устройств — на Московском, Витебском, Финляндском, Балтийском и Ладожском вокзальных комплексах.

Фандоматы принимают все виды пластиковых бутылок объемом от 0,2 до 2 литров и алюминиевые банки. В дальнейшем планируется установить подобные фандоматы и на других вокзальных комплексах страны.Фандоматы на вокзалах

-6

Тяжелое берем на себя!

Представьте: между пересадками с одного поезда на другой у вас достаточно времени и вы можете отправиться погулять по городу. Или другая ситуация: сразу с поезда вам нужно попасть на деловую встречу. Но что делать с чемоданами? Для таких случаев существуют камеры хранения, которые возьмут багаж на себя!

Автоматические камеры хранения нового поколения — это удобное и современное решение. Одно из главных преимуществ такого сервиса — безлюдная технология обслуживания. Используя терминалы самообслуживания, пассажиры могут сами выбрать подходящую по габаритам ячейку (стандартную, среднюю или большую). Кроме того, действует гибкая система оплаты, которая зависит от времени аренды.

В настоящее время более 70 вокзалов по всей стране уже оснащены автоматическими камерами хранения нового образца. Среди них — все вокзалы Москвы и Санкт-Петербурга, а также вокзалы Екатеринбурга, Перми, Калининграда, Краснодара, Курска, Смоленска, Тулы, Мурманска, Петрозаводска и другие.

В этом году еще 55 вокзалов будут оборудованы новыми автоматическими камерами хранения с безлюдной технологией обслуживания. Их планируется установить на вокзальных комплексах Архангельск, Саратов, Тамбов, Воронеж, Вологда, Йошкар-Ола, Ижевск, Тобольск, Нерюнгри, Уссурийск, Тихоокеанская и многих других.

При этом автоматические камеры хранения можно оплатить не только через терминал самообслуживания, но и с помощью платежного сервиса, доступ к которому организован через QR-код.

-7

10 марта 1902 года был торжественно открыт Бутырский вокзал, получивший свое название от Бутырской заставы (Савёловским он стал только десять лет спустя).

История строительства одного из самых «тихих» вокзальных комплексов Москвы восходит к 1897 году, когда общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги с разрешения императора Николая II начало строительство новой стальной магистрали от Москвы до села Савёлово. Автором идеи по ее созданию стал Савва Мамонтов, известный промышленник и меценат.

Первоначальное здание вокзала было достаточно скромным. Небольшое, в целом одноэтажное и лишь по центру — двухэтажное (для размещения служебных квартир), оно даже не имело парадного входа со стороны привокзальной площади.

Долгие годы вокзал успешно работал, однако уже во второй половине XX века возникла необходимость его обновить, поскольку он принимал всё больше пассажиров.

Решение о капитальном ремонте и реставрации было принято в 1980-х. И вот 1 сентября 1992 года обновленный, но сохранивший прежний архитектурный облик Савёловский вокзал вновь открылся для пассажиров.

Вокзальный комплекс стал двухэтажным, с парадным входом. Общая площадь его помещений увеличилась в 2,5 раза.

Еще одно обновление ждало Савёловский вокзал уже в нашем веке. К 2008 году была построена новая пассажирская платформа и реконструированы три существующих, обновлена навигация и установлены турникеты.

Уютный и удобный, старый «Савелий», как его ласково называют местные жители, удачно вписан в окружающую его городскую среду и транспортную инфраструктуру Москвы. Ему удалось сохранить свою особую атмосферу и стать при этом современным пассажирским комплексом.120 лет Савёловскому вокзалу

-8
-9
-10

В марте 1934 года, 88 лет назад, была образована Восточно-Сибирская железная дорога, которая проходит по территории Иркутской области, Забайкальского края, Республик Бурятия и Саха (Якутия). Одно из ключевых связующих звеньев этой стальной магистрали — вокзальный комплекс Иркутск-Пассажирский.

Главный вокзал столицы Восточной Сибири расположен на правом берегу Ангары — единственной реки, вытекающей из озера Байкал. Торжественная закладка здания состоялась 125 лет назад, в далеком 1897 году, за год до прибытия сюда первого поезда. Перестроили вокзал в 1906–1907 годах, значительно изменив облик пассажирского комплекса, который уже более века остается его визитной карточной и привлекает внимание гостей города. Симметричный, с высокими арочными окнами, этот вокзал — выдающийся пример классицизма в архитектуре и часть культурного наследия России.

В начале 1960-х годов к зданию вокзала пристроили пригородный павильон, провели пешеходный тоннель, сделали перепланировку помещений и расширили привокзальную площадь.

В настоящее время на территории вокзального комплекса проходит масштабная реконструкция. На месте пригородного павильона будет возведено новое современное трехэтажное здание с объединенным пассажирским залом, стилизованное под историческую часть вокзала. В нем планируется разместить лифты, эскалаторы, камеры хранения, комфортные комнаты отдыха и многое другое. Строительные работы должны завершиться в 2023 году.125 лет вокзалу Иркутска

-11
-12
-13

ВОКЗАЛЫ

Вокзал Рыбинска: венский сецессион

В начале XX века вновь отстроенный железнодорожный вокзал в Рыбинске был центром светской жизни города. Здесь устраивали балы, концерты и даже званые вечера. А все благодаря помпезному вокзальному зданию, возведенному на месте сгоревшего деревянного.

-14

Торжественное открытие железнодорожного вокзала в городе Рыбинске Ярославской губернии состоялось 4 июня 1870 года и было приурочено к завершению строительства Рыбинско-Бологовской железной дороги.

-15

Рыбинск тогда был крупнейшим в России центром торговли зерном, которое привозили сюда с низовьев Волги. Однако поток грузов шел по водным путям, с использованием бурлаков и буксиров (Рыбинск даже прозвали «столицей бурлаков»). Богатое рыбинское купечество стало подавать прошения императору о необходимости строительства железной дороги до Санкт-Петербурга. Однако начать пришлось с малого: дорогу провели до Бологого, знаменитой станции «где-то между Ленинградом и Москвой».

В начале прошлого века здания вокзалов строили так, чтобы у пассажиров возникало ощущение, что они попали в настоящий дворец, — это должно было способствовать популярности железной дороги среди самых широких слоев населения
В начале прошлого века здания вокзалов строили так, чтобы у пассажиров возникало ощущение, что они попали в настоящий дворец, — это должно было способствовать популярности железной дороги среди самых широких слоев населения

Первоначальное здание, построенное по проекту архитектора Карла Рахау, погибло в пожаре 1902 года. На его месте решено было построить новый современный вокзал. Железная дорога к тому времени стала называться Московско-Виндаво-Рыбинской (Виндава — ныне Вентспилс, портовый город в Латвии, расположенный к западу от Риги).

Благодаря обилию окон даже не парадные лестницы вокзала — мраморные, с коваными решетками, — залиты светом
Благодаря обилию окон даже не парадные лестницы вокзала — мраморные, с коваными решетками, — залиты светом

Новое здание вокзала было возведено в 1904–1905 годах в стиле модерн, точнее его разновидности под названием «венский сецессион», отличавшейся большим изяществом. Автором проекта стал Сима Минаш. Ему не было и 30 лет, но он уже принимал участие в качестве инженера в строительстве Витебского вокзала в Петербурге, с которым у вокзала в Рыбинске, несомненно, есть что-то общее.

Со стороны путей был сооружен крытый дебаркадер, разобранный в 1960-е и воссозданный в ходе реконструкции, которая завершилась в 2014 году. Тогда же были восстановлены интерьеры вокзала, отреставрирован роскошный фасад, реконструирована привокзальная площадь.

Ладожский вокзал. XXI век

Этот железнодорожный вокзальный комплекс — самый новый, самый современный и единственный транзитный в Санкт-Петербурге.

-18

Проект нового вокзального комплекса на Малой Охте, рядом со станцией метро «Ладожская», создавался потомственным архитектором Никитой Явейном (его отец Игорь Явейн — автор реализованных проектов вокзальных зданий в Курске и Великом Новгороде).

На этом месте уже была товарная станция, построенная в 1913 году (это краснокирпичное здание стоит и сейчас недалеко от вокзала). Поскольку земли в окрестностях речки Оккервиль изначально принадлежали сподвижнику Петра I князю Якову Долгорукову, а затем его потомкам, станция получила название Дача Долгорукова — так до сих пор называют Ладожский местные старожилы.

-19

Предстояло решить непростую задачу — построить новый вокзал, чтобы разгрузить Московский и Финляндский вокзалы, не останавливая при этом сквозного движения поездов. К тому же расположить его не вдоль железнодорожных путей, а поперек. Так родился проект уникального сооружения — это вокзал-мост и вокзал-тоннель одновременно.

Историческое здание железнодорожной станции Дача Долгорукова — объект культурного наследия регионального значения
Историческое здание железнодорожной станции Дача Долгорукова — объект культурного наследия регионального значения

Построили Ладожский вокзал за два года, к 300-летию Санкт-Петербурга, которое город отмечал в 2003-м. Удивительное по своей архитектуре строение, состоящее из двух соединенных пролетами круглых башен, увенчано сложной, но на вид совсем невесомой конструкцией из стекла и металла. Нижний ярус предназначен для пассажиров пригородных поездов, верхний — дальнего следования.

Основное пространство верхнего яруса Ладожского вокзала занимает Световой зал
Основное пространство верхнего яруса Ладожского вокзала занимает Световой зал

Этот футуристический дворец, больше похожий на аэропорт, внутри представляет собой «интеллектуальное здание» XXI века, а внешне вызывает ассоциации с дебаркадерами XIX столетия. Громадные металлические «нервюры» напоминают крестовые своды, а корабельные перила, мощные столбы-опоры, круглые окна — элементы северного модерна.

-22