Найти тему
WarTech

Корабельная авиация больших противолодочных кораблей СССР и РФ

Оглавление

Помимо авианесущих кораблей способных нести крупные авиационные групп в строю флота ВМФ СССР и РФ имеются крейсеры или большие противолодочные корабли как они именуются по классификации ВМФ СССР и РФ, способные нести один или несколько единиц корабельной авиации - вертолеты, посадочные площадки для которых располагаются на корме данных кораблей.

В данной статье будут рассмотренны вертолеты и их модификации семейства Ка размещавшиееся на БПК и основной функцией которых было поиск и уничтожение подводных лодок противника.

«Керчь» — большой противолодочный корабль проекта 1134Б с вертолетом Ка-25ПЛ на борту.
«Керчь» — большой противолодочный корабль проекта 1134Б с вертолетом Ка-25ПЛ на борту.

Вертолеты располагающиеся на больших противолодочных кораблях (БПК), по классификации как это не странно также являлись противолодочными и применялись в основном для поиска, обнаружения и уничтожения подводных лодок противника.

Для этого применялись в основном вертолеты разработки ОКБ - «Камова»(Ка-25, Ка-27 и их модификации).

Ка-25ПЛ - палубный противолодочный вертолет.

Ка-25ПЛ
Ка-25ПЛ

Ка-25ПЛ - Основная модификация вертолета Ка-25 оборудованная для поиска и уничтожения вражеских подводных лодок. Из специального оборудования на борту для этих целей присутствует: гидроакустическая станция ВГС-2 «Ока» в задней части фюзеляжа, поисковая РЛС «Инициатива-2К» в носовом обтекателе и радиогидроакустической системой «Баку», вертолёт может переносить и применять до 36 сбрасываемых радиогидроакустических буёв типа РГБ-Н «Ива», РГБ-НМ «Чинара» или РГБ-НМ1 «Жетон», расположенных в контейнере по правому борту за стойкой основного шасси.

Вооружение вертолета: вертолёт может быть вооружён торпедами типа АТ-1, АТ-1М, Т-67, ракето-торпедой АПР-2 или противолодочными авиабомбами (ПЛАБ 250—120,-50,-МК).

Ка-25Ц - целеуказательный противолодочный вертолет.

Ка-25Ц на посадочной площадке одного из БПК
Ка-25Ц на посадочной площадке одного из БПК

Создание модификации вертолета Ка-25Ц было необходимостью вследствие того, что оказалось невозможным совместить функции противолодочной обороны и целеуказания в одном вертолёте, не выходя за установленные ограничения по массе и габаритам.

Всего было построено 50 машин данной модификации.

На вертолёте упразднены бомболюки (на их месте оборудованы дополнительные топливные баки) и системы, необходимые для обнаружения подводных лодок. Стойки шасси сделаны убирающимися в полёте для исключения затенения РЛС.

Особенности:

  • Большая дальность полета .
  • Увеличенное время патрулирования.
  • Ка-25Ц отличается от Ка-25ПЛ установкой РЛС кругового обзора, смонтированной в носовом обтекателе, и автоматической системы передачи данных. Данные системы являются составной частью вертолётно-корабельного комплекса разведки и целеуказания «Успех».

Ка-27ПЛ - палубный противолодочный вертолет.

Ка-27ПЛ на посадочной площадке одного из БПК
Ка-27ПЛ на посадочной площадке одного из БПК

Оснащение Ка-27ПЛ:

Поисково-прицельная система «Осьминог»:

  • радиолокационная станция «Инициатива-2КМ», обтекатель которой расположен в носовой части фюзеляжа (обеспечивает решение навигационных задач, обнаружение подводных лодок в надводном положении), и радиомаяки-ответчики;
  • опускаемая гидроакустическая станция ВГС-3 («Рось-В»), размещённая в задней части фюзеляжа (обеспечивает обнаружение и определение координат подводной лодки);
  • прицельно-вычислительное устройство для автоматического вывода вертолёта в точку сброса средств поражения.

Кроме того, с вертолёта сбрасываются (на профессиональном жаргоне — выставляются) 36 гидроаккустических буёв, сигнальные (ориентирные) морские авиабомбы (ОМАБ-Н и ОМАБ-Д).

Дальность обнаружения надводных целей при полёте на высоте 100—500 м:

  • при ЭПР 250 м — не менее 25 км;
  • при ЭПР 2 м — не менее 5 км;

*ЭПР - эффективная площадь рассеивания - характеристика объекта (отражение лучей РЛС) которого зондирует РЛС вертолета.

Дальность обнаружения подводной цели типа ДЭПЛ пр.613 на скорости 6-8 узлов, глубине 100 м, волнении моря 2 балла — 8 км

*ДЭПЛ пр.613 - Дизель-электрическая подводная лодка Военно-морского флота СССР, построенных в 1951—1957 годах.
- Скорость (надводная) - 18,2 узла.
- Скорость (подводная) - 13 узлов (13,6 без артиллерии).
- Рабочая глубина погружения - 170 м.

Вооружение вертолета: Для уничтожения подводной лодки на вертолёт подвешивается одна авиационная противолодочная ракета типа АПР-3 или унифицированная малогабаритная торпеда УМГТ-1, ориентирные морские бомбы типа ОМАБ-25-12Д (дневная) или ОМАБ-25-8Н (ночная)

На правом борту фюзеляжа может быть установлен кассетный держатель КД-2-323 для внешней подвески грузов (бомб)

Авиационная противолодочная ракета типа АПР-3
Авиационная противолодочная ракета типа АПР-3
Унифицированная самонаводящаяся малогабаритная торпеда УМГТ-1, калибр 400 мм.
Унифицированная самонаводящаяся малогабаритная торпеда УМГТ-1, калибр 400 мм.
Ориентирные морские бомбы типа ОМАБ-25-12Д и место их закрепления.
Ориентирные морские бомбы типа ОМАБ-25-12Д и место их закрепления.