Помимо авианесущих кораблей способных нести крупные авиационные групп в строю флота ВМФ СССР и РФ имеются крейсеры или большие противолодочные корабли как они именуются по классификации ВМФ СССР и РФ, способные нести один или несколько единиц корабельной авиации - вертолеты, посадочные площадки для которых располагаются на корме данных кораблей.
В данной статье будут рассмотренны вертолеты и их модификации семейства Ка размещавшиееся на БПК и основной функцией которых было поиск и уничтожение подводных лодок противника.
Вертолеты располагающиеся на больших противолодочных кораблях (БПК), по классификации как это не странно также являлись противолодочными и применялись в основном для поиска, обнаружения и уничтожения подводных лодок противника.
Для этого применялись в основном вертолеты разработки ОКБ - «Камова»(Ка-25, Ка-27 и их модификации).
Ка-25ПЛ - палубный противолодочный вертолет.
Ка-25ПЛ - Основная модификация вертолета Ка-25 оборудованная для поиска и уничтожения вражеских подводных лодок. Из специального оборудования на борту для этих целей присутствует: гидроакустическая станция ВГС-2 «Ока» в задней части фюзеляжа, поисковая РЛС «Инициатива-2К» в носовом обтекателе и радиогидроакустической системой «Баку», вертолёт может переносить и применять до 36 сбрасываемых радиогидроакустических буёв типа РГБ-Н «Ива», РГБ-НМ «Чинара» или РГБ-НМ1 «Жетон», расположенных в контейнере по правому борту за стойкой основного шасси.
Вооружение вертолета: вертолёт может быть вооружён торпедами типа АТ-1, АТ-1М, Т-67, ракето-торпедой АПР-2 или противолодочными авиабомбами (ПЛАБ 250—120,-50,-МК).
Ка-25Ц - целеуказательный противолодочный вертолет.
Создание модификации вертолета Ка-25Ц было необходимостью вследствие того, что оказалось невозможным совместить функции противолодочной обороны и целеуказания в одном вертолёте, не выходя за установленные ограничения по массе и габаритам.
Всего было построено 50 машин данной модификации.
На вертолёте упразднены бомболюки (на их месте оборудованы дополнительные топливные баки) и системы, необходимые для обнаружения подводных лодок. Стойки шасси сделаны убирающимися в полёте для исключения затенения РЛС.
Особенности:
- Большая дальность полета .
- Увеличенное время патрулирования.
- Ка-25Ц отличается от Ка-25ПЛ установкой РЛС кругового обзора, смонтированной в носовом обтекателе, и автоматической системы передачи данных. Данные системы являются составной частью вертолётно-корабельного комплекса разведки и целеуказания «Успех».
Ка-27ПЛ - палубный противолодочный вертолет.
Оснащение Ка-27ПЛ:
Поисково-прицельная система «Осьминог»:
- радиолокационная станция «Инициатива-2КМ», обтекатель которой расположен в носовой части фюзеляжа (обеспечивает решение навигационных задач, обнаружение подводных лодок в надводном положении), и радиомаяки-ответчики;
- опускаемая гидроакустическая станция ВГС-3 («Рось-В»), размещённая в задней части фюзеляжа (обеспечивает обнаружение и определение координат подводной лодки);
- прицельно-вычислительное устройство для автоматического вывода вертолёта в точку сброса средств поражения.
Кроме того, с вертолёта сбрасываются (на профессиональном жаргоне — выставляются) 36 гидроаккустических буёв, сигнальные (ориентирные) морские авиабомбы (ОМАБ-Н и ОМАБ-Д).
Дальность обнаружения надводных целей при полёте на высоте 100—500 м:
- при ЭПР 250 м — не менее 25 км;
- при ЭПР 2 м — не менее 5 км;
*ЭПР - эффективная площадь рассеивания - характеристика объекта (отражение лучей РЛС) которого зондирует РЛС вертолета.
Дальность обнаружения подводной цели типа ДЭПЛ пр.613 на скорости 6-8 узлов, глубине 100 м, волнении моря 2 балла — 8 км
*ДЭПЛ пр.613 - Дизель-электрическая подводная лодка Военно-морского флота СССР, построенных в 1951—1957 годах.
- Скорость (надводная) - 18,2 узла.
- Скорость (подводная) - 13 узлов (13,6 без артиллерии).
- Рабочая глубина погружения - 170 м.
Вооружение вертолета: Для уничтожения подводной лодки на вертолёт подвешивается одна авиационная противолодочная ракета типа АПР-3 или унифицированная малогабаритная торпеда УМГТ-1, ориентирные морские бомбы типа ОМАБ-25-12Д (дневная) или ОМАБ-25-8Н (ночная)
На правом борту фюзеляжа может быть установлен кассетный держатель КД-2-323 для внешней подвески грузов (бомб)