Найти в Дзене
Совет да любовь

«ВАРИАНТ “ОМЕГА”». Самая большая роль Олега Даля в кино. Почему фильм негласно называли "Вариант Олега"?

Кто бы еще мог сыграть советского разведчика? Зачем режиссер картины угнал самолет? И происходили ли описанные события на самом деле?

Он мог бы сыграть главные роли в "Экипаже", "Достоянии республики", "Иронии судьбы..."
Он мог бы сыграть главные роли в "Экипаже", "Достоянии республики", "Иронии судьбы..."

Олег Даль легко отказывался от ролей, даже у самых известных режиссёров. Он не стал играть Женю Лукашина в фильме «Ирония судьбы, или с легким паром», ушёл со съемок «Экипажа», хлопнул дверью на картине «Достояние республики». Его считали человеком с характером. Режиссеры, директора картин боялись с ним связываться, потому что на площадке Даль был главным.

Он до конца отстаивал свою точку зрения, а когда ему что-то не нравилось – просто уходил, не боясь ни штрафов (неустоек, как тогда говорили) со стороны администрации киностудий, ни репутации скандалиста со стороны коллег. Даль мог не ужиться не только с режиссером, но и с артистами-партнерами, или даже с гримерами, костюмерами. Но – он всегда оставался собой и не шел на компромисс.

Однако в 1973-м году артист приступил к съемкам в фильме «Вариант “Омега”». Режиссер - начинающий, никому не известный грек Антонис Воязос. Пять серий. Два года съемок. Бешеный ритм и постоянные перелёты: со съемочной площадки в Таллине – в Москву, чтобы сыграть спектакль в «Современнике». Почему же капризный артист согласился на это?

Дело в том, что роль Сергея Скорина была особенно важна для Олега Даля. В своих дневниках он писал о ней так: «Я поставил своей задачей сыграть себя, Даля Олега, в 1942 году. Здесь все поступки — мои, слова — мои, мысли — мои…». Эта задача актёру явно удалась. Не зря же близкие ему люди стали называть фильм не «Вариант “Омега”», а «Вариант Олега».

Олег Даль в роли Сергея Скорина
Олег Даль в роли Сергея Скорина

Зачем Антонис Воязос, тогда ещё будущий режиссёр фильма «Вариант “Омега”», угнал самолет? Почему первые браки Олега Даля были краткосрочными? Из-за чего актёра – как огня – боялись директоры съемочных групп? И как Даль сыграл самого себя в фильме о разведчиках?

В начале 70-х Олег Даль переживал трудные времена. В 1973-м году актёр закончил сниматься в фильме «Земле Санникова», который стал для него большим разочарованием – рассказывают, что он даже ушёл с премьеры фильма Доме кино. Не лучшим образом складывались дела и в театре. В 1971-м году Даль покинул «Современник» и начал работать в совсем не близким ему по духу ленинградском театре имени Ленинского комсомола. Ему дали главную роль в спектакле «Выбор».

А в это время в Москве бывший капитан милиции Николай Леонов и бывший разведчик Юрий Костров заканчивали писать роман под названием «Операция “Викинг”», который был посвящен работе советского разведчика в оккупированном Таллине.

Капитан милиции Николай Леонов, писатель
Капитан милиции Николай Леонов, писатель

У героя книги был реальный прототип – Анатолий Гуревич, один из участников разведывательной сети «Красная капелла». Гуревич передавал в Москву ценные сведения о немецких военных планах. Когда «Красная капелла» была разоблачена, один из радистов не выдержал пыток и выдал шифр организации. В Москву пошли ложные радиограммы якобы от советских разведчиков. Узнав об этом, Гуревич согласился сотрудничать с немцами, надеясь помешать их действиям. В одной из шифровок ему удалось сообщить, что он работает под контролем. В ответ Центр продолжил радиоигру.

Анатолий Гуревич, член "Красной капеллы"
Анатолий Гуревич, член "Красной капеллы"

Надо сказать, что книгами о разведчиках зачитывался весь Советский Союз. Читатели с нетерпением ждали очередного выпуска «Библиотеки военных приключений» или серии «Подвиг» - приложения к журналу «Сельская молодежь». Но как бы лихо ни был закручен сюжет, писатели должны были соблюдать негласное правило советских издательств: одна книга – одно убийство. В книге «Операция “Викинг”» решили убить фашиста-изувера Вальтера.

Фашист-изувер Вальтер
Фашист-изувер Вальтер

Первыми читателями «Операции “Викинг”» стали сотрудники КГБ. Ещё до выхода книги в свет по ней решили делать многосерийный фильм. Сценарий заказали одному из авторов – Николаю Леонову, и вскоре увесистая стопка печатных страниц легла на стол «редакторам» в погонах. Все фильмы о разведчиках негласно курировал КГБ.

В рабочем варианте «Вариант “Омега”» назывался «Не ради славы». Съемки решили доверить режиссёру греческого происхождения Антонису Воязосу. Но почему именно на него пал выбор? Его имя в Советском Союзе мало кто знал, хотя биография этого человека сама по себе достойна экранизации.

В Греции в конце 40-х годов, после окончания Второй мировой войны началась Гражданская война. Местные коммунисты боролись за социализацию Греции. Их активность поддерживали из Москвы.

Антонис Воязос был участником выступлений. Еще в юности он примкнул к левому движению и вступил в молодежную коммунистическую организацию. После поражения революции его имя попало в списки врагов режима. Чтобы избежать ареста, он и пять других молодых коммунистов захватили самолет. Этот был первый случай авиаугона в Греции. Самое интересное, что из вооружения у угонщиков были только бутылки с водой, а у Воязоса ещё и книга его любимого французского поэта-коммуниста Поля Элюара.

Они уговорили пилота перелететь из Греции в Югославию, а оттуда – в СССР.

… На родине шестерых угонщиков заочно приговорили к смертной казни, а вот Советский Союз с 8радостью принял у себя греческих эмигрантов и предоставляли им всяческие блага. Воязос сначала пожил в Ташкенте, а затем поступил в престижный ВГИК.

Антонис Воязос, греческий коммунист
Антонис Воязос, греческий коммунист

В институте Воязос оказался на одном курсе с Андреем Тарковским, Василием Шукшиным и Александром Миттой. Он без труда влился в их компанию. Александр Митта вспоминал о нем как о приятном, доброжелательном парне, увлеченным кинематографом. Вместе они много времени проводили в Доме кино. Режиссер запомнил одну особенность советского грека. По словам Александра Наумовича, Воязос много пил, но никогда не пьянел. Видимо, сказалась южная закалка. Вел себя греческий коммунист как обычный студент. Ничто не выдавало в нем боевого героического прошлого.

После выпуска Воязос успешно работал на телевидении и в кино, а в 1973-м году ему доверили снять большой пятисерийный фильм о советском разведчике. Весьма лестное предложение для любого режиссёра.

К тому времени Воязос жил в СССР уже 25 лет.

Что касается кандидатуры Олега Даля на главную роль, то она возникла не сразу. Сценарист Николай Леонов писал сценарий под Андрея Мягкова. А в роли его противника, барона фон Шлоссера, сценарист видел Игоря Квашу. Оба артиста – из невероятно тогда популярного «Современника». Каждый артист – на вес золота. Но несмотря на всеобщее обожание, режиссёр не оценил дуэт Мягкова и Кваши. Зато ему понравилась другая пара: Валентин Гафт в роли Барона фон Шлоссера и Георгий Тараторкин в роли Сергея Скорина.

Примерно таким мог бы быть Сергей Скорин
Примерно таким мог бы быть Сергей Скорин

... А таким - барон фон Шлоссер
... А таким - барон фон Шлоссер

Идея с Тараторкиным, в свою очередь, не понравилась сценаристу. Ситуация зашла в тупик.

Артист Георгий Тараторкин не понравился режиссеру как кандидат на роль советского разведчика
Артист Георгий Тараторкин не понравился режиссеру как кандидат на роль советского разведчика

Срочно требовался третий, всех устраивающий вариант. Вот тогда впервые в съемочной группе произнесли имя Олег Даль. В ответ сценарист даже вздрогнул: Даль, конечно, талантливый артист, но уж с очень сложным характером. Его все боялись. Он был совершенно неуправляемый артист. Язвительный, жесткий, местами даже грубый. Особенно, «в подпитии». А в таком состоянии артист пребывал довольно часто, в том числе – и при исполнении, то есть – на съемочной площадке.

Многие тогда отговаривали режиссёра связываться с Далем, но Воязос – как настоящий греческий коммунист – твёрдо стоял на своем. Он слышал об артисте и другое мнение, и оно казалось ему правильным. Даль был договороспособный. Если ему создать хорошие творческие условия, то он выложится на все сто процентов.

Надеясь на лучшее, Воязос отправил сценарий артисту. Ответа не было несколько дней. Грек уже стал сомневаться, прочитал ли его Даль. Но – тот позвонил и назначил встречу. Пришел он на неё со своими пометками и просьбой исправить характер героя – под себя. Режиссёр был готов согласиться, но выдвинул условие: ни капли спиртного на съемках. Даль в ответ усмехнулся: незадолго до этого актёр впервые закодировался. Обещанный срок действия – два года и пять месяцев. Должно было хватить на время работы…

Не успел Воязос обрадоваться согласию Даля, как от своей роли отказался Валентин Гафт. Ему быстро нашли замену – барона фон ШлОссера согласился сыграть Игорь Васильев, в тот момент тоже артист «Современника». И новый дуэт сложился на славу! Артистам было интересно играть друг с другом.

Игорь Васильев в роли барона фон Шлоссера
Игорь Васильев в роли барона фон Шлоссера

К съёмкам картины Воязос приступил летом 1973 года. Первые эпизоды снимались в Москве: разведчик Сергей Скорин встречает свою невесту Елену, роль которой исполнила Ирина Печерникова.

Олег Даль и Ирина Печерникова. Кадр из фильма
Олег Даль и Ирина Печерникова. Кадр из фильма

Одну из совместных сцен Даля и Печерниковой – когда их герои вместе с другими москвичами пережидают бомбёжку – снимали в московском метро. На станцию «Маяковская» завезли аппаратуру и огромную массовку – конечно же, ночью, чтобы не мешать работе метро. Проведение этой съёмки было бы невозможно без разрешения комитета государственной безопасности. Все-таки метрополитен – был и до сих пор остаётся режимным объектом…

-12

Сцену едва успели снять до открытия метро. Ранние пассажиры очень удивлялись, когда навстречу им выходили люди с тюками и матрасами.

По сценарию Елена не видела Сергея почти четыре года. Заочно она уже давно похоронила своего жениха. Как она жила все это время? Сергей не ищет ответ на этот вопрос, а сразу ведет свою невесту в загс.

В жизни Даль поступал точно так же – почти все его романы заканчивались браком. Правда, не всегда удачным. Несмотря на армию поклонниц, актёр долго искал свое личное счастье. Его первой женой стала Нина Дорошина – коллега по театру «Современник»….

Нина Дорошина и Олег Даль в фильме "Первый троллейбус"
Нина Дорошина и Олег Даль в фильме "Первый троллейбус"

... ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ: Почему любимцу женщин не везло в личной жизни? Что могло вывести артиста из себя? Как он добивался "правды жизни"? И чем "Вариант "Омега"" похож на "Собаку Баскервилей"?