Найти тему
Бородинское поле

Какую награду получил Михаил Лермонтов за Бородино?

Орден Святой Анны III (по другим данным IV) степени получил за Бородино Михаил Лермонтов. Нет-нет, не автор знаменитых строк «Скажи-ка, дядя…». Они даже не были знакомы, хоть и состояли в очень дальнем родстве.

Михаил Николаевич Лермонтов (1792–1866) – адмирал русской армии, герой Отечественной войны 1812 года, заграничных походов и Крымской войны.

На момент Бородинской битвы мичман Гвардейского экипажа. «В ожидании боя у села Бородино мичман Лермонтов и 30 нижних чинов Гвардейского экипажа находились у моста на р. Калочка (имеется в виду Колочь, - прим. ред.), чтобы при первой потребности уничтожить мост.

В 4.30 утра дивизия французских войск генерала Дельзона, подойдя к селу Бородино, напала на стоявший в нем 2-й батальон Лейб-гвардии Егерского полка. Понеся большие потери, егеря отступили через мост, который вслед за тем был зажжен и разрушен матросами Гвардейского экипажа при помощи егерей под сильным неприятельским огнем. При этом деле четыре матроса было убито и семь тяжело ранено, из коих двое смертельно. Своевременным уничтожением моста правый фланг нашей позиции был защищен от наступления французов» (из «Сведений об участии Гвардейского экипажа в войне 1812 г.», сост. Л. В. Байбакова).

-2

Белокаменная колонна дорического ордера с двуглавым орлом наверху возвышается на восточной окраине села Бородино, рядом с мостом через реку Колочь. Это памятник Лейб-гвардии Егерскому полку и матросам Гвардейского экипажа, бравым защитникам Отечества в день «битвы гигантов».

-3

Между прочим, Гвардейский экипаж был сформирован в Санкт-Петербурге как раз в этот день - 28 (16) февраля 1810 г. Он состоял из команд придворных гребцов и яхт, моряков Балтийского и Черноморского флотов. Экипаж предназначался для комплектования команд царских яхт и гребных судов, неся морскую службу.
Всего через два года после создания Гвардейский экипаж оказался в гуще войны, и не на море, а на суше. Император Александр I лично проводил свою «морскую гвардию» до окраины Петербурга, напутствовав экипаж такими словами: «Прощайте, ребята. Надеюсь, что я не ошибся, взявши вас в гвардию, и что вы покажете мне вашу службу». Император не ошибся: матросы наравне с пехотинцами мужественно сражались на полях брани, не посрамив возложенной на них чести.