«И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.» (Мк. 11: 25-26).
Осталась всего неделя до Великого поста, и мы вступаем в пост - время покаяния, время молитвы, и вообще более активной духовной жизни, общения с Господом, борьбы со своими страстями, чему способствует пост. Эта неделя называется неделей о Страшном Суде и уже настраивает нас на покаяние. Церковь напоминает нам, что все мы предстанем рано или поздно на Суд Божий. Эта седмица называется сырной седмицей, на ней уже не положено употреблять мяса. Таким образом, мы уже готовимся к посту. Все остальные продукты можно употреблять, к тому же неделя является сплошной, то есть отменяется пост в среду и пятницу. В народе эта неделя называется масленичная. Устраиваются гулянья, проводы зимы, сжигание чучела, прыжки через костёр. Но всё это язычество, а не христианство. Подобные обряды запрещены Священным Писанием: «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом, Богом твоим.» (Втор. 18: 10-13). «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Святитель Тихон Задонский.
Как же тогда провести это время? Эта неделя заканчивается прощённым воскресеньем - днём, когда принято просить у всех прощения и прощать ближних. Нужно более обращать внимание на духовную сторону праздника. Конечно поесть блинов на этой неделе грехом не является. Но всё-таки важнее любовь между близкими людьми, прощение друг другу обид, общение о слове Божием, посещение храма Божия. Почему важно простить всех? В пост мы будем просить помилования, прощения, оставления грехов у Господа, будем каяться перед Ним. А Господь говорит, что если мы от сердца не будем прощать ближним согрешений их, то и Отец наш Небесный не простит нам согрешений наших (См. Мк. 11: 25-26). Прощение ближних – это есть проявление милосердия к ним. А как известно: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.» (Мф. 5: 7). А просить прощение у ближних - это тоже проявление любви, милосердия и смирения, тех добродетелей, которые важны для христианина. Нужно уметь просить прощение – это борьба с гордостью. «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». (Иак. 4: 6). Поэтому и нужно примириться со всеми, простить всех и попросить прощения. Ведь пост – это время общения с Господом, время покаяния. В это время больше служб проводится в храмах, люди больше причащаются, исповедуются, больше молятся, стремясь к общению с Господом. А что говорит Господь в Евангелие? «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.» (Мф. 5: 23-24). Так вот, поэтому нужно от всего сердца простить всем обиды, попросить прощения у ближних, хотя это нужно делать конечно и всегда, но в этот период особенно, чтобы войти в Великий пост с мирным сердцем, чтобы ничего не мешало молитве, покаянию, общению с Господом, и вообще духовной жизни; чтобы ничего не нарушало тишину и мир в сердце, ведь Господь пребывает в мирном сердце. «Ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя Его. И бысть в мире место Его и жилище Его в Сионе. Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань. Просвещаеши Ты дивно от гор вечных.» (Псалом 75: 1-4). Ведь, когда мы пребываем в ссоре с кем-то, когда обижены или озлоблены на кого-то, то это нарушает мир сердечный. Молитвы во гневе не принимает Господь. Да и подходить к Чаше, не примирившись, имея на кого-то зло, обиду нельзя, это является препятствием к Причащению. А пост – это хорошее время, чтобы причащаться Святых Христовых Тайн. Даже перед молитвами ко Святому Причащению мы читаем: «Хотя́ я́сти, челове́че, Те́ло Влады́чне, стра́хом приступи́, да не опали́шися: огнь бо е́сть. Боже́ственную же пия́ Кровь ко обще́нию, пе́рвее примири́ся тя опеча́лившим. Та́же дерза́я, та́инственное бра́шно яждь.» Стихи из Последования ко Святому Причащению.
Ещё пост – это время уединения, когда христиане стараются ограничить, по возможности, общение с людьми, чтобы пребывать более в богообщении, молитве, чтении слова Божия и трудов святых отцов. Поэтому в эти дни, перед постом, как-раз-таки можно встретиться с родными и друзьями, чтобы примириться, пообщаться о Господе. «Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.» (1-е Фес. 5: 11). Но и о посещении храма, о покаянии нужно не забывать в этом время, ведь о покаянии нам напоминает Церковь, потому что, как уже выше говорилось, это неделя о Страшном Суде. По поводу того, что неделя мясопустная, то есть Церковью установлено что употреблять мясо нельзя на этой неделе: конечно у каждого человека есть свободный выбор, и каждый решает для себя сам. Но, думаю, для христианина лучше проявить послушание Церкви, которая есть тело Христово и Его Невеста, и отказаться от употребления мяса, готовясь к вступлению в пост. Таким образом, слушаясь Церкви, мы слушаемся Господа и пребываем вместе со всей Церковью единодушны и единомысленны, господствуя над плотскими желаниями. Этим мы показываем верность Христу, пребывая во Христе, как члены Церкви – Его Тела, а Христос в нас. А Господь спасёт Свою Невесту и верных Ему, пребывающих в ней. Церковь – это ковчег, который движется ко спасению, пребывая в котором, мы защищены от волн зла, нашедших на мир, поэтому для нас же безопаснее соблюдать её уставы. Так, соблюдая уставы Церкви, примиряясь с ближними, мы приближаемся к Великому посту.
«Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать.» (Еккл. 3: 1-4).