Найти тему
Заметки мамы-училки

Что будет, если постоянно контролировать домашние задания ребенка и делать их вместе

Оглавление

Есть родители, которые любят контролировать все действия ребенка: что он ест, сколько спит, с кем он говорит по телефону, куда ходит, о чём общается в соцсетях, какие сообщения пишет в чате, сколько ошибок сделал в упражнении по русскому языку, сколько раз прочитал параграф по истории, какой ответ получил в задаче. Это гиперконтроль.

В определенном возрасте он действительно нужен. Когда ребенок только родился и первые годы его жизни мы контролируем его полностью. Но когда он растёт, нужно чтобы ребенок учился контролировать сам себя.

Некоторые родители забывают, не хотят или не могут учить этому, а продолжают окружать гиперконтролем. Одни дети начинают бурно протестовать: "Вы меня достали! Отстаньте от меня!" Но при этом у них не формируется самоконтроль. Они не могут взять ответственность на себя, потому что не привыкли это делать. Ребенок может и хочет делать уроки сам, но совершенно не знает даже, с чего начать.

Фото автора
Фото автора

Другие дети не сопротивляются гиперконтролю, они поддаются и не хотят ничего сами решать. А зачем, ведь так проще: сам ничего не выбираешь, родители полностью контролируют жизнь ребенка. Когда он вырастает, то становится безвольным человеком. Он не знает, как ему быть, что делать, какую работу выбрать, куда, в какой вуз поступать. Он привык, что его жизнь контролируют, за него всё решают, а если что-то хочется сделать, то надо спросить разрешение. "Что надеть на работу?" - спрашивает он. "А может, уйти с этой работы и найти что-то лучше?"

Вседозволенность и отсутствие контроля также не несут пользы ребенку.

Контроль должен быть умеренным, и он зависит от возраста. В 12 лет, например, ребенок уже должен сам себя контролировать в выполнении домашних заданий, в своих оценках, в учёбе в целом.

В 6-7 лет он ещё только начинает ходить в школу и ещё не может сам себя контролировать в этом новом для него виде деятельности.

Во втором классе ещё нужно контролировать домашние задания, но уже постепенно приучать ребенка к самостоятельности.

В 3 классе контроль сводить к минимуму. К 9 годам вырабатывается самоконтроль в учёбе. Делать уроки вместе уже точно не стоит. Проверить написанное можно, но нельзя делать домашнюю работу ЗА ребенка, диктовать ему ответы, проверять каждую его букву, сидеть вместе над уроками.

"Я постоянно контролирую домашнее задание, а если перестану, то и он перестанет его делать"

А с чего вы взяли, что перестанет? Неужели ваш ребенок настолько глуп? И если у родителей возникают такие мысли, то они просто "задушили" гиперконтролем и немного перестарались с воспитанием.

Даже если он действительно перестанет делать уроки без контроля со стороны родителей - дайте ему эту возможность на время. Потому что если сейчас не оставить свой гиперконтроль, дальше будет только хуже. В какой-то момент он скажет: "Отстаньте от меня. Я ничего не хочу". И перестанет учиться вообще. Или ребенок будет поддаваться контролю и дальше, продолжит делать так, как скажет мама. А если гиперконтроль распространяется не только на учёбу, но и на все сферы жизни, то сила воли просто не будет развиваться.

Как уйти от контроля

  1. Делать это нужно постепенно. Не надо сразу лишать ребенка родительской опоры и поддержки в учёбе.

Как вы учили ребенка ходить? Делали это постепенно: держали его за две руки, потом за одну, потом немного отходили, а малыш делал первые шаги без поддержки, но вы были рядом в тот момент и всегда готовы были пожалеть, если он упадёт. Через время он уже ходил самостоятельно. Именно так надо действовать и с контролем домашних заданий.

2. Не бояться. Наши страхи порой надуманы. А почему мы решили, что без нас ребенок с домашней работой не справится? Обязательно не будет ее делать или совершит миллион ошибок. А вот необязательно!

В пример приведу свой опыт. Я контролировала сына в изучении английского языка. Думала, что это неродной язык, что ему сложно, что читать он в начальной школе ещё не может, да буквы путает, да слов не знает. А потом ослабила контроль. Удивилась тому, что ребенок САМ, без меня делает домашнее задание, да ещё и читает свободно, слов он знает много, а ещё пишет их по памяти. "Ничего себе! - думаю, - а зря я так боялась и переживала. Всё он может сам".

Гиперконтроль вредит не только детям, но и их родителям. И не стоит путать контроль с заботой и вовлеченностью в учебную жизнь ребенка.

Желаю мира в вашей семье и во всём мире!

Пишите в комментариях, насколько сильно вы контролируете выполнение домашних заданий детей: сидите вместе за уроками или проверяете уже сделанную работу. И проверяете ли вообще?

Читайте также: