Ребята из Омска, с некоторой помощью украинцев и американцев, в 2021 году сделали этот ужастик. Точнее – доделали, а начали еще в 2013 году. «После Чернобыля» – на коленке деланный хоррор, во многом слишком любительский и несуразный, чтобы относиться к нему серьезно. Но есть и некоторые плюсы.
Found footage с наскучившей легендой: какой-то умник рассказывает, что нашел в Припяти потерянные записи и смонтировал их для нас. На записях три парня и девушка. Это американские туристы, приехавшие в Москву за компанию с русским приятелем.
Погуляв по Красной площади, купив на барахолке убогую видеокамеру и 16-милимитровую пленочную камеру, ребята снимают все, что видят. Далее прыгают в машину и едут в сторону Польши, чтобы оттуда лететь домой. Странный маршрут, но каждый отдыхает как хочет. В итоге путешественники случайно заруливают в Припять.
В запретной зоне их колбасит от призраков. Временами показывают бредятину про заградотряды в лесу, пресекающие побег (за это фильм можно сразу отправлять в мусор, но простим). Потом трешак в деревенском доме. Затем прогулка по популярным у любителей заброшек местам в Припяти. Где героям мешает призрак вредной тетки.
Слишком беспечно
Фильм сделали примерно за 7 млн дебютант из Омска Игорь Кинько и его соавтор и продюсер Максим Литвинов. Сделано во многом экспромтом, особенно сцены в зоне, где ребята, по их признанию в СМИ, слегка растерялись. Слабых мест, конечно, много.
Снято и смонтировано кривовато, хотя видно, что старались. Заметно, что снимали долго, с 2013 года: кое-где не совпадает листва на деревьях и т.п. Герои часто неадекватны: странно конфликтуют, не очень обоснованно лезут во всякие дебри, не вызывают особых симпатий. Стоило прописать характеры и диалоги получше, это же не требует больших денег.
И полфильма разгадывают детектив, выясняя, почему Припять стоит безлюдной. Как будто это момент не должен быть международно известным фактом. Это странно, даже при ориентации фильма (кстати, сразу делали на английском) на зарубежного зрителя можно было сделать героев более эрудированными.
Попадающие на запись призраки временами выглядят как с другой записи. Немало странных скримеров. В России журналисты часто по ошибке называют скримерами прием «джампскейр», тот же бу-эффект, когда что-то наскакивает на героя.
Скример же понятие, относящееся не к кино, а к играм с видеозаписью, на которой внезапно появляется какая-то вредная морда или что-то типа того. Вот в данном случае многие появление нечисти как раз похожи на скримеры из десктоп-приколов.
С историей призрачной тетенки довольно мутно. Не очень понятно, что там с ней произошло, почему она задержалась в Припяти и обижена.
Трижды «найденные записи» и реальная зона
В части псевдодокументалки выглядит изящным сочетание картинок с видеокамеры и с 16-миллимитровой кинопленки. Которая сначала немая, а потом – со звуком, так как прикрутили микрофон к камере. Плюс кадры из 80-х и уже совсем современное со смартфона. Получается эффект трижды «найденной пленки». Это забавно.
Самый главный плюс в том, что этот фильм, пожалуй, самый интересный кинопродукт, в котором игровой хоррор-сюжет (при всей несуразности) сочетается с реальными съемками в Припяти.
И реальных съемок тут не на пару кадров, а на добрую половину фильма, с несколькими локациями, со сценами на фоне брошенных кукол, школьных учебников, противогазов и прочих вещей, что так и лежат в зоне, поскольку трогать их нет смысла.
Именно живая съемка на уникальной натуре делает «После Чернобыля» фильмом, который заслуживает внимания. Авторы продают то, что взяли почти даром, а для других вылилось бы приличных бюджетов, от поиска натуры до работы декораторов, реквизиторов. Например, американское кино «Запретная зона» (Стэна Сэлфэс) снималось западнее в Европе.
Эффект присутствия усиливается стилизацией под документальные хроники реальной жизни Припяти из 80-х (кстати, там такое крупное зерно, что отличить постановку от документалки трудно, думаю, есть оба компонента), которые выглядят как что-то призрачное.
Можно не особо следить за сюжетом, не сильно вникать в психологию героев. Достаточно просто оценить атмосферу. Как минимум атмосфера постапокалипсиса тут готовая, она как борщ. А какие фрикадельки в нем плавают, из мутантов или призраков, уже не так важно.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!