Найти в Дзене
Большой Меломанский

Кумир 102 Стерео - усилитель с крутым звуком. Исследуем схему.

Всем привет! С вами Дядя Джек!

Тут такое дело.

Что-то подумал я. А зачем я электронику изучаю?

Ответ простой. Первым делом хочу сделать самодельную магнитолу, на речку с озером ходить. Такую, чтобы и басы что надо. И верх как я люблю.

А у меня ведь есть выраженные аудио-предпочтения. Я люблю глубокий укутывающий бас, и рассыпчатый верх.

И вот почитал я пару книжек по схемотехнике усилителей. Почитал базовый курс по электронике, правда выборочно. И вдруг понял одну вещь.

Я в общем-то и по основной профессии своей об этом хорошо знаю. Электроника в этом плане ничем не отличилась для меня.

Есть учебники, которые рассказывают какие инструменты бывают, куда их совать, и как правильно там их крутить.

Ну т.е. например есть молотки, есть клещи, гвоздодеры. Сами гвозди.

При этом эти учебники не рассказывают, про то какие бывают гвозде держатели. Ну чтобы молотком по пальцу не заражать то и дело.

Этим занимаются другие учебники. Они такие тоже есть. Называются курс рационализации и оптимизации.

Есть еще вид учебников. Он рассказывает про то, как например дома строить.

Он рассказывает какие бывают типовые проблемы, и какие бывают способы решения их. Причем обычно там способов 5 показано. Один говорит, что лестница должна быть прямая, другой с разворотной площадкой, третий что лестницы бывают винтовые.

Но при этом ни один из этих учебников не говорит, а какой в итоге дом должен быть.

В некоторых отраслях эта ситуация частично исправлена. Например в экономике есть дополнительный курс МВА.

Там изучают именно готовые решения. Готовые кейсы, как у них говорят. В которых разобран готовый продукт. С подробным разбором, каким инструментом он собран, какие рационализирующие остнастки применены, какие решения выбраны, и какой доход это принесло.

Но со звуком, на данном этапе моего развития ситуация несколько иная. Мне нужно разобраться не в доходе, и не в расходе. Мне нужно разобраться именно в самом звуке.

И тут я понял, что таких учебников в природе нет. Ну вот как-то так комментаторы у меня на канале пишут, да и другие разговоры с инженерами по теме вопроса навели на мысль. Как-то вот они говорят, кк должно быть и как делать нельзя. И у них то и дело нужный мне результат под запретом. Даже мой приятель Ботаник говорит, что это искажения, которые он делать не умеет.

Ну вот нет здесь учебников разбирающих кейсы с позиций звука.

Но тут я подумал, что подобный анализ для меня самого не проблема. Навык по основной профессии имеется.

И вот сейчас начинаю цикл обзоров и разборов аудио-кейсов. Буду втыкать в схемы и пытаться понять, что же там и как дает нужный результат.

***

По большому счету я знаю, что мне нужно. Бас который я люблю дает акустическое оформление Онкена. А верх дают усилители марки Кэмбридж Аудио, а так же Одиссей 021.

При этом бас нужной мощи раскачивают Феникс 008 и Эстония 010.

И мне бы сейчас с них и начать. Но мой опыт из прошлого гласит, что для прощупывания целевой задачи, нужно сначала поднабраться опыта.

А то можно самое важное принять за норму нейтрального конструирования, и не понять, что именно она-то и дает нужный результат.

В общем пишу курсач номер 1. Буду крайне признателен подписчикам, которые меня подправят, и подскажут чего.

У меня в голове примерно 3 учебника по усилителям и учебник для начинающих. При этом мои личные оценки усвоения знаний, гласят, что там сейчас в лучшем случае на троечку. Возраст блин. В одно ухо влетает, в другое вылетает. Это раньше у меня мозг как ниппель работал. В одно ухо влетело, а в ответ Шарик картинки рисует.

А сейчас уже вылетает явно больше, чем хочется.

Поэтому критикуйте меня смело!!! Я ко всему готов!

Мне для запоминания материала, сейчас повторений 10 нужно. Вот и буду повторять в процессе обзоров усилителей. Будем разбираться, откуда у них этот звук их фирменный.

Тут еще надо сказать, что аудиофилом я себя не считаю. А потому морально готов ко всему. Моя задача получить тот звук, который я хочу. И меня не смущают варианты формирования его путем внешней обработки.

Но давайте про усилитель уже...

***

Кумир 102

источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/kumir35u102s.html

На звук аппарат выдает упругий пульсирующий бас, приятную упругую серединку с воздухом, и чуть-чуть рассыпчатый верх.

По моим вкусам рассыпчатости хочется больше, а бас на Корвет 150 АС 001 очень даже норм. Может чуть помягче даже хотелось бы.

Но давайте по схеме посмотрим. Смогу я тут вообще чего понять? Или взялся сразу за невыпонимую задачу?

Есть такое правило мотивации. Чтобы въехать в тему, сначала посмотри на лес дремучий. Попробуй понять что-нибудь там. Потом мозгу будет понятнее куда знания тащить. Будет цель. Понять вот именно этот аппарат.

Вот видимо из этих соображений я за этот ящик и взялся. Надо было за Бриг видимо браться. Но совсем за флагманы, говорят тоже лучше не хвататься. Там есть аура недоступности к разумению.

А у Кумира этого ничего такого нет. Его даже название на маскирует.

Хотя по сложности звука, я понимаю, что схема будет с наворотами.

В общем поехали.

Предусилитель меня тут же вогнал в ступор. У меня в учебниках про такие ни слова.

Везде было, сначала пред, потом регулятор громкости, за ним пассивный тембр-блок.

А тут раз. Сначала регулятор громкости. Потом пред. А что так можно было???

В преде на полевике вход. Дальше пара 3107, за ними 3102. Вот зачем они разные??? Нельзя было сразу все на 3102???

Но ладно.

Сигнал оттуда прилетает сразу на регуляторы тембров, прям на резисторы и на операционный усилитель. При этом из резисторов сигнал приходит на другой операционный усилитель.

Сигнал из которого приходит в неинверсный вход первого ОУ. В инверсный при этом поступает полезный сигнал.

Т.е. оттембрированный сигнал зачем-то дополнительно усилен, и только после этого приходит во второй вход первого ОУ.

Такого у меня в учебнике не было.

Дальше выход этого ОУ, он прикрыт транзистором 3102. Про такой прием я читал. Суть в том, что в микросхемах кристалл греется под действием именно выходного тока.

И вот, чтобы этот эффект устранить, в хороших схемах ставят транзистор на выходе. Это у меня в учебнике было. Делают так редко, но в Олимп 005 и Олимп 700 стоит. Так чего бы и тут не поставить? Вот поставили.

Т.е. здесь у нас вроде как схема обеспечивающая высокое качество? Сложная. Не описанная у меня в учебниках на 90 процентов. Нужно будет порыться в другой литературе. Но финальный транзистор говорит, что ее задача обеспечение восокого качества сигнала.

Ну ок! Поверим!

Движемся дальше. Мощник.

Опа!!! Тут на входе Диф-Каскад на каскодовом токовом зеркале.

Про это я читал. Здесь задача усилить подавление синфазного сигнала в Диф-Каскаде. Изначально на 2х транзисторах оно там не самое высокое. Вот и выдумывают усилители этого дела.

При этом каскод стоит именно, чтобы усилить и при этом без искажений.

Т.е. получается, что ООС здесь поднимали до высоких значений. Чтобы басовики деражать, и КНИ понизить?

Так так! Движемся дальше.

А дальше-то у нас фильтр на сигнале с ООС. Запускаем калькулятор фильтров.

0.16 Гц - это чего такое-то??? Это он все, что выше 0.16 Гц валит??? Это зачем??? Может номинал перепутали? Пробую поменять микрофарады на наны - 159 Гц. Пойдет?

Выходит ООС тут только на басы? А все, что выше отрезано? Так тааак!

Ну собственно а чего? Верх-то у нас рассыпчатый у него. Не сильно рассыпчатый - но эффект же есть.

Смотрим дальше.

Дальше я так понял 2 транзистора защиты. Или питание каскодов это. Подскажите к комметах плиз, что это такое?

Дальше сигнал приходит в хитро нарисованную схему. У нее резистор падения напряжения внизу. А транзистор перевернут.

В общем раскачка амплитуды.

Причем ничем не прикрытая. Ни каскода, ни токового зеркала. Ничего. Генератор гармоник в чистом виде.

Сигнал с него идет на 2 направления.

1. Первое, на каскоде целая цепь с кучей РЦ-цепочек. Уж не знаю, что там за частоты. Считать страшно.

2. Через конденсатор, явно отсекающий НЧ идет на фазоинвернсую цепь.

Туда же приходит сигнал и с прошлой навороченной цепи, только уже под транзистор. Т.е. по сути в одно плечо выходных каскадов.

Одно плечо чистое, а второе с гармониками. Как так-то??? Я про такое не читал. У меня такое не описано.

Дальше стоят парой по Дарглинтону и Шеклаи выходные каскады. Дальше вижу местную ОС в направлении фазоинверсной цепи.

Причем ОС стоит напрямую с каждого плеча транзисторов, и объединяестя своими резисторами, а на нагрузку сигнал идет через резисторы в 0.2 Ом.

А ООС во вход уже с выхода нагрузки.

***

И это вообще как и что?

Это выходит ООС тут контролирует исключительно басовики в колонках?

А все остальное делает местная ОС. При этом внутри схемы есть еще и явные генерации гармоник, и частотные фильтрации сгенерированных сигналов.

Т.е. как раз на НЧ и на ВЧ сигнал обогащается гармониками выходит? А середина при этом более менее ровная?

В общем лес дремучий. Но стимул для мозга получен. Я много не понял, но в то же время что-то понял. И надо сказать, что особо других усилителей уже и не боюсь.

Хотя и испытываю явную потребность проштудировать еще пару тонн литературы.

Да и от констультаций не откажусь.

Поэтому пишите в комментариях, что тут на самом деле к чему?

Буду очень признателен!

Спасибо, что вы со мной!!!

***