Новый взгляд на события последнего дня Иисуса Христа
Продолжение. Начало здесь и здесь.
Обращался ли Пилат к народу на площади с вопросом: «Кого вам отдать?» - в честь праздничка, как о том говорят все Евангелия? Возможно. И даже вероятно.
Во-первых, та самая психологическая ниточка. Всё-таки, предав Христа, благородный римлянин чувствовал себя не в своей тарелке.
А во-вторых, прокуратору просто из деловых соображений ужасно не хотелось терять полезного человека. Да и 30 талантов теперь лежат не в корване, а в крепости Антония – иерусалимской резиденции Пилата.
Как Пилату «отмазать» от казни Иисуса Христа?
Каиафа обратно их уже не заберет. Значит, можно попытаться спасти от казни Иисуса Христа. Тем более что в честь праздника нужно одного из осужденных отпустить. И Каиафа ничего не возразит: толпа отпустила! Обычай!
Казнить должны были четверых: Иисуса – за богохульство, двоих террористов-зелотов (явных врагов режима) и Варавву – обычного уголовника, прошедшего по бытовой статье.
Пилат обращается к толпе, РЕКЛАМИРУЯ ей Иисуса, называет его царем. Но Каиафа тоже не вчера родился, он-то свои национальные обычаи и особенности знает назубок! Толпа, обработанная первосвященником, взревела: «Варавву! Отдай нам Варавву!» Понтий только скрипнул зубами.
…А может быть, Каиафа и не обрабатывал толпу, просто иудеи не могли простить Иисусу недавнего надругательства над храмом?..
Отчаяние Иуды
Узнав, что их план сорвался, Иуда в отчаянии бросает полученные от Каиафы деньги через забор дома первосвященника и кончает жизнь самоубийством, понимая, что на нём теперь будет висеть несмываемое клеймо предателя, ибо единственный человек, кто знает правду и мог бы его оправдать в глазах апостолов и потомков, сейчас идёт на Голгофу…
Живой труп
И все-таки Пилату не по себе. Не хочет он казни Иисуса Христа и его смерти! Мертвый Христос Пилату не нужен. Мертвый Христос нужен Каиафе. Не часто так случается, что события идут против воли прокуратора.
Пилат зол. Он велит проделать злую шутку: к Иисусову кресту приколотить табличку «Царь Иудейский», прекрасно зная, что это оскорбительно для иудеев. Левиты просят убрать унижающую табличку, но Пилат резок: нет!
Помощь Пилата Иисусу
К месту казни зелоты Гестас и Дисмас несут кресты сами. Христос свой крест не несёт. Римские солдаты, у которых, видимо, в отношении Христа особые инструкции, ловят какого-то мужика по имени Симон. Этот Симон тащит вместо Иисуса его крест.
Более того, когда, уже на кресте, Христос просит пить, римский солдат протягивает ему губку, смоченную «поской» из солдатской фляги.
Что такое поска?
В разных Евангелиях этот напиток описан по-разному – где-то он назван вином, где-то уксусом. (Интересно, кто бы и зачем принёс на место казни уксус? Только еще перца, гвоздики и кардамона тут не хватает!)
На самом деле поска – солдатский напиток со специально подобранным солевым составом (вода, уксус и яйца), чтобы в походах утолять жажду, приводя в норму солевой баланс организма...
Какая забота о приговоренном преступнике!
«Цейтнот» левитов
Время сыграло с синедрионом злую шутку. Сейчас вторая половина дня. Завтра суббота. В субботу ничего делать нельзя. Оставлять преступников на крестах тоже нельзя. Значит, кровь из носу, их надо похоронить до 24.00.
Но они просто не успеют умереть до этого времени! Смерть на кресте – процесс долгий. На кресте человек умирает трое суток, а если погода не жаркая, если дожди, то нужно пять-семь дней ждать.
Специальная подставочка даже предусмотрена для ног распятого, на которой он стоит, либо специальный колышек под пах, на коем распятый как бы сидит – и все для того, чтобы подольше помучился.
Зачем прибивать руки к кресту?
Правда, есть способы смерть ускорить. Например, прибить руки гвоздями. «Гвоздили» ведь не для того, чтобы усилить страдания, напротив – чтобы облегчить и ускорить смерть.
У пригвожденных от грязных гвоздей и жаркого солнца уже через несколько часов начинался сепсис, человек впадал в горячечный бред и быстро отходил. Христа гвоздями не прибивали (? – Ломов).
Что такое «перебивание голеней»?
Был и еще один способ ускорить кончину. В истории он остался почему-то под названием «перебивание голеней».
На самом деле голени не перебивали, а просто перерезали артерии на ногах. Вся кровь из висящего человека быстро вытекала, и он умирал.
Гестасу и Дисмасу артерии перерезали. Христу – нет. Интересна мотивировка: а он уже и так умер!
Как проверить смерть на кресте?
С чего бы это он умер? Римский солдат ткнул Христа снизу вверх острием копья. Пошла кровь.
И на этом основании солдат объявил, что «пациент» мертв. Странно. Уж кто-кто, а солдат должен знать, что у мёртвых кровь не течёт!
Итак, разбойники мертвы. Их трупы по старой доброй традиции сбрасывают в долину Еннома.
Иисуса пытаются спасти?
А тело Иисуса отдают… сторонникам Иисусовым – Никодиму и Иосифу Аримафейскому. Членам синедриона, между прочим.
Тело они переносят в сад к Иосифу, оборачивают тканью, пропитанной алоэ и смирной. Это может быть процессом бальзамирования. Но это может быть и обычной перевязкой.
Что такое смирна, мы сейчас не знаем. Но алоэ – известный антисептик. Перевязанное тело Христа кладут в склеп. А куда еще положить «мёртвого»?
Осознание Каиафы
Каиафа понимает, что его обвели вокруг пальца. Он мчится к Пилату: как же так? Деньги взял, а преступник жив!
Пилат пожимает плечами: ничего не знаю, по моим данным, преступник мёртв, я и сам удивился, что так быстро... Даже, понимаешь, не успели вены перерезать. Впрочем, дорогой Каиафа, если не верите, сами поставьте стражу у склепа.
Пилат явно издевается: какая стража! Ведь суббота, правоверные сидят по домам и ничего делать не имеют права! Тогда Каиафа решается: просит Пилата поставить у склепа римскую охрану. Это уже шаг отчаяния.
Стража у Гроба
А Пилату только того и надо. Стража выставлена. А тело пропадает. На вопрос левитов: «Где тело?» - легионеры, цинично усмехаясь, говорят, что не знают: уснули-де и ничего не видели. Может, унесли. А может, сам ушёл...
Вы верите, что римский солдат уснул на посту? Вы верите, что римский легионер, уснувший на посту, так легко в этом признается? Я не верю. За сон на посту вообще-то смертная казнь положена. И все-таки где же Христос?
Бей жидов, спасай Рим!
Скорее всего, Иисус во дворце у Ирода. Или в резиденции самого Пилата. Во дворце Ирода Иисус прожил почти год.
Странный это был год в жизни Христа – в его распоряжении великолепный дворец, общение с умным, образованным Иродом, возможность общаться с друзьями.
И вместе с тем – полная организационная и творческая бездеятельность.
Был на свободе
Впрочем, прежде чем поселиться на положении добровольного арестанта у Ирода, Христос некоторое время, похоже, пользовался свободой передвижения.
Он встречался с апостолами, говорил с ними. Зная, что его ищут, он, возможно, перемещался «в неузнаваемом виде». Дело в том, что Пилат еще не определился, что же ему делать с Христом.
Он не знает, когда ему выступать со своим легионом на поддержку Сеяна: со сроками заговора пока полная неясность. И вообще в метрополии творится что-то непонятное.
В это время в Риме
...Обычно антиеврейские настроения в Риме совпадали с обострениями финансовых кризисов.
Тиберий, кстати, не очень поддавался настроениям толпы. Напротив, наиболее талантливых, молодых и зажиточных иудеев он спасал, прятал от расправ, отсылая их на службу в провинцию.
Но его борьба с роскошью и экономикой проедания результатов не давала. Тогда Тиберий сменил курс, отказался от директивной экономики и начал проводить радикальные экономические реформы. Он решился на передел собственности.
Экономические меры Тиберия
Сенат издал, а Тиберий утвердил два эдикта о реструктуризации долгов.
Первый эдикт гласил, что все должники должны немедленно вернуть заимодавцам (иудейским ростовщикам, игравшим роль банков) две трети всех долгов.
Второй эдикт велел немедленно обратить две трети имущества всех ростовщиков в недвижимость.
«Два зайца одним выстрелом»
Это был не просто взаимозачет, не просто конфискация имущества знати за долги.
Тиберий убивал сразу двух зайцев – самые задолжавшие римляне больше не смогут роскошествовать, «проедая империю», а отправятся в провинцию заниматься своими латифундиями.
А иудеи, лишившись свободных средств, уже не смогут заниматься ростовщичеством, а будут вынуждены тратить средства на обслуживание своей вновь приобретенной собственности: не в характере иудеев запускать земли и проматывать состояния.
Провал Сеяна
Вместе с этой из Рима приходит еще одна нехорошая новость: заговор Сеяна раскрыт. И как глупо все получилось!
Внучатый племянник Тиберия Гай Калигула, молодой, честолюбивый и умный, назначен великим понтификом, то есть главным жрецом – человеком, который может манипулировать предсказаниями авгуров, гаруспиков и их заклинаниями посылать в бой легионы.
Гай – противник Сеяна. До выяснения отношений с Калигулой Сеян мятеж откладывает. А отложенный мятеж – неудавшийся мятеж. В таких делах мямлить нельзя…
В общем, пока Сеян раздумывал, контрразведка не дремала. Сеяна взяли, взяли и его подельников. Всех, кроме хитрого Пилата.
Пилат отделался выговором: его участие в заговоре доказать не удалось. Пилата наказали только за недонесение о каких-то там письмах Сеяна… На том все и заглохло.
Изменение планов Пилата
Крах заговора всё поменял в жизни Пилата. Получилось, что он никуда со своими легионами не едет.
Вот теперь-то этот парень из Назарета, которого Пилат спас на всякий случай, ему и пригодится. Ах, как чуяло сердце-вещун, что заговор Сеяна провалится!.. Ладно, займемся домашними делами.
Не только Пасха празднуется в Иудее. Есть праздник Пятидесятницы. Есть праздник опресноков. И каждый раз на бирже возле храма ажиотаж.
Пилат может немного пошантажировать левитов Иисусом, который теперь действительно страшен для фарисеев, ведь он Воскресший! Воскресший Живой Бог – да он может просто повыгонять всех этих старпёров из кормушки!
«МММ» начала эры
Чтобы взять под контроль финансовые потоки храма, Пилату нужна христианская партия. И в 31 году к празднику Пятидесятницы апостолы во главе с Петром прибывают в Иерусалим, что называется, с первым дилижансом.
Петр и Иоанн выходят на площадь храма и делают ряд программных заявлений. Петр - «заместитель» Христа, Иоанн – юное дарование, будущий создатель бестселлера «Апокалипсис».
К чему же они призывают? Они призывают строить пирамиду! Они призывают сограждан продавать дома, земли, мастерские – и вкладывать деньги «в апостолов». Что происходит?
Последствия эдиктов Тиберия
Ничего особенного – Пилату нужен оборотный капитал для финансовых спекуляций на меняльных столах.
Понимая, что Пилат вскоре отнимет у синедриона валютно-спекулятивный бизнес, и, пользуясь эдиктами Тиберия, левиты начинают лихорадочно вкладывать деньги в недвижимость – покупают у граждан мастерские, дома, виноградники.
Апостолам это на руку: вырученные деньги горожане несут под большие проценты апостолам.
Апостольский «интерес»
Причем разборки идут уже на чисто мафиозном уровне.
Некая супружеская чета – Анания и Сапфира – продали свою землю и принесли деньги в свою новую христианскую Семью. Но часть денег от Петра супруги всё же утаили.
Узнав об этом, апостол Пётр убивает супружескую чету прямо у храма! Мотивировка: утаили деньги от Семьи.
Даже для потрясаемого переменами Иерусалима это вопиющее преступление. Ай да иисусовцы! Начали с погромов в храме и закончили убийствами!
Арест Петра и Иоанна
Возмущение столь велико, что Иоанна и Петра арестовывают тут же и бросают за решетку: «И наложили руки свои на апостолов и заключили их в народную темницу». Народная темница – это общеуголовная тюрьма.
Но сидят апостолы недолго. Как скромно рассказывает об этом Писание, ночью пришёл ангел и освободил апостолов. Видимо, ангел носил римские «погоны».
В общем, пришёл «ангел» и отматерил местных как следует: какое вы имели право хватать римского гражданина Петра! И вообще, не вашего ума это дело, это дело государственной важности.
Пётр на вершине финансовой пирамиды
Далее всё идёт по плану – Пётр, как об этом откровенно сказано в Писании, назначает нескольких честных провинциалов из своей партии «пещись о столах». То есть отвечать за меняльные столы.
Этих столов пока семь. Некоторые богословы полагают, будто речь идёт о неких столах, где раздавался бесплатный суп малоимущим.
Полнейшая глупость! За похлёбку людей не убивают. Нет, речь идёт явно о тех самых столах, с которых вся эта история и начиналась... План Иисуса начал воплощаться в жизнь.
Петру удалось «оторвать» пока что семь мест на бирже и набрать первичный капитал за обещание больших процентов.
А что же Христос?
Эпилог
По приказу Пилата Иисус наверняка отправился из Галилеи в Иерусалим вместе с апостолами. Но вопрос, зачем он туда идет, не переставал беспокоить Иисуса.
За время вынужденного безделья в Иродовом дворце Иисус не мог не видеть, что реальным руководителем его партии (общины, церкви) стал Пётр.
Но деяния Петра не соответствовали целям Иисуса.
Учитель VS Ученик
Целью Иисуса были социальная, правовая, экономическая реформы, а вовсе не передел собственности между фарисеями и Пилатом… Естественно, Иисус спорил с Петром. Отголоски этого спора сохранили Евангелия.
Даже по тем скудным словам, которые до нас дошли, видно, что спор этот нервный и эмоциональный. Речь идёт о старой дружбе и идеалах: «любишь ли ты Меня?» О преемственности: «Паси овец Моих...»
Претензии Иисуса к Петру
Общий смысл их разговора на повышенных тонах: «Что тебе дороже, Пётр, - наши мечты, наши идеи или соблазн денег и власти?»
Тем паче, что бывший наёмник соблазну денег и власти очень и очень подвержен. Не зря же он порывается немедленно отослать юношу Иоанна прочь от разговора «первых лиц».
Это продолжение их старого спора. Помните? «Отойди от Меня, сатана, ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».
Иисус «не нужен»…
Мы не знаем, чем кончился тот разговор. Мы знаем лишь, что Иисус в Иерусалим не вернулся. Мы знаем, что Пётр был человек невоздержанный и честолюбивый.
Пилату пришлось иметь дело с Петром... Возможно, прокуратор был даже рад этому обстоятельству: Пётр был более предсказуем. А воскресший Иисус был опасен не только для фарисеев, но и отчасти для Пилата. Так что неизвестно, Пётр ли убил Христа, Пилат ли убрал его по-тихому...
А история покатилась дальше…
Царь Ирод не дожил до Иудейской войны – был сослан императором Калигулой в Галлию, где и скончался через несколько лет после описанных событий.
Император-реформатор Тиберий также умер своей смертью. Пришедший ему на смену Гай Калигула отправил Пилата в отставку.
Пилат вернулся в Европу, купил в Галлии (кантон Веве нынешней Швейцарии) большое поместье, где и прожил остаток дней.
Каиафа был первосвященником еще четыре года, потом оставил пост, и дальше след его теряется.
Все персонажи Евангелия умерли в первом веке нашей эры. А история покатилась дальше...»
Вот такая версия Кирилла Коликова. Повторимся, адекватная и логически выверенная.