Россия начала ХХ века была страной возможностей. Особенно для ювелиров. Русский двор, богатый и пышный сверх всякой меры, привлекал продавцов драгоценностей со всего мира. Но пробиться им было чертовски трудно – российский пирог уже поделили гиганты вроде Болина и Фаберже. И, тем не менее, французский клан Картье решился на экспансию. Очень уж было заманчиво отгрызть часть платёжеспособной русской клиентуры.
У французов уже имелась одна горячая поклонница практически с сáмого верха – жена брата императора, Великая княгиня Мария Павловна Старшая. Её высочеству, несомненно, понравилось бы иметь любимый магазин под рукой, в Петербурге, а не мотаться каждый раз в Париж, когда захотелось прикупить чего-нибудь новенького. С её помощью Картье и рассчитывали захватить рынок.
С 1904 по 1907 годы то один, то другой представитель ювелирного дома наезжал в Россию. Присматривался, приглядывался, покупал кое-что для пристального изучения.
Великая княгиня даже устроила им просмотр коронных драгоценностей, ведущим поставщиком которых был придворный ювелир Карл Болин. Картье многое замерили, зарисовали, записали и потом бессчётное число раз использовали идеи Болина в своих изделиях.
Для справки: Карл Болин изготовил Владимирскую тиару. О ней можно почитать здесь:
Но ещё хуже пришлось другой российской фирме – Фаберже. Болин делал уникальные, штучные, очень дорогие украшения с огромными редкими камнями для парадных выходов, а карл Фаберже работал на широкую аудиторию, где удержать покупателей гораздо сложнее.
Картье снова прибегли к промышленному шпионажу. Закупали готовые работы Фаберже, знакомились с его камнерезами и заказывали им изделия по собственным эскизам. Заказывали даже у самогó Фаберже!
Наконец решили наступать. В 1907 году Мария Павловна устроила благотворительный базар в гранд-отеле «Европа», на котором выставили работы Картье. Знать во главе с самой императрицей Марией Фёдоровной охотно раскупала товар. Под это дело французам даже выбили звание поставщика Высочайшего двора, причём в том же 1907 году. Что характерно, Карл Фаберже ждал этого очень много лет.
Конечно же, искушённый в конкурентных войнах Фаберже тоже не сидел, сложа руки.
Вот прекрасный розовый ибис из родонита. Высота около 6 сантиметров. Клюв и ноги – серебро с позолотой, глаза изумрудные, укреплён на нефритовой подставке. Имеется даже оригинальная коробочка из древесины падуба. Изготовлен сувенир приблизительно в 1907 году.
Для Карла Фаберже подобная стилизация под Японию – вещь абсолютно не характерная. Зато ибисов любило семейство Картье, в их архивах хранится много зарисовок этих милых птичек. Так что миниатюра – это ответная «любезность» российского ювелира, с лёгкостью повторившего работы Картье.
В общем, как всё быстро началось, так быстро и закончилось. Французы не сумели открыть магазин в Петербурге даже при могучей поддержке Великой княгини.
Всё дело в том, что Картье были, прежде всего, торговцами. Они всегда соизмеряли стоимость, себестоимость и выгоду. А Фаберже считал и называл себя художником. Для него ювелирное искусство было выше доходов. Повторить его идеи Картье смогли, а вот родить что-то новое – нет. Российская же избалованная публика не хотела повторений, ей нравилось постоянно удивляться, и лишь Фаберже умел поражать клиентов из раза в раз.
Так что бесславная эпопея Картье закончилась провалом, если не считать кражу интеллектуальной собственности у российских ювелиров.
Зато потомкам осталась эта прекрасная розовая птица. Вернее, только фото, увы.
Миниатюру вывезли из России в конце 1920-х годов и продали на аукционе в июне 2007 года. Покупатель остался анонимным, где сейчас находится ибис, неизвестно.
Изображения выложены для ознакомления. Все права на изображения принадлежат их авторам.
Поставьте лайк, подпишитесь на канал!
От всей души благодарю каждого читателя, который репостит мои публикации в соцсети. Мне очень приятно, что вам хочется поделиться со своими друзьями эмоциями от чтения! :)
Но если вам жизненно необходимо скопировать к себе всю мою статью целиком, сделайте на неё кликабельную ссылку. Соблюдайте хоть какие-то нормы приличия, я вкладываю в поиск информации, написание текста и подготовку иллюстраций много труда.
Еще о работах Фаберже можно почитать здесь: