В кинематографе случается довольно часто, что во время съёмок фильма режиссёр отступает от сценария, заменяя диалоги или даже целые сцены. Иногда такое случается в случае удачной импровизации актёров, иногда режиссёр намеренно изменяет сценарий, чтобы сменить акценты.
Примерно такая же ситуация произошла в истории с авансом, который получил главный герой фильма "Афоня", и который в тот же день у него загадочно исчез. У меня на эту тему написана отдельная статья.
Краткое содержание предыдущей статьи
В самом начале фильма Афоня получает аванс, а на следующий день просит взаймы у дяди Паши пять рублей до получки. В фильме не указано какую именно сумму получил Афоня, и я предположил, что его аванс был 40 рублей. Некоторые читатели в комментариях написали мне, что это слишком большой аванс для сантехника, и он получил гораздо меньше.
Используя сцены из фильма, а также свой жизненный опыт, я пришёл к выводу, что в сложившихся обстоятельствах Афоня никак не мог потратить весь свой аванс, и на следующий день просить взаймы до получки.
Как было в сценарии
В сценарии точно указана сумма, которую выдали Афоне в кассе. Она оказалась в полтора раза больше, чем я предполагал. Целых 60 рублей.
Борщов распределял зарплату по карманам... Сунул две десятки в брюки, три — в куртку, одну — под кепку. Потом передумал: забрал одну десятку из куртки, переложил ее в брюки. Снова передумал — переложил под кепку.
В фильме есть ещё одно отличие от сценария. Афоня приходит в кассу в обеденный перерыв. В фильме он просит выдать ему деньги во внеурочное время, прикрываясь захворавшим родственником, а в сценарии он переводит стрелки своих часов на час вперёд. Эпизод в фильме получился смешнее.
Деньги Афоня не занимал
Сцена, когда Афоня приходит на следующий день на работу есть и в фильме и в сценарии. Только в фильме он занимает деньги, а в сценарии - нет.
Думаю, что Данелия ввёл специально сцену занимания денег, чтоб ещё больше подчеркнуть безалаберность Афони.
В сценарии, как и в фильме, существовал диалог дяди Паши с Афоней, но говорили они не о деньгах, а о пенсии. Афоня спросил у него, знает ли тот, что артисты балета выходят на пенсию в 35 лет. Дядя Паша не знал, но сказал, что шахтёры выходят на пенсию в 55 лет. Афоня выразил сожаление, что он не стал танцовщиком.
Во время этой беседы появилась Вострякова с практикантами.
Становится понятным, почему убрали информацию о сумме аванса из фильма
Скорее всего, создателям фильма тоже показалось невозможным потратить за один вечер такую огромную сумму, и упоминание 60-ти рублях из фильма исчезло. Однако же вопрос, куда он потратил аванс, остался.
Мне кажется, что последовательность действий, которая была описана в сценарии, была более логичной. Лично у меня она не вызвала бы никаких вопросов.