Начну с того, что великая Майя Михайловна Плисецкая сказала о Волочковой достаточно. Но на ее мнение внимания не обратили, потому что оно шло вразрез с тем, какой имидж Анастасии усердно лепили ее "злейшие друзья".
В одном из интервью за 2004 год Плисецкую спросили, то она думает о Волочковой, как о балерине и есть ли у нее будущее ("считаете ли вы ее балериной с большим будущим? - вопрос в оригинале).
Майя Михайловна ответила:
«Вы знаете, когда уже ей 28 лет или 29, это уже не будущее, это уже обязано быть настоящее. Что будет-то, не знаю, но пока что все, что мы видели, это настоящее, она хорошая, профессиональная балерина, но такие есть, она не выдающаяся балерина, она хорошая балерина».(https://echo.msk.ru/programs/beseda/33242/)
Плисецкая настолько высоко стояла и стоит, что ей ни к чему было говорить неправду, тем более о той, кто одним своим появлением, не важно где, возбуждал и возбуждает бурю эмоций. А когда волна отступает, на берегу остаются зловонные кучи «отзывов специалистов о ее профнепригодности».
Если Волочкова славится своим неуживчивым характером, о Плисецкой вообще можно сказать однозначно – кто пытался на нее надавить, повлиять на ее мнение или решение, где сел, там и слез. И хейта в ее отношении было не меньше, а завистливых врагов, думаю, больше. Потому, как величина и авторитет в мире мирового балета, не только советского и российского.
Волочковой, на мой взгляд, это "стойкий оловянный солдатик" из прекрасной сказки Андерсена про зависть и коварство. Балерина в сказке тоже есть. Но это не Волочкова, которую романтичной барышней не назовешь. Она боец и нередко проигрывает, но слабее от этого не становится, потому что ее давно уже питает та энергия, которую в нее вкачивают ненавистники. Не каждый смог бы реализовать злословие и зависть в своих интересах, если говорить о популярности.
Под колесами
В статье речь не о том, что из себя представляет Волочкова сейчас, как балерина. Как написал один автор о ней – это смена амплуа. Мне то, что сейчас, кажется ее недостойным, слишком мелким. Она занята борьбой, которую ей однажды навязали. Давно пора понять, что проиграет, во всяком случае, времени и гравитации, которые неумолимо отбирают у нее главные козыри – красоту и профессионализм. Надо соскакивать с этого "бешенного паровоза". Волочкова периодически оказывается у него под колесами, потом, правда, удивительным образом "воскресает" и вместо того, чтобы пойти своим путем, снова забирается на этот же паровоз. Сравнение такое привел не случайно., а потому, что в том же ключе о ней высказался другой человек из мира балета, в компетентности которого усомнится только д.рак.
О ней
В своих интервью Николай Цискаридзе о Волочковой сказал немало. Приведу несколько фрагментов и рекомендую почитать интервью целиком, у Цискаридзе все они эмоциональные, информативные и потому нескучные.
Николаю Цискаридзе задали вопрос - почему к ним, артистам балета, такое разное отношение. Хотя и тут бы оговорился – чье отношение? На «теле» Цискаридзе не меньше следов от «укусов». Но в профессиональном плане особых замечаний не было, в отличие от Волочковой, которую называли по всякому – «бегемот», «лошадь», «ее большое тело не успевает за музыкой..», что ее партнеры калечатся, пытаясь ее поднять и т.п.
Она – не балерина! - внушают неискушенной публике, когда речь заходит о Волочковой. Да? Тогда как объяснить факт, что Волочкова поступила в Вагановское училище (сейчас Академия), где был запредельный конкурс, 100 человек на место и закончила его с отличием? Аргумент, что ее приняли условно с оценкой 3, тоже не выдерживает критики потому, что знаменитая Ульяна Лопаткина, и не только она, из будущих звезд балета, начала учиться с таких же стартовых условий – испытательный срок.
И наконец по поводу неподходящего роста и веса. В ней 172 см. Ульяна Лопаткина, прима-балерина Мариинского театра 1995-2017– рост 175 см. Вопросы есть?
О весе чуть позже приведу цитату Цискаридзе.
«…Меня били меньше, чем Настю(…) к Насте отношусь очень тепло и я много раз это говорил. Помимо того, что она очень была красивая девочка и я действительно принял участие в том, чтобы она переехала в Москву и стала танцевать в Большом театре, я был ее партнером много лет. Это одна часть. Другая часть – это наши постоянные споры. У нас были конфликты, и очень серьезные творческие конфликты. Но потом, когда я столкнулся с тем ужасом, который с ней стали вытворять, вы знаете, я потому не даю больше никогда ей оценку. Я сказал, нет ничего страшнее того «поезда», под который она попала, и не дай бог никому.»
Про «сломанные позвоночники» и «бегемота»…
«…Она была вообще неплоха. Она была необыкновенно хороша и очень одарена. Но понимаете, наша профессия чем страшна – каждый день вы заново выходите на олимпиаду. Вот у вас, допустим, в месяц пять или шесть спектаклей(…) в каждой опере или балете в классической музыке серьезной есть очень тяжеленные пассажи. Их исполнить можно, имея первое – способности, второе – очень большую квалификацию подготовки и третье – ты все время должен быть в форме(…)У нас в Лондоне был спектакль «Раймонда». Она бесподобно этот спектакль танцевала, ей очень он шел, она в нем была безумно хороша. Там одна главная героиня и два главных героя, они между собой соревнуются за ее сердце. Я танцевал того, который выигрывает, а Дмитрий Белоголовцев (…) Он танцевал Абдерахмана, сарацинского шейха, в отличие от меня он был человек-скала. Вот в его руках любая партнерша была как за каменной стеной. Он сильнейший парень. И вот на этом спектакле (…)она выскользнула у него из рук. Если бы он не был таким сильным, ловким партнером, она бы разбилась просто, к счастью он ее поймал. Но хруст был такой силы, я подумал, что он сломал спину. (...) Ни о какой толстости речи не шло. Она просто на одну секунду расслабилась. Организм начинает давать сбой, потому что это очень тяжелый спектакль. Она приустала, она могла и сама получить травму тяжелую, и покалечить партнера. Конечно, я с ним тогда очень жестко ей сказали все, что думаем, что ей надо приводить себя в порядок.» (https://kli-kni.com/nikolay-tsiskaridze-ob-anastasii-volochkovoy-net-nichego-strashnee-togo-poezda-pod-kotoryy-ona-popala/)
Первая
Приведу еще одно высказывание, которая замечательная гимнастка ХорКина, тоже боец по натуре, адресовала юной фигуристке Валиевой после ее неудач и бед на пекинской олимпиаде 2022. «Быть лучшей и быть первой – не одно и тоже».
Была ли Волочкова лучшая, думаю, что нет, в нашей стране мощная балетная школа, представить, что она смогла выпустить одну прекрасную балерину, было бы нелепо. Но первой на определенном этапе своей балетной карьеры Волочкова однозначно была.
Вот как об этом периоде ее творческой биографии сказал Николай Цискаридзе.
«Настя действительно тогда была «директором Вселенной». Ну, вот закрывался занавес, клянусь вам, министр культуры с генеральным директором бежали с цветами. Еще занавес не закрылся, они уже рядом стояли с огромными букетами, целовали ей руки и говорили, что никогда никому такого успеха, такого накала страстей не удавалось достичь. И эти же люди ровно через два месяца рассказывали небылицы. Топили и уничтожали ее.» (https://kli-kni.com/nikolay-tsiskaridze-ob-anastasii-volochkovoy-net-nichego-strashnee-togo-poezda-pod-kotoryy-ona-popala/)
P.S. По поводу того, в каком амплуа выступает балерина Анастасия Волочкова сейчас, повторю - это другая история, которая имеет отношение к самопиару и вошедшему в привычку троллиться с хейтерами.
Зачем оно ей надо? Давно пора на эту публику плюнуть и заняться чем-то более приятным, чем злить и без того злых.
Например, популяризировать балет, что у нее получается очень даже неплохо.
Хейтклаб и тут нашел негатив.
Предметом критики стала одежда Волочковой. Мне тоже не нравится, но это ее манера и раз она так наряжается, то это ее дело. Не нравится, не приглашайте.
Символ
Для тысяч крохотных фей она символ балета и той вершины, на которой мечтала бы оказаться каждая. Смогут немногие. Насколько созданный ими образ запомнится, покажет время. Для меня же, человека совсем небалетного, этот вид искусства начался с этих фотографий.
С тех пор интересуюсь и Настина история определенно не из рядовых. Есть о чем рассказать...