Найти тему
diletant.media

Главная антивоенная картина Пикассо

В мадридском Музее королевы Софии есть одна картина с неоднозначной репутацией: точнее сказать, кто-то ее просто не понял, кто-то по-настоящему испугался, а кто-то искренне полюбил. Такую славу получила известная на весь мир «Герника» Пабло Пикассо.

Герника — один из городов Страны Басков, подвергшийся страшному разрушению в ходе Гражданской войны в Испании. 26 апреля 1937 года немецкая авиация подвергла город бомбардировкам, практически полностью уничтожив всю инфраструктуру и оставив около двух тысяч его жителей под завалами. Это событие вызвало резкий общественный резонанс во всем мире.

Несмотря на то, что Пикассо никогда не бывал в Гернике, его картина, названная именем города, стала настоящим вызовом и манифестом против вопиющей жестокости, которой подвергся этот некогда цветущий уголок Испании.

Разрушенная Герника. Источник: wikipedia.org
Разрушенная Герника. Источник: wikipedia.org

Известно, что Пикассо написал свою работу в максимально короткие сроки: полотно в 3,5 м высотой и 7,8 м длиной уже спустя полтора месяца было представлено на Всемирной выставке в Париже.

Первые отзывы о картине стали, отчасти, холодным душем для художника, движимого порывом. По воспоминаниям Ле Корбюзье, известного французского архитектора, на открытии испанского павильона «Герника» видела в основном спины посетителей", а также подверглась резкой критике со стороны некоторых знатоков.

«Герника». Пабло Пикассо, 1937. Источник: pinterest.com
«Герника». Пабло Пикассо, 1937. Источник: pinterest.com

Уже гораздо позже Пикассо скажет, что не читал ни одной работы, посвященной анализу одной из центральных картин своего творчества, хотя, конечно же, он имел представление о тех спорах и дискуссиях, которые породила его работа.

Свои антифашистские взгляды художник всегда демонстрировал более, чем открыто, поэтому неудивительно, что однажды, во время оккупации Парижа, зимой 1943 года на пороге его мастерской появились агенты гестапо. Именно тогда между Пикассо и людьми «в тёмно-зеленом» разыгрался известный диалог:

- Это Вы сделали? — спросил один из гостей, указывая на репродукцию «Герники».

- Нет, это сделали Вы, — парировал художник. — Можете взять себе на память.

«Герника» — полотно, полное иносказаний. Например, изображение женщины с лампой в руке (один из немногих образов, сохранившихся от первого наброска до окончательного варианта полотна), возможно, было для Пикассо символом неприкосновенного священного дуба Герники, не пострадавшего после уничтожения города.

Развитие замысла художника по мере создания картины сейчас можно проследить благодаря фотографиям Доры Маар. На семи фотографиях она в течение месяца смогла запечатлеть процесс «эволюции» полотна.

«Герника», варианты. Источник: wikipedia.org
«Герника», варианты. Источник: wikipedia.org

После создания «Герники» Пикассо проживет еще почти сорок лет, однако именно эту картину будут называть последним его шедевром, славу которого не смогут затмить последующие творения. Художник, тем не менее, продолжит с остервенением работать.

«Герника» выставлялась впоследствии в разных странах мира. Сам же Пикассо говорил о том, что его детищу место в мадридском музее Прадо, но только после восстановления испанской республики. Так, картина сначала выставлялась в Прадо с 1981 по 1992 годы, а потом была перевезена в Музей королевы Софии.

Подробнее

Музеи
137 тыс интересуются