Нынешние, стремительно развивающиеся события на постсоветском пространстве лишний раз подтвердили простую истину. Что любое вид вооружения, которому по каким-то причинам присваивается сакральный статус "вундерваффе", при столкновении с реальностью и нормально оснащенной и подготовленной армией, ничем не отличается от любого прочего. Сколько в последний год разговоров было про ударный БПЛА Байрактар ТВ-2, или противотанковый переносной комплекс "Джавелин". Наши соседи сделали из этого неплохого, но отнюдь не абсолютного оружия форменный культ. Но вот по-настоящему подул "Северный ветер" и беспилотная феерия вдруг куда-то испарилась, а самонаводящиеся ракеты Джавелинов просто даже толком не дал никто применить, за редким исключением. К вечеру двадцать четвертого февраля 2022 года даже самые беззаветные патриоты "незалежной" обиженно и удивленно задавались вопросом в своих пабликах; "А где же наши "Байрактары и "Джавелины"? Против высокоточных ракет, ударных вертолётов и залповых систем они оказались бессильны и бесполезны. С Байрактарами вообще поступили ровно так, как и обещали. Тактическими ракетными комплексами были уничтожены и БПЛА, и станции управления.
Ударные дроны Байрактар ТВ-2, производства, а вернее сборки турецкой фирмы «Baykar Makina», стремительно стали "суперзвёздами" на военно-техническом небосклоне во время локальных конфликтов в Сирии, Ливии и Карабахе. Его основным наземным соперником и антиподом принято считать российский ракетно-пушечный комплекс "Панцирь С-1". "Панцири" создавались, как зенитная система ближнего радиуса действия от воздушных целей, вроде тактических и крылатых ракет. Но настало время беспилотников, и ЗПРК срочно пришлось "переучивать" для борьбы с этими тихоходными, но очень опасными и к тому же, малозаметными целями. В трёх названных выше конфликтах настоящая схватка Панцирей с Байрактарами произошла только в Ливии. Весной 2020 года турки поставили первые беспилотники своим северо-африканским "миньонам"- соединениям ливийского Правительства Национального Согласия (ПНС). Им противостояли Панцири-1С маршала Халифы Хафтара и его Ливийской национальной армии. У Хафтара в строю было от 12 до 15 ЗРПК образца 2005 года, на базе немецких транспортёров фирмы "МАН". Специально для борьбы с беспилотниками эти "Панцири" не предназначались, но всё равно смогли достойно противостоять турецкой новинке, активно поддерживаемой установками РЭБ с фрегатов ВМС Турции в Средиземном море. Но не без потерь. Всего было уничтожено, по разным данным, от 8 до 9 "Панцирей" и не все они оказались в момент сражения боеспособными. ПНС, а точнее турки, потеряли не менее девятнадцати беспилотников (точно подтвержденных). Сторонние наблюдатели говорили о 33 БПЛА, а зенитчики ЛНС хвастались семью десятками сбитых.
Читайте ещё: "Вся низкая орбита окажется под прицелом". Эксперты на Западе рассуждают о достоинствах российской "Нудоли"
Но пожалуй самым безотказным и эффективным оружием против Байрактаров можно считать комплексы "Бук-М2Э". Модернизированные "Буки" вообще стали одним из самых удачных приобретений для сирийской ПВО последних лет. Именно на их счёт пришлась львиная доля крылатых ракет, которыми в конце десятых годов обстреливали Сирию все кому не лень. Когда весной 2020 года возникла критическая ситуация под Идлибом, где турки впервые применили Байрактары целыми эскадрами, Бук и здесь не подвёл. Первое марта 2020 года можно назвать "чёрным воскресением" и самой неудачной датой в истории популярного дрона. Как минимум шесть из них в этот день были безвозвратно потеряны. Плюс ещё две тяжелых Анки, которые проходили под Идлибом что-то вроде тестовых испытаний. Все они на счёту "Бука". На сегодняшний день это вообще один из самых проверенных и применяемых в реальных боестолкновениях зенитных комплексов.
Ещё одним надежным уничтожителем дронов, о котором нельзя не упомянуть в таком рассказе, стал разработанный в СССР Тор-2МУ. Их поставили на базу Хмеймим в апреле 2018 года, для поддержки уже расположенных там С-400 и "Панцирей". И почти сразу Тору пришлось участвовать в отражении нападения более двух десятков кустарных БПЛА. Те хоть и производят впечатление поделок авиамодельного кружка, но бед могут нанести немало, как и было в первые дни сирийской кампании. В июне 2018 года состоялось самая массированная атака "самопальных" дронов" в истории авиабазы Хмеймим. Основное количество сбитых попали под огонь ракет этого компактного и очень эффективного ЗРК. В дальнейшем эта история повторялась не раз. За время работы в Хмеймим Тор сбил более трёх десятков ударных БПЛА и "дронов-камикадзе" и стал самым результативным комплексом в этой области. На его счету не менее 75% сбитых БПЛА, которые атаковали, или вели разведку в районе нашей главной авиабазы в Сирии.
Все эти примеры лишний раз доказывают то, о чем говорилось в начале статьи. Хорошее ПВО и превентивные ударные средства шансов относительно дешевым БПЛА не оставляют, сколько бы хвалебных слов не произносили любители модных зарубежных систем.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!