Найти в Дзене
Navygaming Channel

Орудия «Нассау» – необычный выбор: точный расчет или трагическая ошибка

В конце XIX – начале ХХ века во флотах мира установились определенные стандарты по вооружению крупных артиллерийских кораблей. "Де факто" для броненосцев стандартом стали 305-мм и 152-мм орудия, для крейсеров – 254-203-мм и 152-120-мм орудия. Однако в ряде морских держав выработались свои подходы, которые традиционно сохранялись: так во Франции долгое время для своих крупных боевых кораблей использовали 305-мм, 194-мм, 164-мм и 138-мм орудия; в США броненосцы начала ХХ века все еще вооружали 330-мм орудиями ГК, в Австро-Венгрии считали, что их броненосцам достаточно орудий 240-мм калибра, но все это, скорее, было отходом от стандарта (305-мм), чем попыткой его изменить. В итоге практически все страны к 1900 годам перешли к 305-мм орудиям в качестве главного калибра (ГК) своих броненосцев, но не Германия.

Броненосец «Гессен» (тип «Брауншвейг») с 280-мм/40 орудиями главного калибра
Броненосец «Гессен» (тип «Брауншвейг») с 280-мм/40 орудиями главного калибра

Начиная с броненосцев типа «Брауншвейг», немецкие кораблестроители в качестве орудий ГК стали использовать 280-мм/40 орудия, их в свое время получили и броненосцы следующей серии – типа «Дойчланд» (успевшие отметиться даже в Ютландском сражении). Поэтому неудивительно, что когда встал вопрос о вооружении новых линкоров-дредноутов, то выбор был сделан в пользу данного калибра. Свою роль здесь сыграло время, которого у Германии не было, а также призрачная вероятность того, что удастся добиться хотя бы примерного «паритета» с Великобританией.

Носовая башня 280-мм/40 орудий броненосца «Ганновер» (тип «Дойчланд»)
Носовая башня 280-мм/40 орудий броненосца «Ганновер» (тип «Дойчланд»)

Строительство в 1906 году английского «Дредноута» вызвало определенный шок в военно-морских кругах и повлекло за собой новый виток гонки вооружений, его имя послужило нарицательным для нового класса строившихся кораблей. В связи с этим была пересмотрена германская кораблестроительная программа, и если раньше Германия находилась в роли догоняющей стороны, то теперь она получила шанс начать с «чистого листа» и построить флот, который мог бы померяться силами с британским. В 1906 году было принято дополнение к закону о флоте, по которому было предусмотрено строительство первых германских дредноутов. Но догонять все-таки пришлось, и первый немецкий линкор-дредноут – «Нассау», как и английский линкор «Дредноут», строился в ускоренном темпе.

При обсуждении проекта ГК новых кораблей не вызвал споров: и представители морского командования, и конструкторы остановились на 280-мм орудиях. Сразу отметим, другого орудия в распоряжении немецкого флота на тот момент просто не было, а рисковать, как в свое время рискнул Черчилль, заложив линкоры «Куин Элизабет» с одновременным проектированием для них 381-мм орудий, или американцы с 356-мм/45 орудиями для линкоров типа «Нью-Йорк», немцы не стали.

Стволы германских 280-мм орудий образца 1907 года на заводе
Стволы германских 280-мм орудий образца 1907 года на заводе

Причем, как отметил Н. Печуконис в книге «Дредноуты кайзера. Стальной кулак имперской политики»: «…Вопрос об увеличении калибра до 305-мм обсуждался только в отношении требуемого времени для создания подобного орудия. Было ясно, что строительство кораблей нельзя откладывать из-за неготовности достойного 305-мм орудия и башенной установки, тем более, что сравнительные артиллерийские испытания показали – новое германское 280-мм орудие «28-cm.SKL/45» образца 1907 года ЛК типа «Нассау» … с длиной ствола 45 калибров (вместо 40 калибров на броненосцах типа «Дойчланд») по характеристикам и эффективности лишь незначительно уступает британскому 305-мм орудию».

Итак, для линкоров типа «Нассау» были выбраны 280-мм орудия модели «28-sm.SKL/45», которые хотя и были разработаны в 1907 году и имели официальное обозначение «модель 1907 года», на вооружение официально были приняты в 1909 году. Точно такими же орудиями был вооружен еще один корабль – линейный крейсер «Фон дер Танн».

Орудийные башни «Нассау» (чертежи)
Орудийные башни «Нассау» (чертежи)

В своей книге «Линкоры британской империи. Огневая мощь и скорость» О. Паркс так представлял данный выбор немцев и оценивал эти пушки: « … Сообщения нашей разведки уверяли, что на этих первых германских линкорах 11-д орудия имели угол возвышения 30 градусов. И мы так думали, пока «Нассау» не вошел в строй, и не обнаружилось, что в действительности угол возвышения его тяжелых орудий был только 16 градусов. Причина заключалась в том, что его 11-д орудия имели исключительно высокую скорострельность при настильной (пологой) траектории огня, и, следовательно, дальность даже при умеренных углах возвышения превышала ту, на которой можно было эффективно управлять огнем. Поэтому считалось ненужным увеличивать угол возвышения орудий больше 16 градусов (дальность стрельбы 19500 ярдов). К тому же орудийные установки с большим углом возвышения были более тяжелыми, сложными и дорогими. Кроме того, для них требовались большие орудийные порты.

-5

С 1907 г. Германия построила 26 дредноутов и линейных КР, и на каждом из них орудия имели максимальный угол возвышения 16 градусов. 12-д орудия, установленные на наших дредноутах, имели угол возвышения 15 градусов, который для 13,5-д и 15-д орудий увеличивался до 20 градусов…».

Вес 280-мм/45 орудия «Нассау» составлял 39800 кг(вместе с люлькой – 53500 кг), длина орудия – 12,735 м (ствола – 12,006 м). Сравните, вес 305-мм орудия с затвором ЛК «Дредноут» составлял 58 т. Как и все орудия Круппа, ствол состоял из внутренней трубы, двух обручей и кожуха. Живучесть ствола – 210 выстрелов (по данным Дж. Кэмпбелла – 260 выстрелов полным зарядом). Орудия стреляли двумя типами снарядов (полубронебойным АРС L/3,2 и L/3 (стальные сплошные болванки)) одинакового веса по 305 кг (по другим данным (Конвей) – 302,4 кг), с начальной скоростью у среза ствола орудия 820 м/с (по данным сайта интернета – 855 м/с). С 1915 года немцы стали применять облегченные снаряды и новый порох «RPC/12», что позволило увеличить скорость снаряда до 855 м/с и дальность стрельбы с 18,9 до 20,4 км. Интересно, что линкор «Рейнланд» комплектовался третьим типом снарядов – фугасными НЕ L/3,2.

Штатный боезапас «Нассау» для артиллерии ГК составлял 900 выстрелов (75 на ствол), в том числе – 720 полубронебойных снарядов АРС L/3,2 (Psgr- Panzersprenggranaten) длиной 896 мм с донным взрывателем и 180 сплошных стальных снарядов L/3 (Stvg-Stahvollgeschossen) длиной 840 мм. Линкор «Рейнланд» имел 180 фугасных снарядов L/3,2, 540 полубронебойных L/3,2 и 180 сплошных стальных снарядов (болванок) L/3. Для сравнения, боезапас ЛК «Дредноут» состоял из 800 снарядов (по 80 на ствол).

Снарядный погреб линкора «Позен
Снарядный погреб линкора «Позен

Сплошной стальной снаряд на дистанции 1000 м под углом встречи 60-90° пробивал 600-мм плиту прокатанной железной брони, 420-мм плиту брони-компаунд и 300-мм плиту поверхностно закаленной сталеникелевой брони. Полубронебойный (бронебойный) снаряд с донным взрывателем при попадании в плиту закаленной сталеникелевой брони под углом встречи 90° на дистанции 4000 м пробивал 413-мм плиту, на дистанции 8000 м – 319-мм. По официальным немецким данным, пробивная способность орудия у дульного среза составляла для стальной плиты 889 мм. По данным сайта www.navweaps.com, на дистанции 12000 м 302-килограмовый снаряд АР пробивал 200-мм броню.

Полубронебойный снаряд длиной 3,2 калибра (896 мм) с донным взрывателем имел разрывной заряд весом 2,88 кг (2 %), окраска – красный с черной головкой. Второй тип длиной 3 калибра (840 мм) представлял собой сплошной стальной снаряд (болванку) с бронебойным колпачком, окраска – голубой с черной окантовкой. Заряжание орудий – картузное, причем для основных полузарядов использовались латунные гильзы. Для добавочных полузарядов применялись двойные шелковые картузы и латунные пеналы, из которых заряды вынимались только перед заряжанием. Единый для всех снарядов полный заряд состоял из основного полузаряда и добавочного. Вес полного заряда равнялся 144,6 кг, включая 99 кг пороха марки RPC/06 (Rohrenpulver) образца 1906 года. Основной полузаряд весил 119 кг (75 кг пороха и гильза весом 44 кг), добавочный – 25,6 кг (24 кг пороха и шелковый картуз), против 117 кг кордита MD-45 у линкора «Дредноут».

Башни 280-мм орудий линкора «Позен»
Башни 280-мм орудий линкора «Позен»

На ЛК типа «Нассау» артиллерия ГК из двенадцати 280-мм/45 скорострельных орудий типа SKL/45 в башенных лафетах попарно установили в шести статически уравновешенных (отбалансированных) орудийных башнях. Вес всей установки составлял 394 т. Важным нововведением было применение на них башенных дальномеров.

Как уже было отмечено, орудия разместили на спаренных лафетах с возможностью раздельного вертикального наведения в башенных установках новой конструкции. Причем, по данным одного известного сайта, угол возвышения для станка Drh LC/1906, которые устанавливались на ЛК типа «Нассау», составлял + 20° с дальностью стрельбы 18900 м; угол снижения стволов орудий - 6°. Позже, после 1915 года, с принятием на вооружение нового снаряда, дальность стрельбы увеличилась до 20400 метров.

Схема линкора типа «Нассау» - размещение и бронирование башен главного калибра
Схема линкора типа «Нассау» - размещение и бронирование башен главного калибра

На линкорах типа «Нассау» сектора ведения огня башен составляли 280° для кормовой и носовой башен (по другим данным – 300 градусов) и 160° для всех бортовых. В сумме это составляло 1200° или по 200° на башню (по данным В.Б. Муженикова). При этом в различных секторах ведения огня действовало разное число орудий. Причем восемь орудий действовали в двух секторах обстрела (суммарно 200°), шесть – в шести секторах обстрела (суммарно 80°), четыре – в четырех секторах обстрела (суммарно 80°). Погонный огонь в секторе 60° и ретирадный в 40° могли вести четыре орудия. На линкоре «Дредноут» сектора ведения огня башен составляли 285° для носовой башни, 300° – для кормовой, 180° – для двух бортовых и два сектора по 130° для четвертой башни. В сумме это составляло 1 205° или по 241° на башню. При этом в различных секторах ведения огня действовало разное число орудий. Строго по носу и корме огонь могли вести шесть орудий. Причем восемь орудий действовали в двух секторах обстрела (суммарно 225°), шесть – в двух секторах (суммарно 35°), четыре – в четырех секторах (суммарно 100°).

Таким образом, и англичане, и немцы, учитывая опыт постройки и эксплуатации линкоров «Дредноут» и «Нассау», пришли к выводу, что в дальнейшем каждой орудийной башне необходимо создавать максимально допустимый сектор обстрела и всем башням обеспечить возможность ведения огня на оба борта.

280-мм башня Drh LC/1907 линейного крейсера "Фон дер Танн" - такие же башни стояли на "Нассау"
280-мм башня Drh LC/1907 линейного крейсера "Фон дер Танн" - такие же башни стояли на "Нассау"

На первый взгляд, такое размещение артиллерии выглядит нерациональным, но следует учитывать не только технические аспекты, но и будущие тактические решения. Как отмечает Н. Печуконис, в случае войны немецкое командование изначально предполагало, что превосходство противника будет таковым, что чаще всего их кораблям придется быть в роли обороняющегося или преследуемого. В этом случае такое расположение орудий на ЛК типа «Нассау» было оправданным, так как позволяло сосредоточить довольно плотный бортовой огонь из 8-280-мм орудий на курсовых углах от 30-40 градусов как в нос, так и в корму. В такой ситуации британские корабли имели возможность стрелять только из 4-6 орудий.

Обращает на себя внимание следующая цитата Н. Печукониса: «… взгляды на морскую тактику того времени вполне определенно показывают, что только флот, который считал себя достаточно сильным для решительного генерального сражения, мог позволить себе за счет ограничения секторов обстрела достигать максимальной мощи бортового залпа». Интересно, что даже с переходом на линейно-возвышенные башни ГК в первую очередь такие башни начали ставить в кормовой части немецких дредноутов, а если вспомнить немецкие послевоенные КР – то и не только на дредноутах. В любом случае при постройке своих первых дредноутов к линейно-возвышенному расположению башен ГК немцы и англичане, как и все другие страны, кроме США, еще не пришли.

Схема отсеков и бронирование «Нассау» в районе миделя
Схема отсеков и бронирование «Нассау» в районе миделя

Это, конечно, одно из объяснений такого решения, и мы допускаем, что не единственное – у любого решения есть и достоинства, и недостатки. К тому же принятая для проекта большая ширина корабля вполне позволяла разместить башни, как это было сделано, чтобы иметь «огневой резерв» – так или примерно так размещались башни главного и промежуточного калибров на большинстве кораблей во всех флотах мира.

Мы здесь не будем рассматривать возможность применения иной схемы – впоследствии немцы все-таки перешли и к 305-мм, и 381-мм орудиям, и к диагональному, а затем и линейно-возвышенному размещению башен, видимо, осознав или просто убедившись в целесообразности такого решения. Таким образом, сами немцы, признавая неудачное расположение башен на «Нассау», не исключено, учли и зарубежный опыт и в дальнейшем пришли к выводу, что каждой орудийной башне необходимо создавать максимально допустимый сектор обстрела и всем башням обеспечить возможность ведения огня на оба борта. Иначе к этому вопросу подошли в США – в ходе разработки проекта линкоров типа «Мичиган» создали корабль, ставший первым в мире линкором с «классическим» расположением двух линейно-возвышенных орудийных башен по оконечностям корабля.

Монтаж 280-мм башни на линкоре «Нассау»
Монтаж 280-мм башни на линкоре «Нассау»

Башни «Нассау» и его «систершипов» имели еще одну особенность – в отличие от ранее построенных додредноутов, имевших башни с гидравлическим приводом, на новых кораблях немцы выбрали систему горизонтальной и вертикальной наводки с электроприводом. Погреба боезапаса расположили под башнями. Для перемещения боеприпасов в погребах использовали лебедки как ручные, так и с электроприводом. Из погреба боеприпасы подавались с помощью подъемников с электроприводом или вручную, резервными считались лебедки с ручным приводом. Рельсовый путь на промежуточной палубе, двери и сквозные проходы в подбашенных подкреплениях обеспечивали возможность транспортировки боеприпасов между отдельными башнями.

В погребах боезапаса снаряд, основной и добавочный полузаряды перемещали при помощи механических устройств и приспособлений. Из погреба их подавали в перегрузочное отделение с помощью подъемников с электроприводом (элеваторов) или вручную. Отсюда при каждом заряжании посредством расположенного на лафете подъемника с электроприводом боеприпасы поднимали в башню. В каждой башне имелось четыре подъемника: два для снарядов и два для зарядов. Для каждого ствола в качестве резервного имелся вспомогательный элеватор, осуществлявший подъем из перегрузочного отделения. Кроме того, все подъемники и элеваторы имели ручной привод.

Линейный корабль "Рейнланд" с 280-мм орудиями ГК
Линейный корабль "Рейнланд" с 280-мм орудиями ГК

Наличие перегрузочного отделения являлось еще одной особенностью немецких башен, которая в свое время положительно сказалась на живучести немецких линкоров и линейных крейсеров. Такая же конструкция была использована для 280-мм орудийных башен линейных КР и более поздних 305-мм орудийных башен. Но здесь перегрузочная камера имела другую конструкцию и расположение, позволяющие обеспечить несколько большую скорострельность, но зато, как выяснилось в бою у Доггер-банки на «Зейдлиц», и более опасную. Дальнейшие изменения в этом отношении были сделаны на орудийных установках «Баден», где не имелось бортовых барбетов.

Любопытной особенностью кораблей серии явились отличия в конструкции башен. Так «Нассау» и «Вестфален» получили башни с бронированными элеваторами как для концевых башен, так и для бортовых, чтобы иметь одинаковый тип башен на корабле. Однотипные с ними линкоры «Рейнланд» и «Позен» имели только концевые башни с подвешенными к погонам элеваторами и перегрузочными отделениями. Точно такие же бортовые башни смогли установить на следующем за ними линкоре «Остфрисланд», но уже дальше от борта вследствие большей ширины корабля.

Линкор «Нассау» (вид сверху)
Линкор «Нассау» (вид сверху)

Еще один вопрос, который нельзя оставить без внимания – управление артиллерийским огнем. Необходимо отметить, что единое управление кораблем и централизованное управление артиллерийским огнем большим количеством артиллерийских орудий ГК с появлением дредноутов стало невозможным. Централизованное управление огнем потребовало наличия большого количества специальных приборов и личного состава, в этих условиях управление кораблем и артиллерией мешало друг другу. К тому же можно представить, к чему могло привести одно удачное попадание в боевую рубку корабля, которое бы лишило линкор и способности держать курс, и способности вести результативный огонь.

Уже на додредноутах типа «Дойчланд» посты управления разделили. Причем, если «Дойчланд» и «Поммерн» получили двухярусный пост управления, на трех остальных кораблях серии пост управления артиллерией был расположен в той же боевой рубке, но позади и выше поста управления кораблем.

На палубе линкоре «Рейнланд» перед стрельбами
На палубе линкоре «Рейнланд» перед стрельбами

Так же сделали на линкорах типа «Нассау» – управление огнем осуществлялось с трех равнозначных постов. Первый артиллерийский офицер находился на посту, располагавшемся на фор-марсе и состоявшем из двух частей: неподвижной, в которой размещались побортно два визира центральной наводки, и вращающейся, представлявшей собой бронированную рубку с 10,5-м дальномером. Аналогичное устройство имел и кормовой пост управляющего огнем, совмещенный с кормовой рубкой, где находился третий артиллерийский офицер. Второй артиллерийский офицер находился в носовой боевой рубке, где имелся один визир центральной наводки, на крыше которого размещалась рубка с 7-м дальномером. Однако в отличие от двух предыдущих постов управляющих огнем дальномер носовой боевой рубки имел «опущенную» оптику, то есть управляющий огнем или командир корабля мог лично контролировать дистанцию до цели прямо из боевой рубки.

Кстати, полезность такого решения была доказана на деле. По итогам сражения при Скагерраке, по одной из версий, британский линейный крейсер «Инвинсибл» был потоплен удачным попаданием снаряда с линейного крейсера «Лютцов», огнем которого на тот момент управлял третий артиллерийский офицер именно из кормового поста УАО.

Линейный корабль "Вестфален" на якоре
Линейный корабль "Вестфален" на якоре

Обычно, рассматривая ГК кораблей, мы заканчиваем их сравнением с иностранными аналогами, чтобы получить более полную картину. Мы понимаем, что сравнение будет не совсем корректным, так как 280-мм орудие изначально отличается от 305-мм орудий различных типов по ряду характеристик. Однако хотелось бы эти характеристики уточнить. Учитывая, что часто в разных источниках приводятся данные, отличающиеся друг от друга, за основу возьмем данные одного всем известного сайта, надеясь, что в этом случае расхождения будут минимальными (табл.1).

-16

Как видно, немецкое орудие ненамного проигрывало иностранным образцам, превосходя английские и американские орудия по дальности стрельбы, живучести ствола, углам вертикальной наводки и скорострельности. Из рассмотренных наиболее «привлекательным» выглядит русское 305-мм/52 орудие линкора «Гангут», имевшее снаряд более чем в полтора раза тяжелее немецкого и с дальностью стрельбы свыше 23 км. Причем орудие «Дредноута» – самое тяжелое и менее скорострельное из всех рассмотренных, хотя его тяжелые снаряды и отличаются повышенным бронепробитием.

Однако приведенные сравнения лишь приблизительно позволяют оценить данные артиллерийских систем. Орудия ГК дредноута – это сложнейшая система, лучшей проверкой функциональности которой является артиллерийский бой, и здесь признаем – 280-мм/45 пушки линкоров типа «Нассау» эту проверку прошли.

Источники: Breyer, S. Die ersten Grosskampfschiffe der Kaiserlichen Marine (NASSAU- und HELGOLANDKlasse)/ S.Breyer// Marine-Arsenal, № 17. - 52c.; • Апальков, Ю.В.ВМС Германии 1914-1918. Справочник по корабельному составу/ Ю.В. Апальков // Морская коллекция, № 3 (9) – 1996. – 32 с.; Больных, А. Линкоры в бою. Великие и ужасные. /А.Г.Больных. – М.:Эксмо: Яуза, 2011.-384 с.; Больных, А.Г. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Мужеников, В. Линейные корабли Германии. Часть 1. «Нассау», «Вестфален», «Рейнланд», «Позен» / В.Б.Мужеников.- Самара: АНО «Истфлот», 2005.- 72 с.; Паркс, О. Линкоры британской империи. Часть VI.- Огневая мощь и скорость/ О.Паркс.- СПб.: ООО «Галлея Принт», 2007.- 110 с.; Паркс, О. Линкоры британской империи. Часть VII.- Эпоха дредноутов/ О.Паркс.- СПб.: ООО «Галлея Принт», 2008.- 84 с.; Патянин, С.В. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2015.- 384 с. ;Печуконис, Н. И. Дредноуты кайзера. Стальной кулак имперской политики. — М.: Военная книга, 2005.- 104 с.

Подписывайтесь, ставьте лайки, впереди еще много интересного, и книжных новинок; кто желает - может и помочь, кнопка ниже: