Найти тему
Репортёр

Люди, а не геополитика. Признание ДНР и ЛНР

Главный редактор «Репортёра» Виталий Лейбин о признании ДНР и ЛНР

В признании ДНР и ЛНР больше человеческая, чем геополитическая победа, по крайней мере для Донбасса. С геополитикой и мировой дипломатией все сложно и там точно будут ощутимые издержки, а вот гуманитарная ситуация в смысле жизнь людей в Донбассе должна улучшиться. И это, мне кажется, сейчас важнее, чем паркетный танец мировых лидеров.

А еще вчера меня раздражало, что многовато в чрезвычайном положении в ДНР и ЛНР все-таки показухи, причем удобоваримой только для российского ТВ — навели панику среди населения, срочную эвакуацию откуда угодно (а не в первую голову из обстреливаемых зон), палаточные пункты для беженцев на фоне более-менее заурядного для Донбасса обострения. Но ради такого результата, я думаю, большинство жителей республик готовы перенести и кампанейщину, и прочие издержки не всегда суперэффективного российского управления, а многие готовы были и воевать. И сейчас готовы.

Но ввод российских войск на линию разграничения, очевидно, прекратит бессмысленные артиллерийские дуэли на этой самой линии. Либо станет тихо, либо эта линия сдвинется. Тот случай, когда мир достижим из-за существенного превосходства одной из сторон, в данном случае — российской армии.

Равновесие на линии разграничения в последние годы было абсурдным и изуверским, унылым и изматывающим — ни у одной стороны не было шанса на существенное продвижение, но при этом гибли люди. Восемь лет гибли лучшие, самые светлые с самым сильным чувством долга мужчины в Донбассе в войне, в которой не было надежды. Гибли ни в чем не виновные мирные жители, а в обстреливаемых зонах люди привычно спрашивали: «Когда же это закончится?», уже не ожидая ответа.

Боевые действия лета 2014 года и зимы 2015 года были страшнее, но это было время надежды, взаимопомощи и героизма. Массового героизма, как говорили в советское время. Почему массового? Потому что лучший способ сохранить себя в тяжелых условиях, это помогать кому-то еще. Был расцвет всяческого волонтерства, коммунальщики, медики, водители городского транспорта, милиционеры, спасатели ощущали себя не наемными работниками, а героями, не за деньги, а за други своя. В Донецке на фоне обстрелов на клумбах сажали чудесные розы, а слесарь ехал чинить перебитую трубу в зоне обстрела, а менты не брали взятки.

Потом все стало уныло, бедность, безнадега, возвращение бюрократизма, взяток и воровства, а еще ты не знаешь, в какой момент рванет большая война. И вот это прекращается. Донбасс возвращается к жизни.

До этого хорошей новостью была выдача в ЛНР и ДНР российских паспортов, что открыло путь для сотен тысяч людей из изоляции, статуса вынужденно невыездного и вынужденного бедного. Но сейчас, надо полагать, что и выдача паспортов и многие другие социальные услуги и экономические возможности будут открыты не только в очереди и посредством отвратительной бюрократии, но, как у людей, так, как везде в России.

А с людьми в остальных частях Украины? Там шансы на нормализацию и восстановление нормальных отношений с Россией, увы, уменьшается. Это значит, что для обычных, не пораженных специальным украинским политическим национализмом граждан будет все более некомфортно. Россия предприняла не радикальные, но все же полезные облегчения принятия российского гражданства. Однако как раз в данный момент, когда это очень нужно, ими воспользоваться нельзя. Российская граница закрыта для украинцев (кроме немногих исключений) из-за уже неактуальных ковидных ограничений. Пора снимать ограничения и готовится по-братски принимать в России украинских граждан.

#РепортёрКолонки

СВО
1,21 млн интересуются