Всё достало Тима Рота. Новая криминальная драма под жарким солнцем Мексики.
(Sundown, 2021, Франция, Мексика и др.)
Посмотрев на унылого Тима Рота в столь же унылом "Ограблении по-джентльменски" (2020), многие покачали головой и сказали: "Ну вот! Еще один замечательный актер, похоже, рухнул во мрачную бездну имени Кейджа - Уиллиса!".
Нет, к счастью, пока не рухнул, хоть и гуляет порой рискованно по ее краю. Но до сих пор Тим все-таки чаще появляется в серьезном "взрослом" кино. Таком, как свеженький "Закат" от мексиканского режиссера Мишеля Франко, не единожды премированного в Каннах и Венеции ("Новый порядок", "Хроник", "Дочери Абриль", "После Люсии").
Что ж, как доказывает нам Франко, на самом деле в природе существует два унылых Тима Рота: один скучно-унылый, как в вышеназванном "Ограблении", а второй - талантливо-унылый. Такой, какой он в "Закате", где его герой - просто вконец уставший от жизни, бизнесмен -... свиновод Нил. Который на пару со своей сестрой Элис развернул в Британии аж целую "хрюшечную" империю, сколотил на ней миллионы и вот теперь приехал в Акапулько (Мексика) отдохнуть. Тоже в компании с сестрой и племянниками-подростками, ибо, видимо, больше было не с кем.
И вот наши усталые свинлионеры в арендованном коттедже на берегу моря валяются на шезлонгах, загорают, пьют коктейли и лениво попинывают балду, как вдруг...
...Нет, вы не угадали. Наркокартели к этому "вдруг" были совершенно не причастны, сколь бы удивительно это ни выглядело в современном кино про Мексику.
Просто так совпало, что пока Нил и Элис кайфовали "на югах", их старушка-мама внезапно приказала долго жить. И теперь они, получив ее "приказ", были вынуждены прервать свой отпуск, дабы срочно возвращаться в Лондон улаживать "дела наши скорбные".
Вот только экстренно улететь из Акапулько удалось лишь Элис с детьми. Тогда как Нил, пошарив в аэропорту по карманам и сумкам, вдруг обнаружил, что забыл где-то на берегу свой паспорт. Поэтому был вынужден остаться на его поиски, пообещав рвануть на родину не этим, а следующим рейсом.
На том все они, еще более приуныв, и распрощались.
Однако, выйдя из аэропорта, Нил внезапно отправляется на такси не к коттеджу, а... в буквальном смысле куда глаза глядят! После чего снова поселяется на побережье, только уже в дешевом отеле в стиле "привет из Анапы". Где, как выясняется, и паспорт у Нила никуда не пропадал, а лежал всё это время в сумке.
О, как!
А далее мужик начинает просто расслабляться, как будто ничего не случилось. Ходит на городской пляж, где пьет пиво и тусит с рабочим народом, по вечерам пьет пиво у себя в номере, знакомится с симпатичной торговкой сувенирного ларька, тусит с нею на пляже и у себя в номере... Между делом отвечает на нервные звонки сестры и врет ей, что паспорт не нашелся, а в консульстве с этим волокита. Потом и вовсе забрасывает телефон куда подальше и тусит без него, но с сеньоритой, пивом и рабочим народом.
Короче, живет один на 100% расслабоне, забив конкретный болт на всех родственников и похороны.
О, как - еще раз!
Впрочем, не надо думать, что добровольная "Анапа" Нила затянется вплоть до финала этого и так не длинного (82 мин.) фильма.
Не волнуйтесь: будет в нем и криминальная движуха, и разборки с родственниками, и объяснение всех сюжетных "непоняток". Точнее, всего одной - странного поведения Нила. Который, даже ничего не делая, а тупо пропивая честно заработанные деньги, все равно умудрится вляпаться в неприятности, и не такие уж безобидные.
***
В общем, по-настоящему хорошее взрослое кино об усталости и эскапизме. Меланхоличное, психологическое и слегка артхаусное. Естественно - не для всех, и даже не для всех взрослых, ежели на то пошло. Ибо, несмотря на криминальный характер этой драмы, сама она подарит вам лишь спокойное, чисто созерцательное удовольствие, а весь экшен в ней займет от силы пару минут.
И тем не менее всем поклонникам "истинного" Тима Рота и его коронного амплуа "мужик с прибабахами" пропускать "Закат" категорически не рекомендуется. В серьезном кино Тим по-прежнему играет выразительно и мощно, пускай даже всё, что он делает в "Закате" - это грустит, пьет пиво и обнимается в кроватке с сеньоритой. Но ведь неважно, ЧТО он делает на экране - важно, КАК он это делает, и это КАК в его исполнении ожидаемо великолепно.