Год назад, 18 февраля, ушёл из жизни большой русский артист Андрей Васильевич Мягков, которого именовали «главным интеллектуальным актёром эпохи». Его творчество было выдающимся явлением как в русском кино, так и в русском театре.
Мягков был одним из моих любимых актёров с детства, после того как я впервые увидел «Иронию судьбы» и «Служебный роман». Да и не только моим – всенародным любимцем! Каждый Новый год мы встречаем с Женей Лукашиным и Надей Шевелёвой. Однако интересно, что в жизни, в отличие от своего киногероя, Мягков не употреблял алкоголь, а баню просто терпеть не мог.
Андрей Васильевич не раз говорил, что эта картина поставила крест на его карьере, так как все начали считать его алкоголиком. Но как бы ни открещивался Мягков от этой роли, нельзя не признать, что она подарила ему просто грандиозный успех. Журнал «Советский экран» в 1976 году согласно опросу зрителей признал его «Лучшим актёром года». Ему присвоили Госпремию СССР. Интересно, что Мягков дружил с блестящим артистом и поэтом Валентином Гафтом. Гафт был мастером эпиграммы, и Мягкову он посвятил следующие строки: «Не будь «иронии» в судьбе, Мы б и не узнали о тебе!».
И если касательно «Иронии судьбы» - это уже больше новогодняя традиция, то культовый «Служебный роман» я никогда не уставал пересматривать просто так, в любое время. Актёрский дуэт Андрея Мягкова и Алисы Фрейндлих – выше всяких похвал! Кстати, в этом фильме актёр проявил себя также как прекрасный исполнитель песен – на стихи Николая Заболоцкого, Евгения Евтушенко и Роберта Бёрнса (в переводе Самуила Маршака).
Давайте вспомним замечательный душевный фрагмент из к/ф "Служебный роман". Анатолий Ефремович в гостях у Людмилы Прокофьевны
А также - послушаем замечательные песни, талантливо исполненные любимым артистом
Несмотря на то, что прославился Андрей Мягков как ярчайший комедийный артист, ему были подвластны и серьёзнейшие драматические образы: Карандышев в «Жестоком романсе», Алёша в «Братьях Карамазовых» Ивана Пырьева, Алексей Турбин в «Днях Турбиных» Владимира Басова, учёный-карьерист Швырков в «Послесловии» Марлена Хуциева.
Замечательный отрывок из прекрасной картины Марлена Хуциева "Послесловие". В главной роли - Андрей Мягков (зять) и Ростислав Плятт (тесть)
Более того, драматические роли удавались настолько, что критики подчёркивали: никто не смог бы так глубоко сыграть веру Алёши Карамазова, как это сделал Мягков. Кстати, на отдельные сложные роли Андрея Васильевича брали вовсе без проб, как на роль Алексея Турбина.
Хочется особо отметить, что обычно значимые в будущем артисты начинают карьеру с эпизодов или второстепенных ролей, более того, некоторые великие актёры, например, Фаина Раневская, всю жизнь довольствовались эпизодическими рольками. В случае с Мягковым всё было невероятно удачно. Первая роль – главная, зубной врач в комедии «Похождения зубного врача Чеснокова».
И далее ролей первого плана в его творческой биографии предостаточно. Сегодня почему-то мало кто вспоминает о ролях Андрея Васильевича до «Иронии судьбы», а ведь они заслуживают большого внимания. Интересно, что Мягков очень часто воплощал на экране образы выдающихся исторических личностей. Во-первых, он-один из тех, кому доверили сыграть «великого и непогрешимого» основателя Советского государства Владимира Ленина.
Но если эта роль (тоже главная) была больше пропагандистской, то, безусловно, внимания заслуживает картина «Старый дом»(1969), повествующая о жизни великого русского философа, журналиста, издателя, писателя и революционера Александра Ивановича Герцена. И снова эту главную роль прекрасно сыграл Андрей Васильевич.
Более того, в биографическом фильме «Серебряные трубы»(1970) Мягков сыграл роль (вновь главную!) легендарного классика детской литературы Аркадия Гайдара.
Наконец, при жизни шахматиста Сергея Хлебникова о нём был снят художественный фильм «Гроссмейстер»(1972). Его сыграл Мягков, но так как в 1976 году Хлебников сбежал за рубеж, фильм положили на полку и сегодня он остаётся почти неизвестным.
Кстати, и после "Иронии судьбы" были интересные малоизвестные роли. Например, в детективном фильме по сценарию братьев Вайнеров "Гонки по вертикали" Мягков блестяще примерил на себя образ следователя, оперуполномоченного МУРа - Станислава Тихонова. Интересно, что в этой картине заклятого врага киногероя Мягкова, вора-рецидивиста по кличке Батон, сыграл Валентин Гафт - в жизни один из самых близких друзей Андрея Васильевича.
Андрей Мягков никогда не был в амплуа героя-любовника. Он и в жизни был примерным семьянином. Более полувека, до самой смерти, был женат на красавице-актрисе Анастасии Вознесенской. Жаль, что детей у четы не было… Но всё равно, это очень редко бывает – счастливый брак двух амбициозных творческих личностей.
Между прочим, очень трогателен факт, что для своей жены Мягков стал писателем - начал писать детективы, так как «супруге не хватало интересной литературы».
Во времена, когда Вознесенскую мало снимали, Мягков даже ставил условия режиссерам: дать роль и для жены. Мог в противном случае сам отказаться от съёмок – так было в случае с "Большой переменой", а ведь его хотели снимать в главной роли – Нестора Петровича.
Так что талантливый человек талантлив во всём. Актёр даже увлекался портретной живописью, более того, сам писал картины. Среди его работ – портреты Олега Ефремова, Галины Волчек, Михаила Горбачёва. Писал артист в довольно эксцентричном стиле.
Давайте взглянем на отдельные работы художника Мягкова!
С 2010 года практически не снимался в кино, объясняя это тем, что российский кинематограф стал подражать американскому:
«Мы так бесстыдно подражаем американцам! Боевики, драки, бесконечный экшен. Кино стало бесчувственное, бессердечное. Это не русское искусство. Его мы забросили совершенно. У советского кино было своё лицо, а сейчас его взяли, повернули затылком и нарисовали на нём американскую физиономию.»
До чего яркая и точная характеристика! Лучше и не скажешь!
Единственным "тёмным пятном" в творческой биографии Мягкова стало участие артиста в продолжении "Иронии судьбы". Готовая картина артисту очень не нравилась, хотя, удивительно, но он сам был первым инициатором второй части. Об этом Андрей Васильевич рассказал в интервью украинскому журналисту Дмитрию Гордону (кстати, тому, кто хочет побольше узнать о человеке Мягкове, советую именно это блестящее интервью! Одно из немногих). Мягков написал свой сценарий, который ему самому нравился и пришёл к Рязанову, но тот не хотел продолжения. Пришлось обращаться к другим лицам... В итоге сценарий исказили и переписали настолько, что от первоначального "мягковского" варианта практически ничего не осталось...
Особо хочу отметить, что Андрей Васильевич не очень любил распространяться о подробностях своей личной жизни, практически не давал интервью. По воспоминаниям друзей и коллег, Мягков был очень интеллигентным, также приятным в общении, добрым и мягким человеком, то есть, получается, соответствовал фамилии.
Мягким, но не беспринципных. В отдельных моментах мог быть и необычайно твёрдым. Например, в отличие от большинства российских деятелей культуры и искусства, был против политики Владимира Путина в отношении Украины и высказывался против присоединения Крыма к России, говоря:
«Я желаю всем украинцам, и с той, и с другой стороны стоящим, только мира. Для этого нужны воля, ум, выдержка и любовь к ближнему своему. Я желаю и даже прошу, умоляю решить всё мирным путем. Умоляю.»
К сожалению, так сегодня особо актуальны эти пожелания ушедшего от нас мэтра…
СПИ СПОКОЙНО, ЛЮБИМЫЙ АРТИСТ… СВЕТЛАЯ, ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВАМ, МАСТЕР…
#кино #новости #искусство #культура #общество #война #живопись #отношения мужчины и женщины #история #музыка