Узнайте, как различать эти похожие, но всё же отдельные друг от друга стили написания картин.
Много лет назад - в самом начале моего романа с искусством, когда я был еще подростком - я узнал определение понятия тенебризма, и подумал что это было просто другое слово для обозначение кьяроскуро.
Тенеброзо (pl. tenebristi) - название, данное художникам 17 века в Неаполе, Нидерландах и Испании, которые писали в «низком ключе» и подчеркивали светотеневые контрасты подражая Караваджо". Энциклопедия искусств, Темза и Хадсон, 1966 г.
Это определение правильное - но оно неполное.
Тенебризм - это слово удивительно редко используется в дискуссиях о Караваджо и других художниках XVII века. Когда оно используется, его обычно включают в состав кьяроскуро или считают, что это просто другое слово для него. Но на самом деле у него есть отдельная характеристика.
Сейчас я расскажу, в чём разница.
От итальянского tenebroso - что означает темный, мрачный, таинственный - тенебризм описывает композиционную технику, в которой некоторые области картины остаются полностью черными, позволяя другим областям быть сильно освещенными, обычно от одного источника света. Здесь нет моделирования, нет попыток включить формы в темноту, которая является доминирующей чертой изображения.
Эта техника была разработана для придания изображению драматического эффекта за счет эффекта прожектора. Не отвлекаясь на фоновые особенности, взгляд концентрируется на фокальной сущности изображения.
Иногда называемый "ночными картинами", написанными в "темной манере", тенебризм чаще всего встречается в работах маньеризма и барокко, включая многие работы Караваджо и Мурильо, а также других тенебристов в Неаполе, Нидерландах и Испании.
Кьяроскуро же описывает отчетливый, но менее экстремальный контраст света и тени, используя тень для создания иллюзии трехмерной формы. Вместо чистой черноты тенебристов, темнота кьяроскуро содержит некоторую степень света, делая предметы или фигуры различимыми в тени, создавая иллюзию объема и глубины композиции.
Так ли ощутима разница между этими стилями? Уверен, кто-то скажет, что нет. Но рассмотрение различий между тенебризмом и кьяроскуро может стать еще одним инструментом восприятия при взгляде на картину, чтобы интерпретировать ее композицию и, возможно, сделать вывод о замысле художника.
Спасибо, что дочитали до конца. В развитие темы, советую ознакомиться с моей статьёй о жизни и творчестве Караваджо, мэтре жанра тенебризм.
Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. Благодарю!
***
#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство