Дорогие подписчики и гости канала, сегодня вспоминаем события второй чеченской войны и бессмертный подвиг 6 роты 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии у высоты 776 (29 февраля - 1 марта 2000 г.).
Уже 22 года прошло с тех событий, как же быстро летит время. Тема тех героических и одновременно трагических событий не дает покоя в нашей стране все эти годы, множество мнений и споров не остывают и тому есть причины. Не судите строго за материал, как говорится "я художник - я так вижу".
Марк любил горы, но это было давно. Заснеженные вершины казались чистыми и возвышенными, а летний горный воздух был настолько прозрачным, что можно было рассмотреть даже редких горных животных на большом расстоянии.
Но не сегодня. Февраль выдался тёплым, температура опускалась ниже нуля только по ночам, поэтому к утру в ущелье стоял густой туман. Вот в этом густом молоке, не позволяющем рассмотреть дальше, чем на пять метров и шла рота. Скорее даже – пробиралась по узкой горной тропе, покрытой слежавшимся подтаявшим снегом. Ребята шли молча, каждый думал о своём. Но одна на всех была сегодня главная мысль: «Только бы вернуться домой».
Тропа превращала Марка в подполковника Евтюхина и заставляла его всей душой ненавидеть эту гору со странным названием «высота 776». Он сам принял решение участвовать в операции, потому что оказался самым опытным офицером, помощь которого могла оказаться решающей в трудный момент, и контактировать с начальством напрямую ему было не впервой.
По склону горы проходила единственная дорога, по которой можно было выехать из ущелья. Пока солнце не взошло, и туман окончательно не рассеялся, бойцам предстояло занять позиции для наблюдения за дорогой, а при необходимости и для ведения боя. Третий день ходили слухи, что боевики основательно запаслись оружием, и будут порываться из ущелья.
Но это были только слухи, ведь если бы разведка хоть что-то подтвердила, то сейчас этот переход совершала бы не 6-я рота Псковских десантников, а объединённая группировка сил. Но что-то всё же происходило. Боевики активно проводили разведку, стягивали оружие и группировались сами в горном селе Шатой. Что именно происходило в ущелье и предстояло узнать.
Ни одну машину горы не пропустили, и долгий 14-километровый отрезок пришлось покрывать пешком. В предрассветном тумане группа вооружённых десантников готовилась удерживать заданные командованием координаты. Каждый звук отражался от ледяной поверхности, усиливался и разносился по округе, поэтому ребята старались двигаться совсем бесшумно.
Страха не было, была полная уверенность, что роту надёжно прикрывает полковая артиллерия. Марк проверил рацию, приятно оттягивавшую карман. Опытный офицер, он точно знал, что совсем недалеко расположены другие части, если что-то пойдёт не так, всегда можно запросить помощь или даже поддержку авиации. Как только взойдёт солнце, и туман развеется, можно будет поднять истребители и решить проблемы с боевиками.
Высота 776. По приказу командования нужно удержать её, ведь это важная стратегическая точка для обеих сторон, и продвигаться к следующей точке, горе Исты-Корд. Командир роты, Сергей Молодов, уверенно отдавал приказы. Личный состав, для которого это была ещё только первая совместная операция, всё схватывал на лету, осматривался. В сторону горной гряды была отправлена разведгруппа из 12 бойцов.
Туман уже понемногу рассеивался, когда с той стороны, куда ушли разведчики, раздались выстрелы и автоматные очереди. Засада? Неужели их группу ждали? Марк прислушивался к командам майора, старясь зрительно сориентироваться, найти укрытие, занять удобную позицию. Приятно радовало то, что выстрелы ещё раздавались, значит, ребята всё ещё живы и возвращаются группе.
Склон горы с редкими стройными соснами совершенно не оставлял надежды на укрытие, а окапываться времени уже не было. Подполковник Евтюхин прислонился к сосне и стал осматривать позиции личного состава. Некоторые десантники совсем на виду. В глубине ущелья прогремел выстрел, один из бойцов вскрикнул, и захрипел. Снайпер! Марк поспешно сменил позицию, чтобы его было не так заметно с противоположного склона, и вдруг заметил движение в рассеивающемся тумане. Не лёгкое одинокое шевеление, а сплошную лавину, которая до этого была скрыта в густой пелене. Боевики наступали. А одинокие выстрелы со стороны горной гряды были только отвлекающим манёвром.
Ни секунды не раздумывая, Марк выхватил рацию и прокричал в неё позывной, коробочка ожила и выплюнула несколько невнятных слов, в ответ на которые Марк прокричал координаты. Полковая артиллерийская установка ожила.
29 февраля 2000 года в 12.30 начался бой в Аргунском ущелье. Заблокированная в горном поселении группа вооружённых боевиков, численностью около 2000 человек, приняла решение с боем прорваться из оцепления. Ни на одной из застав не было достаточного количества бойцов, чтобы сдержать напор обученной армии Хаттаба. Высота 776 была выбрана для прорыва благодаря удобной снайперской позиции на противоположном склоне. Если бы не задержавшийся туман, десантников удалось бы снять в считанные минуты, в тумане на это потребуется больше времени, но и снайперов для этой работы подбирали из числа профессионалов. Среди близких к Басаеву людей даже поговаривали, что проход был выкуплен.
Уже в первый час боя был смертельно ранен снайперской пулей майор Сергей Молодов. После его гибели командование взял на себя подполковник Марк Николаевич Евтюхин.
Удержать высоту! Численность противника в 20 раз выше, артиллерийская поддержка почти не помогает, голый склон, где бойцам негде укрыться, но Марк сумел подержаться до конца дня, постоянно запрашивая по рации помощь и поддержку с воздуха. Но помощи всё не было. К концу дня рота потеряла погибшими 31 человека. Солдаты и офицеры, которые не вернутся домой, и их гибель лежала тяжёлым грузом на сердце подполковника. А командование всё не отдавало приказ о подкреплении. Вечером к отряду смогли с боем пробиться ещё 15 бойцов из 4-й роты под руководством Александра Доставалова, но даже это не смогло бы обеспечить перевес в бою.
Боевики шли сплошной стеной и даже не укрывались. Некоторые вели себя яростно и агрессивно, казалось, что они под воздействием какого-то препарата.
Подполковник Евтюхин лично координировал артиллерийские удары, руководил личным составом, отдавал приказы. Время от времени Евтюхин просил помощи у хрипящей рации. На его зов отозвался 104-полк под командованием Сергея Барана, но так и не пришёл на помощь, был решительно остановлен приказом высшего командования. Ещё один взвод был расстрелян снайперами на подходе к перевалу. А в ущелье уже сутки шёл бой, офицеры сражались рядом с солдатами, ведя огонь по боевикам. Все десантники 4-й роты, подоспевшие на помощь, погибли.
6-я рота держала оборону до утра 1 марта, рация подполковника не умолкала ни на минуту, задавая новые координаты для ударов. Во время короткой связи с командованием был получен приказ: «Удержать высоту», и бойцы стояли до последнего, надеялись на подкрепление. Но помощь так и не появилась.
В четверть седьмого утра окружённый плотным кольцом боевиков подполковник Евтюхин отдал короткий приказ: «Работай на сигнал радиопередатчика» и рация замолчала. Высоту накрыло артиллерийским огнём.
В Аргунском ущелье навсегда остались 84 героя, которые ценой своей жизни удержали в Шатойском котле группировку боевиков, не позволив злу свободно войти в мирные города. Более суток рота Российских солдат сдерживала наступление двухтысячной обученной армии боевиков. Никто из них не повернулся и не побежал, до последней минуты выполняя свой воинский долг, и даже перед лицом смерти не выпустив оружие из рук.
Защищая высоту 776, погибли 71 солдат и 13 офицеров, все они получили государственные награды посмертно, Звезду Героя иди Орден Мужества. Ценой своей жизни эти люди охраняли мир и покой своей великой страны.
Даже сегодня, спустя более 20 лет после трагических событий в Аргунском ущелье, остаётся слишком много вопросов, на которые нет ответа до сих пор. Почему не пришли на подмогу другие расчёты и авиационные группы, находившиеся поблизости? Почему другим воинским группировкам запрещали присоединяться к операции? Почему никто из представителей командования не взял на себя ответственность за неудачный исход боя? Почему 6-ю роту отправили на верную смерть?
Сегодня на эти вопросы уже никто не ответит. Все, кто мог рассказать правду, так и остались у посёлка Шатой на 776 высоте.
Дорогие друзья, подписывайтесь на канал и обязательно оставляйте свои комментарии, это очень мотивирует к написанию новых статей, и поиска интересной информации.
Если вам интересна тема героических подвигов русских воинов то рекомендую прочитать статьи о них: Легенда и Герой России Анатолий Лебедь, лейтенант полиции Магомед Нурбагандов, военный разведчик Александр Прохоренко, военный летчик Роман Филипов, моряк Алдар Цыденжапов.
Спасибо за внимание и Мир вашему дому.
#Чечня #ВДВ #Герои России #История #Война #наука