«Отступление от нормы и есть то, что называют стилем» Ферит Орхан Памук.
Итак, Австрия ждет российских туристов с 22 февраля 2022 года.
Добро пожаловать в Вену - столицу изысканных манер, вальса, архитектурной моды, необычных музеев.
Никаких проблем с досугом. Поездка на 5-6 дней легко заполняется впечатлениями. Если добавить живописные окрестности, и недели может оказаться мало.
По части застройки Вена мало отличается от других европейских городов.
Древнеримский, романский, готический, барокко, классицизм, эклектика… Стили смешивались, пересекались в историческом порядке.
Однако, есть и кое-что совершенно собственное — сецессион (от нем. Sezession, от лат. Secessio - отход, обособление).
В конце XIX — начале XX веков в немецких и австрийских землях возникли объединения творческих людей, отрицающих академизм.
Венская группа образовалась в 1897 году под названием «Сецессионстиль» (Sezessionsstil). В нее вошли ярчайшие представители модерна: зодчие и живописцы.
Архитектурным направлением руководил Отто Вагнер, художественным-Густав Климт.
В Вене начались эксперименты в стиле «практической полезности» или «квадрата»: Quadratisch, Praktisch, Gut — квадратный, практичный, хороший.
Зданий построили много, Вы без труда их найдете.
Стилистически сецессион полностью лишен извилистых линий, «Удара бича», заимствованного из барокко, популярного в эпоху Ар Нуво.
Таким образом, появилось новое региональное направление — австро-немецкое, оказавшее влияние на облик Санкт-Петербурга, Москвы, Будапешта и многих других городов.
Естественно свежие тенденции проникли не только в строительство, но и в самые разные сферы искусства, в том числе-прикладного.
В 1899 году прошла первая выставка. Для размещения экспозиции Йозеф Мария Ольбрих воплотил проект, признанный эталонным — Венский Сецессион.
Говорят, горожане, увидев постройку, изумились. Постепенно привыкли.
Только несколько массивных белоснежных параллелепипедов, центральный украшен золотым ажурным куполом из 3000 лавровых листьев (символизируют молодость искусства) и 700-от ягод.
На фронтоне позолоченная надпись: «Der Zeit Ihre Kunst - Der Kunst Ihre Freiheit» («Каждому времени - своё искусство, каждому искусству - своя свобода»). Текст удалили в 1908; восстановили при реконструкции 1984 года.
Маски над входом —образы: живопись, архитектура, пластика.
Фасад в вагнеровском стиле украшен лаконичным орнаментом и лепкой.
Совы —спутницы непобедимой воительницы Афины Паллады, богини мудрости и знаний.
Простота линий, изысканный контраст между белым и золотым доходчиво отражают основные идеи сецессионистов.
Следуя девизу, в выставочном зале до сих пор проводят биеннале без цензурных ограничений.
В 1902 году готовили 14-ю выставку, посвященную Бетховену.
Немцы прислали скульптуру Макса Клингера.
Венское объединение представило на суд общественности «Бетховенский фриз» Густава Климта.
Будущий «Золотой король модерна» родился 14 июля 1862 года в Баумгартене. Семья жила бедно, часто переезжала. Отец - Эрнст Климт работал гравером; его заработка едва хватало на содержание жены Анны и семерых детей.
В возрасте 14-ти лет Густав поступил в венское художественно-ремесленное училище. Проявил себя, как юноша чрезвычайно талантливый не только в живописи, но и в коммерции. К 18-ти годам он организовал артель из себя, брата Эрнста и друга Франца Матча. Предприятие сразу стало получать очень приличный доход от заказов на роспись общественных пространств.
Например, работы можно увидеть в Венском музее истории искусств. Из 40-ка фресок кисти Густава принадлежат 11. Пойдете — взгляните на потолок, увидите рождение законодателя сецессианской школы.
Для себя он писал пейзажи. Их сохранилось более пятидесяти.
Основным источником средств были женские портреты.
Злопыхатели намекали на многочисленные любовные связи с «моделями» из высших кругов венского общества.
Женат он не был, а женщин действительно любил. После его смерти (6 февраля 1918 г) права на наследство заявили 14 незаконнорожденных отпрысков.
К моменту создания сецессиона Густав Климт — признанный, богатый художник.
Много ли мы знаем гениев, спокойно почивавших на лаврах?
Ни деньги, ни женщины, ни чопорный венский стиль не сбили Климта с пути к вершинам модерна. Он не просто возглавил общество бунтарей, но и стал главным спонсором сецессиона.
На одной из его картин есть эпиграф: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло» /Фридрих Шиллер/.
Художник вполне мог позволить себе эпатаж. Несмотря на оценки шокированных критиков публика обожала его во всех ипостасях.
Знаменитый «Бетховенский фриз» протянулся по стенам цокольного этажа Сецессиона.
Композиция длиной ~ 34 метра посвящена 9-ой симфонии Бетховена.
Не знаю, каким умом и воображением нужно обладать, чтобы совместить в сознании музыкальное и живописное произведения…
К счастью, Климт написал небольшое эссе для каталога выставки:
«Картины на стене расположены в определенной последовательности. Первая длинная стена: «Тоска по счастью» — страдающее, немощное человечество;
оно обращается к хорошо вооруженному, сильному представителю сообщества, дабы тот, сразился за счастье людей.
Торцовая стена: «Враждебные силы» — гигант Тифон, против которого тщетно сражались даже боги, его дочери, три горгоны, символизирующие Похоть, Излишество и Невоздержанность.
Вторая длинная стена: «Тоска по счастью, излитая в поэзии». Искусства ведут нас в идеальное царство, где мы все сможем обрести чистую радость, чистое счастье, чистую любовь. Хор ангелов в раю: «Счастье, прекрасный отблеск небесного огня, объемлет весь мир».
Аминь!
От себя добавлю — фрагментарно триптих выглядит лучше, чем в целом.
Если отвлечься от Бетховена, голых людей, безобразной обезьяны, можно найти массу очень интересных деталей.
«Сецессионстиль» достиг поставленной задачи — фриз отвлек внимание публики от «Бетховина» Клингера; все разглядывали диковинную фреску.
Восторженно высказался только Огюст Роден, он вообще встречал новаторство «на Ура!».
Через год «Бетховенский фриз» был продан промышленнику Карлу Райнингхаусу. В 1915 году отдельные части приобрел бизнесмен, коллекционер, меценат Август Ледерер, который покровительствовал Венскому Сецессиону и особенно Климту.
В 1938 году имущество Ледереров реквизировали нацисты. Большую часть картин вывезли в замок Иммендорф (80 км от Вены). При невыясненных обстоятельствах коллекция почти полностью погибла в начале 1945 года во время отступления войск СС.
То, что уцелело вернулось в семью по закону о реституции предметов искусства. Однако, забрать художественные ценности из Австрии в Швейцарию (по месту жительства Ледереров) запретили. Семья до сих пор оспаривает решение австрийских властей. Но факт остается фактом — почти все произведения Густава Климта пришлось продать.
«Бетховенский фриз» вернулся в Венский Сецессион в 1986 году; к этому времени здание, сильно пострадавшее во время бомбардировок ВОВ, было полностью восстановлено.
Основная коллекция представлена в Галерее дворца Бельведер.
Здесь же можно полюбоваться «Поцелуем» («Der Kuß») - «самым дорогим поцелуем в мире» или «поцелуем без поцелуя», вполне в дух Великого австрийца.
Картина написана Густавом Климтом в «Золотом периоде» творчества (1907-1908 гг).
В сверкающей ауре на краю поляны стоят влюбленные полностью погруженные друг в друга.
Согласно легенде: однажды некий граф заказал Густаву картину со своей возлюбленной. Художник получил медальон с портретом девушки для написания женского образа. Было условие: жених и невеста должны страстно целоваться. Климт создал шедевр! Но заказчика мучил вопрос: «Почему уста не слились в поцелуе?». Графу объяснили: на полотне изображено настроение, желание, томная нега; прелюдия, бросающая в бездну любовного наслаждения. Позже Климт раскрыл тайну - он просто влюбился в красавицу с медальона, не мог допустить ее страстного поцелуя с кем-то другим. Такая маленькая месть графу — счастливому сопернику.
Ах, Вена! И почему у нас не складываются отношения?
Может быть теперь после долгой разлуки мы станем добрее друг к другу?
#Австрия #Вена #путешествия #музеи #интересные места