Найти тему
__your__way__

Австрия. Вена. Золотой король модерна.

«Отступление от нормы и есть то, что называют стилем» Ферит Орхан Памук.

Итак, Австрия ждет российских туристов с 22 февраля 2022 года.
Добро пожаловать в Вену - столицу изысканных манер, вальса, архитектурной моды, необычных музеев.

-2

Никаких проблем с досугом. Поездка на 5-6 дней легко заполняется впечатлениями. Если добавить живописные окрестности, и недели может оказаться мало.
По части застройки Вена мало отличается от других европейских городов.
Древнеримский, романский, готический, барокко, классицизм, эклектика… Стили смешивались, пересекались в историческом порядке.

-3

Однако, есть и кое-что совершенно собственное — сецессион (от нем. Sezession, от лат. Secessio - отход, обособление).

В конце XIX — начале XX веков в немецких и австрийских землях возникли объединения творческих людей, отрицающих академизм.

Венская группа образовалась в 1897 году под названием «Сецессионстиль» (Sezessionsstil). В нее вошли ярчайшие представители модерна: зодчие и живописцы.
Архитектурным направлением руководил Отто Вагнер, художественным-Густав Климт.

Венский Сецессион
Венский Сецессион

В Вене начались эксперименты в стиле «практической полезности» или «квадрата»: Quadratisch, Praktisch, Gut — квадратный, практичный, хороший.

Villa Wagner II, Вена. 1912-1913 гг.
Villa Wagner II, Вена. 1912-1913 гг.

Зданий построили много, Вы без труда их найдете.

Стилистически сецессион полностью лишен извилистых линий, «Удара бича», заимствованного из барокко, популярного в эпоху Ар Нуво.

Таким образом, появилось новое региональное направление — австро-немецкое, оказавшее влияние на облик Санкт-Петербурга, Москвы, Будапешта и многих других городов.
Естественно свежие тенденции проникли не только в строительство, но и в самые разные сферы искусства, в том числе-прикладного.

В 1899 году прошла первая выставка. Для размещения экспозиции Йозеф Мария Ольбрих воплотил проект, признанный эталонным — Венский Сецессион.

-6

Говорят, горожане, увидев постройку, изумились. Постепенно привыкли.
Только несколько массивных белоснежных параллелепипедов, центральный украшен золотым ажурным куполом из 3000 лавровых листьев (символизируют молодость искусства) и 700-от ягод.

На фронтоне позолоченная надпись: «Der Zeit Ihre Kunst - Der Kunst Ihre Freiheit» («Каждому времени - своё искусство, каждому искусству - своя свобода»). Текст удалили в 1908; восстановили при реконструкции 1984 года.

-7

Маски над входом —образы: живопись, архитектура, пластика.

-8

Фасад в вагнеровском стиле украшен лаконичным орнаментом и лепкой.
Совы —спутницы непобедимой воительницы Афины Паллады, богини мудрости и знаний.

-9

Простота линий, изысканный контраст между белым и золотым доходчиво отражают основные идеи сецессионистов.

Следуя девизу, в выставочном зале до сих пор проводят биеннале без цензурных ограничений.

-10

В 1902 году готовили 14-ю выставку, посвященную Бетховену.

Немцы прислали скульптуру Макса Клингера.

«Бетховен» Макс Клингер. Дом Бетховена. Бонн. Германия.
«Бетховен» Макс Клингер. Дом Бетховена. Бонн. Германия.

Венское объединение представило на суд общественности «Бетховенский фриз» Густава Климта.
Будущий «Золотой король модерна» родился 14 июля 1862 года в Баумгартене. Семья жила бедно, часто переезжала. Отец - Эрнст Климт работал гравером; его заработка едва хватало на содержание жены Анны и семерых детей.

В возрасте 14-ти лет Густав поступил в венское художественно-ремесленное училище. Проявил себя, как юноша чрезвычайно талантливый не только в живописи, но и в коммерции. К 18-ти годам он организовал артель из себя, брата Эрнста и друга Франца Матча. Предприятие сразу стало получать очень приличный доход от заказов на роспись общественных пространств.

Например, работы можно увидеть в Венском музее истории искусств. Из 40-ка фресок кисти Густава принадлежат 11. Пойдете — взгляните на потолок, увидите рождение законодателя сецессианской школы.

-12

Для себя он писал пейзажи. Их сохранилось более пятидесяти.

«Палисадник с подсолнухами». Густав Климт. 1906 г. Галерея Бельведер. Вена
«Палисадник с подсолнухами». Густав Климт. 1906 г. Галерея Бельведер. Вена

Основным источником средств были женские портреты.

«Соня Книпс». Густав Климт. 1898 г. Галерея Бельведер. Вена
«Соня Книпс». Густав Климт. 1898 г. Галерея Бельведер. Вена

Злопыхатели намекали на многочисленные любовные связи с «моделями» из высших кругов венского общества.

​​​​​​​Женат он не был, а женщин действительно любил. После его смерти (6 февраля 1918 г) права на наследство заявили 14 незаконнорожденных отпрысков.

Юдифь с головой Олоферна» Густав Климт. 1901 г. Галерея Бельведер. Вена
Юдифь с головой Олоферна» Густав Климт. 1901 г. Галерея Бельведер. Вена

К моменту создания сецессиона Густав Климт — признанный, богатый художник.

Много ли мы знаем гениев, спокойно почивавших на лаврах?

Ни деньги, ни женщины, ни чопорный венский стиль не сбили Климта с пути к вершинам модерна. Он не просто возглавил общество бунтарей, но и стал главным спонсором сецессиона.

-16

На одной из его картин есть эпиграф: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло» /Фридрих Шиллер/.

Художник вполне мог позволить себе эпатаж. Несмотря на оценки шокированных критиков публика обожала его во всех ипостасях.

Знаменитый «Бетховенский фриз» протянулся по стенам цокольного этажа Сецессиона.

«Бетховенский фриз» Густав Климт. 1901-1902 гг. https://ru.wikipedia.org/
«Бетховенский фриз» Густав Климт. 1901-1902 гг. https://ru.wikipedia.org/

Композиция длиной ~ 34 метра посвящена 9-ой симфонии Бетховена.

Не знаю, каким умом и воображением нужно обладать, чтобы совместить в сознании музыкальное и живописное произведения…

К счастью, Климт написал небольшое эссе для каталога выставки:

«Картины на стене расположены в определенной последовательности. Первая длинная стена: «Тоска по счастью» — страдающее, немощное человечество;

-18

оно обращается к хорошо вооруженному, сильному представителю сообщества, дабы тот, сразился за счастье людей.

-19

Торцовая стена: «Враждебные силы» — гигант Тифон, против которого тщетно сражались даже боги, его дочери, три горгоны, символизирующие Похоть, Излишество и Невоздержанность.

-20

Вторая длинная стена: «Тоска по счастью, излитая в поэзии». Искусства ведут нас в идеальное царство, где мы все сможем обрести чистую радость, чистое счастье, чистую любовь. Хор ангелов в раю: «Счастье, прекрасный отблеск небесного огня, объемлет весь мир».

-21

Аминь!

От себя добавлю — фрагментарно триптих выглядит лучше, чем в целом.

Если отвлечься от Бетховена, голых людей, безобразной обезьяны, можно найти массу очень интересных деталей.

«Сецессионстиль» достиг поставленной задачи — фриз отвлек внимание публики от «Бетховина» Клингера; все разглядывали диковинную фреску.

Восторженно высказался только Огюст Роден, он вообще встречал новаторство «на Ура!».

Через год «Бетховенский фриз» был продан промышленнику Карлу Райнингхаусу. В 1915 году отдельные части приобрел бизнесмен, коллекционер, меценат Август Ледерер, который покровительствовал Венскому Сецессиону и особенно Климту.

Густав Климт. 1910. Фотография Морица Нера https://ru.wikipedia.org/
Густав Климт. 1910. Фотография Морица Нера https://ru.wikipedia.org/

В 1938 году имущество Ледереров реквизировали нацисты. Большую часть картин вывезли в замок Иммендорф (80 км от Вены). При невыясненных обстоятельствах коллекция почти полностью погибла в начале 1945 года во время отступления войск СС.

То, что уцелело вернулось в семью по закону о реституции предметов искусства. Однако, забрать художественные ценности из Австрии в Швейцарию (по месту жительства Ледереров) запретили. Семья до сих пор оспаривает решение австрийских властей. Но факт остается фактом — почти все произведения Густава Климта пришлось продать.

«Портрет Фрицы Риндлер» Густав Климт. 1906 г. Галерея Бельведер. Вена
«Портрет Фрицы Риндлер» Густав Климт. 1906 г. Галерея Бельведер. Вена

«Бетховенский фриз» вернулся в Венский Сецессион в 1986 году; к этому времени здание, сильно пострадавшее во время бомбардировок ВОВ, было полностью восстановлено.

Основная коллекция представлена в Галерее дворца Бельведер.

Здесь же можно полюбоваться «Поцелуем» («Der Kuß») - «самым дорогим поцелуем в мире» или «поцелуем без поцелуя», вполне в дух Великого австрийца.

-24

Картина написана Густавом Климтом в «Золотом периоде» творчества (1907-1908 гг).

В сверкающей ауре на краю поляны стоят влюбленные полностью погруженные друг в друга.

Согласно легенде: однажды некий граф заказал Густаву картину со своей возлюбленной. Художник получил медальон с портретом девушки для написания женского образа. Было условие: жених и невеста должны страстно целоваться. Климт создал шедевр! Но заказчика мучил вопрос: «Почему уста не слились в поцелуе?». Графу объяснили: на полотне изображено настроение, желание, томная нега; прелюдия, бросающая в бездну любовного наслаждения. Позже Климт раскрыл тайну - он просто влюбился в красавицу с медальона, не мог допустить ее страстного поцелуя с кем-то другим. Такая маленькая месть графу — счастливому сопернику.

-25

Ах, Вена! И почему у нас не складываются отношения?

-26

Может быть теперь после долгой разлуки мы станем добрее друг к другу?

Австрия. Вспоминая Вену.

#Австрия #Вена #путешествия #музеи #интересные места