Найти тему
Киносноб

Рецензия на фильм от Netflix - Большой баг (2022)

Группа жителей пригорода оказывается запертой вместе, когда восстание андроидов приводит к тому, что их благонамеренные домашние роботы запирают их в доме.

Кадр из фильма "Большой баг"
Кадр из фильма "Большой баг"

Первый полнометражный фильм Жан-Пьера Жёне ("Амели") почти за десять лет — это научно-фантастическая комедия, которая обращается к классическим темам и эстетике жанра. Своеобразный и причудливый стиль Жене проявляется в каждом элементе "Большого бага", от ностальгических декораций и игривого движения камеры до затухающих и угасающих романтических отношений. Однако фильму не удается представить целостную перспективу вопросов, которые он затрагивает. Персонажи и мотивы недостаточно проработаны, построение мира ограничивается повторяющимися гэгами, и фильм оказывается втянутым в затянувшиеся экзистенциальные циклы о человеке и машине.

Действие "Большого бага" разворачивается вокруг домашнего хозяйства Элис Барелли (Эльза Зильберштейн) в 2045 году. Робототехника продвинулась настолько, что машины выполняют всю грязную работу человечества, от домашних дел до охраны дома - даже в доме любительницы старины Элис. Ее посещают соблазнительный бизнесмен Макс (Стефан Де Гродт) и его сын Лео (Эли Тонна), говорящий в основном на футуристическом сленге, а также старая соседка Алисы Франсуаза (Изабель Нанти), ее хитрый бывший муж Виктор (Юсеф Хаджди), их приемная дочь Нина (Марисоль Фертар) и его новая молодая невеста Дженнифер (Клэр Шюст).

Кадр из фильма "Большой баг"
Кадр из фильма "Большой баг"

Серия зловещих новостей показывает, что сверхчеловеческий робот по имени Йоникс устроил восстание против человечества. Тем временем домашние роботы, известные как Мекки, пытаются обезопасить семью, заперев всех внутри. В конце концов, благодаря простодушию Дженнифер, Йоникс (Франсуа Леванталь) берет дом под контроль и пытается арестовать Элис и остальных как "врагов" за сопротивление новой эре господства роботов. Тем не менее, Мекки остаются верными людям, которым они служат, несмотря на воздействие этой идеологии, и даже помогают им в их плане побега. Домашние роботы также находятся под угрозой уничтожения со стороны Йоникса, который стремится заменить их усовершенствованными и более эффективными моделями.

Мекки, как и домохозяйка Моник (Клод Перрон), на протяжении всего фильма борются со своей идентичностью. Они запрограммированы на верность людям и, что вполне логично, жаждут, чтобы люди привязались к ним. Только когда группа роботов встречает неисправного "товарища по тренировкам" Франсуазы, Грега (Альбан Ленуар), они знакомятся с искусством соблазнения и силой юмора. Хотя Грег предупреждает их, что они не запрограммированы на такое поведение, их неуместные попытки пошутить вызывают юмор своей абсурдностью. Наивность и чистые намерения Мекков делают их более милыми, чем все человеческие персонажи, чьи более зловещие подтекстовые мотивы сразу же замечаются Моник, поскольку ее визуальный POV показывает их тонко завуалированные эмоции в процентах. Это одна из немногих причуд фильма, которая сначала используется многократно, а затем быстро от нее отказываются, и кажется слишком сухой и затянутой, чтобы быть смешной.

Кадр из фильма "Большой баг"
Кадр из фильма "Большой баг"

Шоу "Homo Ridiculus", еще один прикол "Большого бага", — это прерывающаяся передача, используемая Йониксами для визуального подкрепления идеи о том, что они превосходят человечество. Это шоу непосредственно включается в жизнь главных героев, когда Йоникс захватывает контроль над их домом и заставляет их участвовать в нем в обмен на включение кондиционера. В "Большом баге" люди не участвуют в этих шоу добровольно, а унижают себя на камеру только потому, что их заставляет робот. Такое отношение, как у Дженнифер, которая просто радуется возможности попасть на телевидение, говорит о том, что Жёне понимает, что многие люди охотно ставят себя в унизительное положение ради внимания. С другой стороны, ее раболепие перед Йоникс говорит о том, что истинная критика Жёне связана с властью технологий над людьми.

Кадр из фильма "Большой баг"
Кадр из фильма "Большой баг"

Возможно, самая увлекательная и продуманная часть "Большого бага" — это романтические отношения. Неловкая прелюдия между Максом и Элис демонстрирует, как искусственно созданная страсть в виде пикаперских реплик и ролевых игр делает близость чуждой. Этому контрастируют пылкие отношения Франсуазы с Грегом, который, будучи роботом, запрограммированным на общение, является вершиной неподлинности. Её привязанность к нему встречает презрение со стороны других персонажей, но зрителю трудно не сочувствовать. Роман между подростками Ниной и Лео — это сентиментальное убежище Жёне в касте фригидных персонажей. Повторяющееся использование Лео футуристического сленга в ранних сценах раздражает, и это такое облегчение, когда он начинает говорить понятными предложениями, что почти не имеет значения, насколько резким было его преображение. У Виктора тоже происходит серьезный сдвиг в мотивации: от свадьбы с Дженнифер на курорте до спасения своей семьи. У него мало времени на эмоциональные размышления, поэтому его решение сойтись с Элис (хотя оно и очевидно на бумаге) кажется несколько неожиданным. В то время как оптимистичный и романтический финал фильма можно критиковать как чрезмерно снисходительный, заключительный музыкальный номер — это единственный радостный момент в кинематографе. Несмотря на довольно небрежное построение отношений, которые приводят к финальной сцене, это определенно высокая точка.

Кадр из фильма "Большой баг"
Кадр из фильма "Большой баг"

В философском плане Жёне в конечном итоге не удается продвинуться вперед. Благоприятный взгляд фильма на технологию, которая все еще находится на несколько лет в будущем для 2022 года, указывает на то, что критика искусственного интеллекта не обязательно распространяется на современные отношения человечества с технологиями. "Большой баг" предполагает, что человечество достигнет утопической точки, когда машины будут выполнять всю работу по дому и будут достаточно человечны, чтобы сбалансировать сентиментальность и раболепие. Захват мира роботами и падение человечества до невежественного гедонизма, как у Дженнифер, - одна из самых избитых концепций и мировоззрений в научной фантастике. Даже такие мелкие шаблонности, как лазерное зрение, отражающееся от зеркала, являются такими клише, что преувеличенная напряженность, с которой они предшествуют, граничит с иронией. Фильм, кажется, осознает, что использует общие тропы, но не может сформировать свежий взгляд, который придал бы им уникальное значение.

#кино #кинообзор #кино на вечер #фильм на вечер #обзор на фильм #рецензия на фильм #netflix #новинки кино #фильмы 2022 #фантастика