Найти в Дзене
джазовые пластинки

От бюджетного Wyncote к самому дорогому вокальному альбому джаза

В 1964 году объединение звукозаписывающих лейблов Филадельфии Cameo-Parkway дало старт новому бюджетному начинанию, названному по району к северу от крупнейшего города Пенсильвании - Wyncote. За буквально несколько лет существования под этой вывеской было выпущено две сотни пластинок, заметная часть которых представляла из себя переиздания ранее доступных на Cameo / Parkway альбомов, остальные же записи были попыткой успеть заработать доллар-другой на музыкальных трендах той поры.

Этикетки Wyncote
Этикетки Wyncote

Так, к примеру, первым выпуском лейбла стал альбом группы The Liverpools, средней руки кавер-группы на, очевидно, The Beatles - впоследствии подобной участи удостоились и The Monkees, с материалом которых управились ребята из The Chimps.

Пластинка 'The Liverpools' добралась и до Голландии, где была удостоена откровенно кошмарного коллажа (справа)
Пластинка 'The Liverpools' добралась и до Голландии, где была удостоена откровенно кошмарного коллажа (справа)

Наивысшей же точкой музыкального подлога стал альбом 'Bach's Biggest Hits' группы The Single Swingers - речь конечно же об имитации крайне успешных интерпретаций Баха вокальным проектом The Swingle Singers. Большая же часть из двухсот альбомов Wyncote, увы, была решена без подобной фантазии и попросту представляла из себя посредственные исполнения актуальных шлягеров.

Альбом 'Bach's Biggest Hits' неких 'The Single Swingers' очевидно отсылает к проекту The Swingle Singers, получившему за свои интерпретации тем Баха в 1963 году Грэмми
Альбом 'Bach's Biggest Hits' неких 'The Single Swingers' очевидно отсылает к проекту The Swingle Singers, получившему за свои интерпретации тем Баха в 1963 году Грэмми

Если ребята с Wyncote не стеснялись столь открыто обманывать своих покупателей в музыкальном отношении, то что говорить про собственно качество изданий - на месте, что называется 100% NOT vinyl, с отчетливым врожденным шумом пластмассы и несколько урезанным частотным диапазоном, топорные снимки для обложки, безликий и некорректный сопроводительный текст на обороте, дешевый и хрупкий картон.

Задник одного из условно 'джазовых' альбомов Wyncote - можно подумать, что Джим Коллиер есть на деле Джеймс Линкольн Коллиер, автор знаменитых книг про джаз, хотя тот, говорят, тромбонист
Задник одного из условно 'джазовых' альбомов Wyncote - можно подумать, что Джим Коллиер есть на деле Джеймс Линкольн Коллиер, автор знаменитых книг про джаз, хотя тот, говорят, тромбонист

При всем при этом Wyncote представляет из себя удачный музыкальный срез середины шестидесятых годов - каталог лейбла в некотором роде заменяет подглядывание в хит-парады Billboard той поры, да и что говорить, если бы в названии этого канала не было бы упоминания джаза обсуждение бюджетной истории очевидно бы затянулось.

А был ли джаз?

Дело же как раз в том, что джаза на Wyncote предсказуемо не было - жанр, прямо скажем, не подходящий для радующих глаз цифр продаж. С лейбла Cameo на Wyncote перебрались буквально несколько записей, которые случайным образом перемешали и разместили на трех сборниках - впрочем и на этих исключениях именитые джазовые артисты исследуют эстрадную сторону вопроса.

Записи джазовых артистов, попавшие на Wyncote с лейбла Cameo
Записи джазовых артистов, попавшие на Wyncote с лейбла Cameo

Зацепился же мой взгляд всего за одну пластинку из двухсот - дело, конечно, вовсе не в миловидной барышне на побережье, а в названии, которое, опять же, полностью соответствует основной концепции Wyncote, заключающейся в попытке заработать как можно больше условных единиц с одной популярной мелодии.

Двадцать восьмой выпуск лейбла - 'The Girl From Ipanema'
Двадцать восьмой выпуск лейбла - 'The Girl From Ipanema'

В духе Wyncote и игнорирование фамилий артистов - и действительно, их имена, в отличие от наиболее известной темы Жобина в заголовке, вам, в точности как и меломанам середины шестидесятых ничего не скажут.

Задник пластинки 'The Girl From Ipanema'
Задник пластинки 'The Girl From Ipanema'

На обороте все же решились упомянуть некоего саксофониста Джимми Дэвиса и певицу Норму Ли - вряд ли получится придумать более распространенные, ничего не говорящие имена. Никаких других джазовых зацепок конверт не оставляет - с пластинки действительно звучит приятный саксофон стилизованный под Стэна Гетца, а обладательница не менее располагающего голоса управляется с пятью мелодиями, аранжированными под босса-нову. Помогли бы этикетки пластинки, где традиционно указывают авторов композиций, однако обошлось и без этого.

Не менее загадочна и собственно музыкальная сторона дела - вторая часть пластинки оказывается инструментальной и, откровенно говоря, очень неплохой, что побуждает продолжать джазовое расследование.

В том же объемном каталоге Wyncote находится удивительно схожая по настроению обложка - использовать ее как подобающую улику несколько сомнительно, учитывая общий несерьезный характер оформления пластинок лейбла, однако, как выясняется, пластинки объединяет далеко не только солнечная дорожка.

-8

С фамилией пианиста, композитора, аранжировщика Джимми Уизнера, указанного на альбоме справа, я знаком довольно давно - в начале шестидесятых он некоторое время аккомпанировал Мелу Торме и другим оказывавшимся в его родной Филадельфии вокалистам, имел сольные пластинке на стыке десятилетий, написал несколько популярных мелодий.

Настоящим прорывом для пианиста с классическим образованием стала композиция 'Asia Minor', в которой Уизнер соединил отрывок из знаменитого концерта Грига для фортепиано с оркестром ля минор с рок-н-ролльным битом - для записи он даже потратил полсотни долларов на никудышное, расстроенное пианино, которое должно было звучать а-ля хонки-тонк.

Главный хит Уизнера 'Asia Minor' на его собственном Future Records
Главный хит Уизнера 'Asia Minor' на его собственном Future Records

Браться за выпуск записи никто не хотел - в то время существовали определенные запреты на некорректное исполнение классической музыки, и подобная вещь считалась крайне провокативной. Тогда Уизнер прикрывшись псевдонимом Kokomo (впрочем, его фамилия все равно упоминается на этикетках) издал композицию на судя по всему своем собственном лейбле Future Records. Вещь 'Asia Minor' (название образовано, очевидно, от A Minor, ля минор) несмотря на запреты имела огромный успех и добралась до восьмого места в Топ 100 журнала Биллборд.

Вдохновившись произошедшим Уизнер продолжил вести двойную жизнь, под псевдонимом устраивая схожие музыкальные коллажи, а под своей настоящей фамилией занимая место за роялем в джазовых коллективах.

Среди певиц, которым аккомпанировало трио Джимми Уизнера находится и артистка по имени Норма Мендоза - нетрудно догадаться, что мисс Мендоза и есть та самая Норма Ли с пластинки Wyncote.

Альбом 'All About Norma' певицы по имени Норма Мендоза с сопровождением трио Джимми Уизнера
Альбом 'All About Norma' певицы по имени Норма Мендоза с сопровождением трио Джимми Уизнера

Оба артиста конечно и понятия не имели, что их усилия выльются в один из самых дорогих, редких и востребованных вокальных альбомов джаза.

Последние проданные копии пластинки на discogs
Последние проданные копии пластинки на discogs

Трудно сказать насколько ценник оправдан с музыкальной точки зрения - альбом представляет из себя отличный пример взаимодействия талантливой певицы и чуткого фортепианного трио, обращаются музыканты в первую очередь к проверенной классике вроде закрывающей альбом 'My Funny Valentine' и гершвиновской 'Our Love Is Here To Stay' с некоторым исключением в виде пяти любопытных авторских композиций.

Пластинку можно назвать удачной в том числе и с точки зрения оформления - фотография Нормы и ее, полагаю, дочери идеально вписывается в поделенный натрое конверт. Тем не менее, возникший интерес очевидно сводится к редкости филадельфийской записи - случившаяся спустя четыре года встреча Нормы и Джимми Уизнера на Wyncote ажиотажа в рядах джазовых коллекционеров не вызывает, как, впрочем, и запись трио Уизнера для лейбла Chancellor конца пятидесятых.

И напоследок мелодия, авторство которой принадлежит все тому же творческому (и семейному) тандему Уизнер - Мендоза, популярная в исполнении вокальной группы The Tymes.