Найти в Дзене
Картины рассказывают...

О чем рассказывает картина Паоло Веронезе "Семья Дария перед Александром"

В своей картине "Семья Дария перед Александром" итальянский художник Паоло Веронезе (1528 – 1588) изобразил исторический эпизод, рассказанный Плутархом и привлекавший многих европейских художников. Правда, Веронезе отошел от точного повторения истории Плутарха и интерпретировал его по своему желанию.

Паоло Веронезе. Семья Дария перед Александром, 1565-67
Паоло Веронезе. Семья Дария перед Александром, 1565-67

В 333 г. до н.э. произошла битва при Иссе, в которой войско Александра Македонского победило армию Дария III, царя Персии. Дарий бежал с поля битвы, а греки захватили его семью.

На своей картине Паоло Веронезе как раз и изобразил момент, когда Александр прибывает к семье бежавшего Дария. Но стоит обратить внимание, как эту сцену изобразил художник.

На картине нет персидского "духа", а все изображено в антураже средневекового дворца. Да и одеты персонажи в венецианские одежды. Кроме, конечно, Александра и его воинов. Можно сказать - древняя история в современном антураже.

В центре картины преклоненные на колени женщины семьи Дария.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Впереди, в синем платье, мать Дария - Сисигамбис. За ней в золотом платье с дорогими украшениями жена Статира. Рядом две дочери - Барсина и Дрипетида.

Художник запечатлел их в момент конфуза. Дело в том, что к Дарию Александр явился со своим другом Гефестионом. И так случилось, что Сисигамбис приняла за царя именно его. Перед ним она покаянно склонила голову, прося прощения за сына.

Веронезе как бы прощает женщине её ошибку, изобразив двух друзей - победителей в одинаково богатых нарядах.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Оба они, и Александр, и Гефестион, молоды, оба красивы, оба полны достоинства. Даже трудно определить, кто из них кто.

Но, можно предположить, что в красной одежде, расшитой золотом, Гефестион. Он останавливает одной рукой женщину, а второй указывает на Александра, определяя тем, кто здесь главный.

Александр одет чуть попроще. Зато он в доспехах, как и надлежит быть великому воину и победителю.

Александр не только отважен, но и благороден. Он прощает ошибку старой женщине, тем самым высказывая свое почтение.

Хотя Александр пленил семью Дария, не пожелав отдать их даже за большой выкуп, он вернул им все драгоценности и слуг.

Но самое интересное, что на этом история не заканчивается. Через несколько лет Александр Македонский женился на старшей дочери Дария, на Барсине.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Предположительно, в момент пленения Барсине было около 13-14 лет. О ней отзывались как о "девушке изумительной красоты" Её отец Дарий предлагал Александру дочь в жены сразу же после пленения, обещая большое приданное.

Но тогда Александр отказался. Свадьба состоялась, когда Барсине было уже, вероятно, 21-й год. Но через год после свадьбы Александр скончался, а Барсина, по некоторым сведениям, была умерщвлена первой женой Александра, Роксаной.

Кстати, не забыли и про младшую дочь Дария Дрипетиду. Она стала женой лучшего друга Александра Гефестиона, который тоже изображен на картине Веронезе.

Но вернемся к картине. Веронезе изобразил на ней не только главных действующих лиц этого события. Но и уделил внимания и многим другим персонажам, порой весьма забавным.

Разве не мила обезьянка, прикованная к столу цепью?

Фрагмент картины
Фрагмент картины

А как подробно изображен мальчик рядом с Александром, с интересом наблюдающий из-за щита за происходящим.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Не забыт и легендарный конь Александра Македонского Букефал. Ему тоже нашлось место на полотне.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Даже второстепенные персонажи, расположенные на заднем плане на балконе, каждый со своим характером.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

И пусть Паоло Веронезе далеко отошел от исторической достоверности, разместив все действие не в полевой палатке персидской армии, а в прекрасном белоснежном дворце, пусть поместил даже на картину Дария, которого не было в момент посещения Александром Македонским его семьи.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Все равно, картина получилась замечательной, наполненной деталями, которые можно рассматривать долго.

А с ее созданием связана одна легенда, в частности, пересказанная в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина.

По этой легенде, однажды художника в окрестностях Венеции застала буря с дождем, и он оказался вынужден искать приюта в загородном доме Прокуратора Пизани, где был принят ласково и дружелюбно, и гостил несколько дней. Находясь там, будто бы написал эту картину и спрятал ее под кровать, а прощаясь, сказал хозяину, что оставил ему нечто в знак благодарности за его угощения. Вряд ли картину размером 236 х 475 см реально было положить даже под самую большую кровать, да еще с непросохшей краской. Да и где было в этом случае взять столь огромное полотно?

Но вокруг великих вещей всегда создаются легенды, в которые верить ему или не верить, каждый решает сам.