Вы когда-нибудь были в ферганской долине?
Честно говоря, большинство моих ташкентских друзей на этот вопрос дают отрицательный ответ, хотя сами родились и выросли в Узбекистане. Ферганская долина для многих является «terra incognita», тем… что находится за высокими горами, с извилистым и сложным путем, наполненным опасностями и разного рода приключениями (разум почему то рисует легендарное путешествие Бильбо Бэггинса в прекрасную долину хоббитов и подстерегающих его на перевале коварных орков).
Конечно, кто-то из моих читателей скажет: «ну конечно мы были» или «я (мои родители, родственники, друзья), там жили», но факт остается фактом – чаще всего о ферганской долине много слышали, но никогда там не были.
Впервые я поехал с друзьями в долину как турист. Кстати, поскольку эта поездка произошла зимой и под аккомпанемент плотного дождя, часть фотографий в этой статье будут использованы с прошлой поездки… и вам красиво и друзья пусть вспомнят (спасибо им за фото).
И да простят меня читатели за такое несоблюдение времен года и смешение зеленого и белого цветов.
Весенний уикенд в Коканде и смелая вылазка в Фергану за клубникой подарила достаточно большое количество приятных впечатлений, но, как говорится, «не путайте туризм с эмиграцией», все предстает совершенно в других тонах, когда ты едешь в командировку.
Причем поездка подразумевает такие маршруты, которыми любой даже самый пытливый турист уж точно бы никогда не воспользовался: нам предстояло посетить порядка сорока торговых точек на крупных строительных рынках и поговорить за жизнь с теми, кто на этих точках торгует (а если честно, то практически живет).
Получился такой суровый вариант «Орла и Решки», но с двумя решками, где ведущие не смотрят по верхам, а знакомятся с реальной жизнью реальных людей: живущих и выживающих в условиях, которые им начертаны с рождения и в декорациях, которые они сами себе построили в Узбекистане, а еще точнее в ферганской долине.
Поскольку эмоций и впечатлений более чем достаточно я разделю свое повествование на несколько частей и расскажу о том, что максимально вызвало интерес.
Итак, поехали!
Ферганская долина – самый густонаселенный и этнически сложный регион на всем постсоветском пространстве. Это одно из самых густонаселенных мест в стране, представляющее собой замкнутую впадину, окруженную горами: с севера величественным Тянь-Шанем, а с юга – великолепным Гиссаро-Алай.
Долина невероятно красивая весной – яркая, сочная, наполняющая взгляд изумрудным цветом и насыщающая невероятными ароматами. Здесь проживают представители разных национальностей, порой граждане разных стран могут жить через дорогу друг от друга на соседних улицах.
Вместе с тем, долина — это еще и шахматная доска, на которой тысячелетиями разыгрывались самые страшные партии: от вторжений армий Александра Македонского, захватов территорий русскими царями, до современных этнических конфликтов. Об этом я писать не буду, оставив сие ответственное и достаточно опасное занятие историкам и политологам.
За пять дней мне предстояло посетить четыре города: Коканд, Фергану, Адинжан, Наманган и уже, с другой стороны, вернуться в Ташкент, что составляет порядка семисот километров по окружности и около 13 часов только в пути.
Сначала мне бы хотелось рассказать о важном пути, главным и, пожалуй, единственным автомобильном узле связывающим ташкентскую область и ферганскую долину – перевале Камчик. Максимальная высота перевала под данным Википедии составляет 2 268 метров над уровнем моря, в общем достаточно высоко.
По нему мне посчастливилось проезжать несколько раз как в летний, так и зимний период. Да, это достаточно сложный серпантин, и нужно иметь определенные навыки вождения в подобных условиях, но если сравнивать эту трассу, например, с жутко опасными серпантинами Черногории, без отбойников, туристическими автобусами, с которыми нужно разъезжаться по обочине и смотреть, как бы не нырнуть на 700 метров вниз, и не дай Бой, уже проходить маршрут в другом статусе , то Кимчик кажется взлетной полосой аэропорта Домодедово.
Перевал недавно обновили, сейчас это достаточно комфортная трасса с ровным асфальтом, отбойниками на длинных участках, имеющая площадки для остановки, хотя ранее, писали, что это была дорога для людей с железными…нервами и железобетонным вестибулярным аппаратом. Да, конечно, проблемы случаются, в зимний период времени достаточно часто происходит сход лавин, но нам, что называется повезло.
Справедливости ради, все опасные зоны ограждаются лавинными уловителями, сетками и прочими конструкциями в виде бетонных столбов и прочих интересных конструкций.
Зато все эти сложности компенсируются невероятной красотой и видами, которые открываются путнику, пересекающему перевал.
Перед началом пересечения, мы остановились, на техническую паузу и попить кофе. Кстати, подобных мест на пути, не очень много и остановки на перевале запрещены, поэтому если заходите подкрепиться, а место вам визуально «не очень», не «выеживайтесь», другого по пути до долины может уже и не быть.
Стандартный набор в таких местах: курт, (ничего общего не имеет с Куртом Кобейном и даже не назван в его честь. Это такой твердый сыр в шариках, который практически можно приравнять к национальному богатству, продают его повсюду, говорят очень классно с пивом, но, если честно, не мое), куча всякий семечек, сушек и энергетиков, которые здесь потребляют в каких то неимоверных количествах и без которых водители практически отказываются садиться за руль.
Мы взяли классические сосиски в тесте и кофе, показывать их не имеет смысла, зато интересно просмотреть чек, который мне выдали. За отсутствием кассового аппарата, девушке-продавцу видимо так хотелось сделать приятное, что она его нарисовала сама и даже время проставила, просто мамина радость.
В общем, если вы едете в командировку, а ваша бухгалтерия требует от вас фискальный отчет, попытайтесь договариваться с ними о том, что часть чеков будет нарисована (вами или продавцами, не важно), потому что других вариантов на перевале не будет, ну а сами приготовьтесь к поездке на равнине, бензин вам тоже не нарисуют, поэтому надеяться на то, что на самой верхней точке вас будет ждать заправка с флагами и заправщиками тоже не самое дальновидное решение.
Впереди нас ждала не самая долгая, но вместе с тем достаточно интересная дорога. Если вы едете зимой, то не удивляйтесь, если вдруг увидите много припаркованных автомобилей (хотя стоять запрещено), просто люди, которые не часто видят настоящий снег не выдерживают и останавливаются для того, чтобы поиграть в снежки, покататься на ногах и картонках и всячески выразить свои радости и эмоции этому природному явлению. В общем, в этот период люди самоорганизуются и придумывают себе вот такой вот своеобразный «здравствуй елка новый год».
Спустя полтора часа, мы пересекли перевал и спустились в прекрасную долину, правда зимний вид у нее не самый живописный, как говорится, а что вы в феврале-месяце хотели, не Анапа в июле…
Еще одна приятность, когда тебе при въезде в долину на блок посту дарят маленькую кокандскую лепешку-патыр, причем не скупятся, а раздают всем людям, находящимся в машине.
Как оказалось это такой вариант рекламной раздачи и если у нас это как правило листовки, которые почти сразу выбрасываются, то тут как говорится, хлеб всему голова и только попробуй…
Все дело в том, что, еще не подозревая, ты уже знакомишься с одной из основных достопримечательностей долины. Коканд, славится своим уникальным приготовлением лепешек. Их покупают перед отъездом, поэтому местные на лепешки выбивают свои имена, телефоны и все, что угодно, чтобы привлечь внимание, если тебе лепешка понравится, то можно заехать спросить в моем случае Аурбека-производителя и купить у него уже лепешки в натуральную величину и большим тиражом, в качестве вкусного сувенира.
Коканд-патыр, кстати достаточно сильно отличается от своих «пышных» сестер Ташкента или Самарканда и больше похож на плотную печенюшку, он имеет долгий сок хранения и в отличии от горячей лепешки, чаще употребляется в холодном виде. Так говорят, полезнее.
Так мы и подобрались к знаменитому Коканду, о котором в следующем выпуске!
Спасибо вам за то, что прочитали, подписывайтесь на канал, как говорится «нажимайте на колокольчик», автору это очень приятно!
#путешествия #дзен для авторов #ферганская долина #яндексдзен #путешествие на автомобиле #узбекистан #горы #туризм и путешествия #пейзаж природа #ташкент