Найти тему
Бард-Дзен

Две жизни Олега Митяева. С днем рождения, Олег Григорьевич.

«Эх! Давно я не брал в руки шашек» - говаривал гоголевский герой, затевая очередную авантюру. А у меня какие авантюры! Так, текстики, картинки да песенки. И хоть время от времени натыкаюсь я на возмущенные окрики – не так, не про того, не твое дело, но все же большая часть моих подписчиков опусы мои бардовские встречает благосклонно. Я на благосклонности особо не настаиваю, но вот спокойного отношения хотелось бы побольше. Тут штука такая – когда люди слишком личностно мои тексты воспринимают, им, оказывается, порой начинает казаться Бог весь что. Бывает даже искреннюю мою нежность к героям принимают за ехидство какое-то. А я не пишу про тех, кто мне активно не нравится. Если уж попал в герои Бард-Дзен, значит автору чем-то близок. Да, бывает, у меня к моим героям отношение неоднозначное. Да что там, у меня почти ко всем моим героям отношение неоднозначное, кроме разве, близких друзей, которые тоже тут порой в героях ходят. Но, друзья, неоднозначное отношение – это жизнь. Она на черное и белое не делится, в ней всегда присутствуют полутона. И именно полутона нам зачастую намного интереснее, чем голые факты. Да и про факты я стараюсь не говорить – это в википедию. Я исключительно про свое собственное восприятие моих героев или собственное к ним отношение.

Так вот к сегодняшнему моему герою отношение у меня не однозначное, как и у большинства моих знакомых. Но изрядная доля почтения и уважения в моем к нему отношении точно есть. Сегодня, 19 февраля День Рождения Олега Митяева. И давайте поздравим одного из самых известных в мире бардов. Причем не как бронзовое изваяние, а как нормального человека. Благо Олег Григорьевич жив-здоров и весьма активен в сегодняшней авторской песне.

Сегодняшний именинник Олег Митяев
Сегодняшний именинник Олег Митяев

В 90-е мы общались запросто. Тогда они играли с Константином Тарасовым и вообще со всеми общались запросто, а уж с организаторами-то концертов и вовсе по-дружески. А потом возникла неоднозначность. Олег стал Олегом Григорьевичем и перешел в высшую лигу. Многие, кстати, перешли, но никто кроме Митяева об этом переходе не предупреждал, и с друзьями по прошлой жизни не прощался. Я был буквально поражен, когда мы встретились на Грушинке в гостевом лагере в момент этого самого перехода, и он, вынув водку и банку соленых огурцов, предложил поговорить. Говорили долго. Олег, еще не Григорьевич тогда, очень обстоятельно рассказал о своем представлении ситуации, о том, что завтра начнется другая жизнь. Причем ДРУГАЯ нужно было понимать буквально, в той другой от этой сегодняшней, наверное, ничего не останется. Совсем. Включая и сегодняшних приятелей, сегодняшних организаторов концертов и вообще, сегодняшних. Для него это было очень не простое решение, он его пару лет откладывал, но когда решил, устроил вот такие странные поминки по прошлой жизни. Я даже не помню, пел ли он в том году на Грушинке со сцены. Возможно нет. Там очень много с кем следовало попрощаться. И он это попытался сделать максимально честно и подробно.

А на следующий год его концерт в Перми был организован уже крупной концертной организацией. Нас пригласили, поскольку мой радио-проект тогда оказался информационным партнером, да еще и основным. Нам предоставили право на эксклюзивное интервью, но говорил с ним уже не я, а мой корреспондент. Увидев меня, Митяев ехидно подмигнул и отвернулся, договор – есть договор, и с корреспондентом, тоже знакомым по прошлой жизни, он говорил именно как с корреспондентом, как бы забыв имя напрочь.

Хорошо это или нет? Имеет ли вообще право человек так намеренно жить не одну, а две жизни? Мучает ли его тогдашнее решение? Я не знаю, но сама обдуманность решения, и то, как он его воплотил в жизнь, у меня вызывает уважение и понимание. По сей день. Никаких обид у меня нет. Хотя на концерты Митяева я с той поры не хожу. Мне там не комфортно и почти не интересно. Как и многим моим друзьям и знакомым. Мы же не привычные ходить туда, где нет друзей и знакомых.

Впрочем, как-то следить за его творчеством мне это все не мешает, и некоторые его работы и даже эксперименты вызывают восхищение. Но, прежде, чем говорить об этом, стоит вспомнить Митяева тех времен, когда его отчество еще не стало общеизвестным. Прекрасные же песни, ей Богу! И даже те, кто реально почему-то обиделся на Митяева, к этим его старым и любимым песням возвращаются частенько.

Да и сейчас в любом его выступлении, я, правда, сужу об этом в основном по записям и телевизионным концертам, старые его песни принимаются очень тепло и даже трепетно. Это я не к тому, что нынешние его песни чем-то хуже или слабее. Тут штука такая – да, Олег Григорьевич кардинально сменил аудиторию, уйдя от КСПэшной к той, что и всегда предпочитала уютные залы и телевизионные трансляции и красивые альбомы на СД, но ведь и эта аудитория тоже узнала его впервые по первым песням. И сейчас, взрослея, а потом и старея, что уж тут скрывать, вместе с ним, эта аудитория, конечно, новые песни принимает благосклонно, но по-настоящему-то любит старые.

Однако, я сказал уже, что и некоторые его последующие работы и даже эксперименты… Ну, вы помните. Одна из его потрясающих работ – продюсирование бардовского альбома ВИА «АРИЭЛЬ» «Через Майдан». Или консультирование. В разных источниках пишут по разному. В любом случае в создании этого альбома Олег Григорьевич принял живейшее участие, и несколько его песен туда вошли очень органично.

Я сталкивался с крайне противоположными мнениями об этой работе АРИЭЛЕЙ, от восхищения до полного неприятия. Это еще одна причина, из-за которой я так странновато начал этот текст. Но стоит посмотреть на эту работу спокойно, не пытаясь отыскать в ней обращение лично к вам, и сразу окажется, что плюсов в ней намного больше, чем минусов. Конечно, это чисто эстрадное исполнение, но суперпрофессиональное. И если смотреть на эту работу, как на пример того, что музыкант талантливый способен найти в наших, казалось бы, простых песенках очень богатую музыку, сразу понимаешь, что нам есть чем гордиться. Спето-то это очень круто. Ну и о популяризации авторской песни забывать тоже не след. А я, столкнувшись с этими записями, выбрал для себя сразу три альбома, сделанные очень похоже. Ну, то есть, с аранжировками и трактовками максимально далекими от стереотипов привычного восприятия. Это бардовский «Через Майдан», народный «Шумел камыш» и альбом битловских песен «Beatles In The Russians». Я просто загрузил в плейлист все три альбома и запустил воспроизведение в случайно порядке. Друзья!!! Очень рекомендую. Ну, если вы, конечно, не упертые фанаты любого из этих направлений. Сразу понимаешь, что АРИЭЛИ не пародии поют, не стебаются над песнями, а очень нежно и трепетно и очень музыкально рассказывают о собственной любви ко всему этому.

Впрочем, нужно показать что-нибудь из этого. Сегодня, конечно, логичнее всего что-то из песен именинника. День Рождения же!

И еще один шумный проект с участием Митяева привел меня в совершеннейший восторг. Причем, проект, сделанный не так и давно, в 2015 году. Ну, то есть он делался много лет, и фрагменты звучали и раньше, но закончен этот проект целиком именно в 2015-м. Это замечательная работа великого Давида Тухманова на стихи еще более великого Пушкина. Называется это «Литературно-музыкальное признание «Да здравствуют музы». И Олег Митяев показал себя в этом проекте и замечательным певцом, чего о нем просто слушая его песни сказать трудно, в них нет для такого утверждения оснований просто, и отличным актером и чтецом.

В день рождения Олега Григорьевича я бы хотел показать вам аж два номера из этой программы, но один из этих номеров вошел в прошлую статью о юбилее редактора Бард-радио Александра Тихонова. Не стоит в двух текстах подряд ставить одно и то же видео. Но сольная песня Митяева из этой программы сама по себе демонстрирует все, о чем я только что рассказал, и чем по-настоящему восхищен.

Знаете, конечно, ко Дню рождения такого суперзнаменитого мэтра авторской песни можно было бы зарядить и побольше концерт, и наговорить побольше добрых и не слишком добрых слов. О Митяеве можно и так и этак. Но статья же не может быть бесконечной. Вы и сами устанете тогда читать и слушать. Под занавес я хочу сказать пару важных для меня мыслей об Олеге Григорьевиче, и не просто сказать, а и проиллюстрировать соответствующими песнями. Первая из этих мыслей – то, что Митяев, несмотря на неоднозначное отношение к нему бардовской общественности как был, так и остается народным бардом. Об этом говорит то, что он – один из редких авторов, на кого по сей день активно пишутся пародии. Друзья, это – признание. Мой старый приятель пермский автор Стас Смолин настрогал около десятка пародий. Сначала как на Олега, потом и как на Олега Григорьевича. И, по-моему, в загашнике еще есть пара не законченных опусов. Это только у нас. На самом деле я знаю десятка три разного качества пародий, которые довольно активно ходят по фестивалям. Ну а Митяев, как человек, которого Бог чувством юмора точно не обделил, время от времени позволяет себе эти пародии на самого себя исполнять в собственных концертах. Есть слух, никем не проверенный, но упорно распространяемый, что даже и смолинское хулиганство, написанное на известную «Актрису» он в одном из телевизионных концертов пел на всю страну. Я бы не удивился, тем паче, что на премьеру этой песни в нашем Бард-кафе нечаянно угодил Константин Тарасов, и потом попросил запись песни ему переправить. Я переправил, конечно. Могло дойти и до Митяева. Видео этой песни у меня нет. Его вообще нет в природе похоже, но вот пародию на другую песню «Лето – это маленькая жизнь», как-то понадобившуюся мне для статьи о самом Смолине я кое как собрал на коленке из фоток. Так что пародия на Митяева в исполнении ее автора Стаса Смолина вашему вниманию. Это можно рассматривать и как наш пермский подарок Митяеву на ДР. Он точно оценит. Он такие вещи вообще ценит.

И последняя, но весьма важная мысль об имениннике. Да, он неоднозначен. Да, он намеренно прекратил свою первую жизнь в авторской песне и, переродившись в нечто другое, начал вторую, которую живет сейчас. Да, бардовская общественность надулась и отвернулась от именинника в массе, почитая такое перерождение предательством. Но разве это действительно было предательство? Я-то уверен, что нет. Да и по факту тоже ведь нет. Вторая жизнь Олега Митяева не менее бардовская, что и первая. Больше того, он же в меру сил и возможностей постарался максимально укрепить авторитет нашей песни там, куда нам-то самим ходу нет. Конечно, в этом есть некоторая доля попсовости, но ведь там, куда нам ходу нет, без этого и слова не скажешь. Но само стремление и его реализация все равно заслуживает уважения. А уж некоторые его песни, написанные уже после перехода во вторую жизнь, посвященные нам с вами, резко разлюбившим его когда-то, засуживают и не уважения даже, они так хороши, что просто не позволяют выбросить его творчество из своей души. И большая просьба, друзья - поздравьте Олега, забудьте вы свои придуманные недовольства и обиды. Просто поздравьте. Не обязательно вслух или письменно, это не принципиально. В собственной душе поздравьте. Он таких поздравлений, ей Богу, заслужил.