Одной из самых опасных тенденций последних лет являются попытки обелить военную машину Третьего рейха от военных преступлений Второй мировой войны. В ООН против резолюции против героизации нацизма голосуют уже не две страны как раньше, при паре десятков стыдливо воздержавшихся, а вся новая западная коалиция из 51 государства, чудесным образом состоящая из участников "оси", их сателлитов и помогаек, а также примкнувших к ним разработчиков плана "Немыслимое".
В режиме реального времени на территории многих из этих стран проводятся парады эсэсовцев, сносятся и подвергаются осквернению памятники и могилы советских солдат-освободителей, переписывается история Второй мировой войны для народных масс, где единственными спасителями мира выступают США и Великобритания.
В этой ситуации образ гитлеровского солдата нужен максимально положительным, ибо цели полностью совпадают. Из той же Википедии вымарываются самые страшные преступления фашизма, количество жертв уменьшается до приемлемых и скромных размеров, а исполнители выводятся из-под ответственности. "Они просто были солдатами, они просто выполняли приказы". Если б не идеология Холокоста, армия Гитлера давно бы была реабилитирована.
О страшном стараются не напоминать. Потом уходят люди, которые это пережили и видели своими глазами. Потом постепенно стирается память... А потом зло возвращается. Сначала прикрытое маской фальшивого гуманизма (не все же были плохими, некоторые шоколадки раздавали, "это были невинные жертвы войны"(с)...), в кинофильмах появляются добрые эсэсовцы на фоне злобных "komissarov" и "nkvd. А затем про "сталинхужегитлера" и "пилибыбаварское". С этого момента отсчет до новой мировой бойни пошел.
На фоне всей грязной немецкой военной машины и до того было одно белое пятно. Кригсмарине считалось крепостью рыцарского духа и безупречным хранителем воинской чести, даже на фоне "невиноватого" вермахта.
На скамью подсудимых в Нюрнберге попали оба гросс-адмирала, Дёниц и Редер. Но, благодаря позиции наших недавних союзников, Кригсмарине, как и вермахт, не были признаны преступными организациями, а оба деятеля в 1955-1956 годах были освобождены из тюрьмы.
Однако на белоснежных кителях рыцарей Кригсмарине полно кровавых пятен.
Считается, что Кригсмарине- военная структура рейха, наименее подвергшаяся влиянию национал-социализма. Но на практике разница практически неразличима.
Для третьего рейха характерно одно правило- чем дальше на восток, тем более бесчеловечными становятся последствия нацистской оккупации. Если во Франции, Дании, Норвегии и Бенилюксе продолжалась нормальная "мирная жизнь", то Польша, Югославия, Греция, оккупированные территории СССР, испытали "новый порядок" по полной программе. На море было примерно также.
Но море хорошо хранит свои тайны. И часто все, что случилось в океане, остается в океане.
Некоторые трагедии, тем не менее, становятся известны.
20 января 1941 года был выдан заказ на постройку большой океанской подводной лодки типа IX D2.
Эта были подводные лодки специальной версии типа IX с увеличенной дальностью и с буксируемым роторным Focke-Achgelis Fa 330 Bachstelze (одноместный автожир- кайт с трехлопастным ротором), который позволял увеличить горизонт обзора с 5 миль (из рубки) до 25 миль.
Заложили ее 15 апреля 1942 года на верфи DeSchiMAG AG Везер, Бремен под строительным номером 1058, на воду спустили 28 января 1943, а 15 июня 1943 она вступила в строй как U-852. Первым командиром ее стал капитан-лейтенант Хайнц-Вильгельм Экк (иногда пишут Эк).
До 31 января 1944 года лодка находилась в составе 4-й учебной флотилии. 1 февраля 1944 года ее перечислили в 12-ю флотилию.
U-852. DeSchiMAG AG Везер, Бремен, заводской № 1058. Заложена 15 апреля 1942. Спуск на воду 28 января 1943. Готова 15 июня 1943. Выведена из состава флота 3 мая 1944.
Водоизмещение надводное 1 616 тонн, подводное 2 150 тонн или
1610 тонн(1580 длинных тонн ) и 1799 тонн (1771 длинная тонна). Длина наибольшая (по КВЛ) 87,58 м, 68,50 м прочный корпус. Ширина корпуса наиб. 7,50 м и 4,40 м прочный корпус. Высота 10,2 м. Средняя осадка (по КВЛ)5,4 м
Силовая установка- дизель-электрическая, дизели 2 x 2 200 л. с.(9000 л.с.); электродвигатели 2 x 500 л.с. 2 вала. Скорость (надводная)19,2-20,8 узла. Скорость (подводная) 6,9 узла. Предельная глубина погружения 230 метров. Автономность плавания 23 700 миль на 12 узлах или 12 750 морских миль при скорости 10 узлов, 57 миль на 4 узлах под водой. Экипаж 66 или 55-63 человека
Вооружение- 1 x 10,5 cm L/45 SK C/32(150 снарядов). Минно-торпедное
вооружение 6 TA (четыре носовых, два кормовых) калибра 533 мм (24 торпеды или 48 мины). ПВО 1 x 3,7 cm Flak, 1 x 2 cm Flak или 1 × 3,7 см (1,5 дюйма) SK C/30, 2 × 2 см (0,79 дюйма) C/30
Хайнц-Вильгельм Экк (27 марта 1916 — 30 ноября 1945) служил в Кригсмарине с 1934 года и 15 июня 1943 года получил свою первую лодку. Это была злополучная U-852.
18 января 1944 года лодка вышла из Киля в свой первый поход, она должна была обойти Африку и выйти в Индийский океан. Цели похода и направление сохранялись в атмосфере повышенной секретности.
Лодка должна была дойти до Пенанга и войти в состав группы "Monsun" для действий на Дальнем Востоке.
Перед первым самостоятельным походом Экк прошел несколько инструктажей от опытных ветеранов-подводников. В частности, капитан А. Шнее обратил внимание Экка на то, что в Южной Атлантике (особенно между Фритауном и островом Вознесения) долго сохраняются следы потопленных судов и по ним легко обнаруживаются с воздуха немецкие подводные лодки, только лодок типа IXD2 в этом районе было потеряно четыре.
«Зона Южной Атлантики очень трудна для нас». Приказ штаба : поражать, «не оставляя следы»
Фрегаттен-капитан Г. Хесслер подчеркнул, что Экк должен избегать всего, что могло вызвать внимание врага.
И наконец, корветтен-капитан К. Х. Мёле привел эпизод потопления судна «Laconia», когда командир подлодки U-156, В. Хартенштайн, занялся после торпедирования судна спасением экипажа и пассажиров, что закончилось бомбардировкой с американского самолета и повреждением лодки.
Таким образом, молодой морской волк был снабжен всем опытом подводников Кригсмарине. Вскоре ему пришлось применить этот опыт на практике.
Лодка обошла Шотландию с севера, вышла в Северную Атлантику и, повернув на юг, взяла курс к берегам Западной Африки. Через 2 месяца похода, в режиме радиомолчания, всплывая по ночам для зарядки батарей, немцы добрались до экватора.
13 марта 1944, в 500 милях севернее острова Вознесения и в 700 милях южнее Фритауна, немецкая подлодка встретила одинокое судно. Это был греческий пароход «Пилевс». «Пилевс» в балласте совершал переход из Алжира, через Фритаун, в Буэнос-Айрес. Капитан-Минас Маврис, в составе экипажа 18 греков, 8 англичан, 3 китайца, 2 египтянина, 4 других национальностей, но по другим данным на борту было 39 членов экипажа.
Два с половиной часа шла погоня. В 19-40 лодка вышла на позицию и выпустила две торпеды из носовых торпедных труб.
Вахтенный, старпом «Пилевса» Антонис Лёсис, заметил две торпеды по левому борту и дал команду на изменение курса, но развернуться пароход не успел.
Первая торпеда поразила «Пилевс» в трюм № 2, вторая в кормовой трюм № 3. Судно затонуло в течение нескольких минут. У экипажа не было времени даже надеть спасательные жилеты.
«Взрыв был очень впечатляющим».-Экк.
Выжившие ( около десятка) держались за спасательные плоты, а некоторые даже успели на них забраться, получилось это и у Лёсиса с матросом Димитриосом Константинидисом.
На мостике лодки в это время командир Экк и лейтенант Герхард Кольдитц изучали последствия взрыва своих торпед. Экк вызвал стармеха Ганса Ленца, владевшего английским, наверх и приступил к допросу. На носу подлодки были Ленц и второй помощник Август Хоффман. На ближайшем плоту находились второй помощник греческого парохода Агис Кефалас, моторист Ставрос Сойас, моряк Пьер Ньюман (его у греков называют русским) и кочегар китаец. Кефаласу приказали подняться на лодку для допроса. Когда Кефалас сообщил данные судна и маршрут, немцы пообещали ему спасение британскими кораблями и вернули на плот. Результаты допроса доложили Экку.
На мостике лодки было пятеро немцев- Экк, лейтенанты Кольдитц и Хофманн, механик Ленц и врач Вайспфенинг. Экк сообщил офицерам, что место гибели судна будет обнаружено патрульными самолетами не позже следующего утра, лодка даже на максимальной скорости не успеет уйти дальше 200 миль и будет обнаружена. Поэтому Экк приказал ликвидировать все следы потопления парохода.
Кольдитц и Ленц пытались протестовать, но командир был непреклонен.
В 20-00 лодка вновь подошла к спасательным плотам. У правого пулемета встал Вайспфениг и по команде Экка начал стрельбу. Д. Констанидис был убит, а Лёсис упал вниз и попытался прикрыть голову.
Вскоре пулемет заклинило и исправлять его пришлось Хоффману. Но врач не стал возвращаться к пулемету. Так как плоты остались на плаву, Экк приказал включить прожектор, обнаруженных моряков расстреливал Хоффман. Но дело шло медленно. Хоффман предложил задействовать 37 мм пушку, другие офицеры- 105 мм, а Экк настоял на спаренных 20 мм зенитках. Это сильно не помогло и Экк приказал использовать гранаты. Тремя гранатами удалось убить двух моряков, ранить в руку Агиса Кефаласа, в плечо и спину Лёсиса. Кефаласу удалось вплавь добраться до плота Лёсиса.
В полночь Кольдитц сменил на вахте Хофманна, вместе с ним на мостик поднялся матрос-оберефрейтор Вольфганг Швендер, которого и озадачили добивать плоты из пулемета. Но пулемет заклинило на первой же очереди и матроса сменил Ленц.
К 1-00 ночи прошло уже пять часов неравного боя. Таран, пулеметы, спаренные зенитки, гранаты... ничего не помогло окончательно решить проблему, изрешеченные плоты оставались на плаву, пробка уверенно держала удар.
Тут у Экка сдали нервы и он приказал сворачиваться. Лодка на максимальной скорости ушла на юг, к западному берегу Африки, оставив на плоту четырех раненых.
Им пришлось ждать 39 дней. 20 апреля 1944 года они были обнаружены португальским пароходом «Alexander Silva». Трое были живы (Антонис Лёсис, Димитриос Аргирос и Рокко Саид). Агис Кефалас умер на плоту через 25 дней после гибели судна.
«Alexander Silva» доставил их в порт Лобиту ( Ангола) через неделю, там впервые англичане узнали о инциденте. Трое выживших письменно изложили детали преступления.
В расстреле греческих моряков приняли участие судовой механик Ханс Ленц; судовой врач Вальтер Вайспфениг; старший помощник Август Хофманн; срочнослужащий механик Вольфганг Швендер. Командир контролировал выполнение приказа, остальная часть команды находилась внутри лодки.
Экку пришлось сообщить остальному экипажу о расстреле греков, несмотря на призывы мстить за бомбардировки союзниками немецких городов, морально-психологическое состояние экипажа было подорвано.
«У меня сложилось впечатление, что настроение на борту было довольно удручающим, — сказал позже Экк. — Я сам был в том же настроении»
Согласно немецким архивам лодка соблюдала радиомолчание до 4 апреля. Но 15 марта Экк радиограммой все-таки сообщил командованию о потоплении «Пелевса». Британцы же с 30 марта зафиксировали сигналы немецкой подводной лодки к северо-западу от Кейптауна.
1 апреля у Кейптауна в 10 милях юго-западнее Кейп-Пойнта потопила еще одно судно, британский транспорт «Дагомиан»(«Dahomian»,5277 брт). Погибли два члена экипажа, 49 спаслись благодаря двум австралийским тральщикам (вооружённым китобойным судам). В этот раз Экк не останавливался, чтобы "убрать за собой". Вторая победа несколько подняла дух экипажа.
Поход U-852 оказался недолгим. На ее счету так и осталось два потопленных торговых судна (9972 брутто-тонн ).
4 апреля сигнал лодки был перехвачен британцами, она была обнаружена в 150 милях восточнее мыса Игольный. В районе патрулировали 9 фрегатов, эскортные авианосцы HMS Begum и HMS Shah, а также самолёты с баз на атолле Addu (Сиину) и острова Диего-Гарсия.
30 апреля 1944 года ее обнаружил на подходе к мысу Гуардафуи южнее Аденского залива бомбардировщик Vickers Wellington из Адена.
На рассвете 2 мая шесть «Веллингтонов» 621-й эскадрильи из Адена сбросили 6 глубинных бомб на подлодку, которая шла в надводном положении. Было повреждено зенитное 37-мм орудие и корпус. Лодке удалось погрузиться, но через 15 минут она всплыла, из повреждённых аккумуляторных батарей началась утечка хлора.
Бомбардировщики атаковали повторно, при этом были убиты 2 члена экипажа, включая старпома Кольдитца. Спасти лодку было уже невозможно и Экк решил выброситься на сомалийский берег, взорвать лодку и спасти экипаж.
Уклоняясь от бомб, U-852 3 мая села на на мель в Арабском море, у восточного берега Сомали на коралловом рифе ( 9°32′N 50°59′E ), примерно в 20 км (12 милях) от берега. Взорвать корабль не удалось. Погибло семь немцев, остальные 58 или 59 добрались до берега, где были захвачены в плен бойцами Верблюжего корпуса Сомалиленда и ополченцами. Пленных передали британским властям.
Тем временем на брошенную лодку высадилась британская абордажная группа, среди трофеев оказался журнал военных операций (KTB, Kriegstagebuch) Экка и Fa 330 Bachstelze. И то и другое англичане тщательно изучили.
По состоянию на 2021 год остов лодки всё ещё виден над водой на месте гибели.
«Пилевс»«Πηλεύς» (построен как «Egglestone»). W. Gray and Co, West Hartlepool, Англия. Спущен на воду. Введён в эксплуатацию 1928. Владелец- Nereus Steam Navigation company(Lemos C. M. & Co) , судно приобретено на стапеле. Переименовано в «Пилевс» в честь мифического царя острова Эгина Пелея, отца Ахилла. После подписания в январе 1940 года правительством еще нейтральной Греции Военного торгового соглашения (War Trade Agreement) с Великобританией находился под фрахтом британского правительства и работал в основном в южной Атлантике.
Вместимость 4695 или 4965 регистровых тонн. Экипаж 35 человек.
В июне 1944 года командование Королевского флота решило судить Экка и других участников расстрела, про которых было подробно указано в КТВ. Суд отложили до конца войны.
Дело «Экка — Пилевса» (Eck-Prozess) было классифицировано как «совершенно секретное». Экк и 4 члена его экипажа в октябре 1945 года предстали перед британским трибуналом в Гамбурге, за нарушение законов войны и за убийство членов экипажа торпедированного судна. Экк утверждал, что приказал расстрелять только плоты, ибо не видел никого из греков. Он также заявил, что не приказывал расстреливать выживших.
Все подсудимые были признаны виновными.
Интересно, что сторона защиты пыталась выставить своего свидетеля, контр-адмирала Карла Шмидта , командира эсминца Z-12 Erich Giese, который был потоплен 13 апреля 1940 года. Тогда 200 выживших немцев были расстреляны британским эсминцем в воде и на плотах. Согласно английской версии тот расстрел был мотивирован «операционной необходимостью», с целью помешать немецким морякам выбраться на берег и соединиться с немецкими войсками в Нарвике (Норвегия). Трибунал отказал в вызове свидетеля.
30 ноября 1945 года Экк, Хоффман и врач Вальтер Вайспфенниг были приговорены к расстрелу. Ленц и Швендер были приговорены к длительному заключению. 29-летнего Экка обвинили в отдаче преступного приказа, Хоффмана и Вайспфенига как исполнителей, причем Вайспфенигу, по Гаагской конвенции вообще было запрещено применять оружие даже во время боевых действий. Ленц, получил пожизненное заключение, так как сопротивлялся приказу и написал чистосердечное признание. А Швендер получил только 7 лет тюрьмы, он просто выполнял приказы. Ленца и Швендера через несколько лет освободили, одного в 1951, а другого в 1952 году.
Приговором все не закончилось. Почти сразу погибли двое юристов, защищавших немецких подводников. Доктор Пабст свел счеты с жизнью, а доктор Тодсен погиб в автокатастрофе при столкновении с британским военным автомобилем. Оба случая расследовались британской военной полицией и ее доклады засекречены.
Потопление «Пилевса» и последовавшие события стали основой романа английского новеллиста Gwyn Griffin (1922—1967) An Operational Necessity (Операционная необходимость).
Наиболее подробно дело «Пилевса» исследовано в греческой историографии. Самое авторитетное исследование принадлежит перу греческой писательницы и морского историка (sic!) Кристи Эмилио Иоанниду.
Греческие историки рассматривают инцидент как результат крайней некомпетентности Экка.
К началу Второй мировой войны греческий торговый флот был на четвёртом месте в мире. Большей частью он перешел на службу Британии. Всего за время войны немецкими подлодками были потоплены 124 греческих торговых судна. Из 19 000 греческих торговых моряков 4000 погибли, в основном в результате торпедирования их судов, 2500 остались инвалидами.
Первое время немцы соблюдали правила и этику морской войны.
3 октября 1939 года греческое судно «Диамантис» (капитан Панагос Патерас) было остановлено подлодкой U-35, под командованием Вернера Лотта, в 40 милях от островов Силли. «Диамантис» шёл в Англию, с грузом 7700 тонн марганцевой руды. Груз из нейтральной тогда Греции предназначался для Британии, и судно было «законной целью». «Диамантис» стал первым греческим судном, потопленным немецкой подлодкой, но при этом Лотт принял греческих моряков на борт лодки и высадил их в бухте деревушки Вентри, графство Керри нейтральной Ирландии.
Греческий пароход «Иоанна» был остановлен 1 июня 1940 года подлодкой U-37, в 180 милях от испанского порта Виго. Экипажу было приказано покинуть судно, которое затем было потоплено.
Греческий пароход «Адамастос» был остановлен 1 июля 1940 года в Северной Атлантике подлодкой U-14. Пароход был потоплен. Экипаж был оставлен в шлюпках в 500 милях от суши, но не был расстрелян.
Но со временем рыцарство немецких подводников проявлялось все реже и экипажи греческих судов гибли чаще. Другое дело, что часто и рассказать об этом было уже некому.
Экк же, по простоте душевной, не только не довел дело до конца, но и подробно занес все в КТВ, а потом еще и мучился муками совести.
Мадам Иоанниду считает, что в данном случае сыграло отсутствие у Экка реального боевого опыта и опыта командования кораблем. Само торпедирование "грека" особого смысла не имело, небольшой сухогруз шел пустым и в нейтральную страну.
Командир U-852 неправильно оценил обстановку и совершил ряд ошибок. Это было результатом плохого оперативного планирования или его слабой подготовки и отсутствия четких инструкций насчет полученного им приказа «не оставлять следы». В результате, с точки зрения военной целесообразности, Экк истратил боеприпасы, потерял время, уронил моральный дух экипажа, и при этом не добился ликвидации угрозы утечки информации. Поразила даму и потрясающая безграмотность командира и экипажа немецкой подлодки в отношении спасательного оборудования и материалов, из которых оно изготавливается.
Странный повод для гордости, но греки считают, что командир подводной лодки U-852 стал единственным командиром германского подводного флота, расстрелянным за военное преступление на море.
У нас некоторые историки считают дело «Пилевса» единственным документально зафиксированным случаем военного преступления со стороны гитлеровских подводников. Но это явно не так. В истории остались и другие преступления рыцарей папаши Деница. Немецкие моряки и подводники совершали и более серьезные преступления. О них будет отдельно.
Кроме этого, наверняка существуют многочисленные инциденты, где море смыло все следы, а записи преступлений либо ушли на дно океана вместе с преступниками, либо вообще не были зафиксированы в письменном виде.
Естественно,скелеты в шкафах есть у всех, например англичане- те еще "законники".
В целом, как и вермахт с люфтваффе, Кригсмарине полностью замазано в военных преступлениях, даже с учетом того, что океан часть из них до сих пор надежно хранит.
Большая просьба не забывать ставить лайки, алгоритмы платформы их учитывают при продвижении канала.
➤Теперь и телеграмм-канал !
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник
Флоты холодной войны. 1946-1991. Справочник
Флоты однополярного мира. 1991-2036. Справочник
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам