Организовать продажи на маркетплейсе можно двумя основными способами - в зависимости от организации фулфилмента (хранение, упаковка, доставка товаров покупателю).
Продавец может самостоятельно нести складские расходы - система FBS (Fulfillment by Seller) или передать их онлайн-площадке - система FBO (Fulfillment by Operator). При этом и Продавец, и онлайн-площадка могут передать фулфилмент на аутсорс. Тогда хранением и подготовкой к отправке занимается сторонняя компания.
преимущества FBO:
- поставщик не занимается организацией работы собственных складов, использует сеть складов Вайлдберриз в любом количестве и в любых регионах;
- может разместить товар на нескольких складах маркетплейса в разных регионах, что существенно ускоряет доставку товара до покупателя;
- исходя из твердых тарифов маркетплейса заранее может просчитать свои расходы на логистику, а значит, может более точно управлять ценой.
FBO минусы:
- вывод в онлайн магазин нового товара может привести к существенному росту складских расходов - плата за хранение начисляется ежедневно, и если товар плохо продается, плата за хранение существенно увеличивается;
- поставку новогодних и других сезонных товаров нужно планировать за 2-3 месяца, иначе на склад будет не пробиться;
- приемка товара происходит до 10 дней, иногда поставку или её часть могут потерять, повредить упаковку, товар приходится искать в обезличке.
Достоинства FBS:
- продавцы, которые хранят товары на своем складе, уверены в сохранности упаковки, показывают товар покупателю сразу, как завели карточку;
- можно смело тестировать на онлайн площадке новинки. Если товар “не пошел”, можно оперативно избавиться от него;
- карточку с плохими отзывами можно отправить в архив, и продавать тот же артикул с новой карточки
Минусы в работе по FBS:
- чтобы работать со своего склада, поставщику нужны сотрудники, складские помещения, материалы для упаковки, оборудование для печати этикеток, компьютерная техника, специализированные учетные программы и др.;
- продавцу необходимо вовремя подвозить товары на склад площадки, чтобы избежать штрафа.
Иногда самой выгодной стратегией может стать комбинирование обеих схем работы. Например, товарами с хорошей оборачиваемостью торговать на FBO, а новые товары, или товары, закупаемые небольшими партиями тестировать по FBS. Или в своем регионе торговать со своего склада, а для отдаленных регионов - пользоваться услугами онлайн-площадки. Расчет торговых издержек при разных способах организации фулфилмента позволит выбрать оптимальный вариант продаж на маркетплейсах.