В интервью с юной челнинской спортсменской и ее отцом говорим, как развивается фигурное катание в автограде, как спортсмены психологически настраиваются на соревнования и возможно ли выйти на мировой уровень, тренируясь на периферии.
С 10-летней Полиной Гоголевой, юной фигуристкой, которая уже более шести лет занимается данным видом спорта, мы встретились на соревнованиях «Кубок Челнов». Девочка до и после интервью почти бежала, чтобы посмотреть, как катаются её подруги по группе. Смотря через ограждение на прокаты, с искрой в глазах Полина рассказывала, как даже упав, можно получить максимум баллов. Секрет прост - нужно наслаждаться фигурным катанием, улыбаться во время выступления.
Пока фигуристка на льду, мы пообщались с ее отцом Андреем Гоголевым о том, как все начиналось и как развито фигурное катание в Челнах.
— Какие факторы повлияли на выбор отдать Полину именно на фигурное катание? Были ли альтернативные варианты?
— Предложила отдать Полину на фигурное катание наша бабушка. Ей нравится данный вид спорта. Я изначально не думал о том, чтобы отдавать ребенка на какие-либо занятия, но согласился и теперь очень даже рад этому.
— Насколько я знаю, ваш младший сын также занимается фигурным катанием?
— Младшего мы на фигурное катание отдали больше для того, чтобы он научился кататься на коньках. Планируем в дальнейшем перевести его на хоккей. Мой сын хочет заниматься хоккеем, и я его желание поддерживаю.
— Во сколько лет Полина пошла на фигурное катание? Как прошло первое занятие?
— Спортшкола принимает детей с четырех лет. Им сразу надели коньки и сказали, чтобы те без какой-либо помощи ходили от борта к борту. Они занимались так в течение месяца, и потом уже начались продвижения в обучении – дети начинали скользить. За один год они научились кататься.
— Сложно ли было Полине учиться?
— Скорее нет, чем да, потому что ей все нравилось. Она, глядя на девочек постарше, хотела уже научиться сложным элементам. У Полины сразу появилось желание и не угасало, поэтому не возникало желания бросить заниматься фигурным катанием.
— Далеко ли добираться до спортшколы, хватает времени забирать и отводить дочь?
— Челны – город относительно небольшой, поэтому мы не чувствуем проблем с тем, как добраться до спортшколы. Если сравнивать с той же Казанью, где если ты живешь в другом районе, то порядка двух часов уходит только на дорогу. У нас же тут все близко и дискомфорта нет. Моя работа позволяет заниматься с детишками, возить их на тренировки и уделять этому время. У нас также хороший тыл в лице бабушки и дедушки, которые могут отвезти ребенка, когда мы заняты. По возможности я всегда стараюсь привезти и отвести Полину и во время тренировок заниматься своей работой. Грубо говоря, тренировка на льду у нас проходит час. Помимо этого, ведут тренировки в хореографическом зале примерно столько же. Таким образом, привозя ребенка на тренировку, у меня, как правило, есть двухчасовая пауза. Я достаю ноутбук и занимаюсь своей работой.
— Увеличивается ли количество часов и занятий при подготовке к соревнованиям?
— Я бы не сказал, что спортсмены так пристально готовятся к стартам. Пять раз в неделю они ходят на тренировки и два часа занимаются на льду и в хореографическом зале.
— Ездите ли вы вместе с дочерью на соревнования?
— Да, в год мы примерно 10 раз выезжаем на соревнования. В министерстве спорта в Казани есть отделение фигурного катания, где составляют календарные турниры на весь год. То есть уже в начале года известно, где, когда и какие соревнования пройдут. По Татарстану очень развито фигурное катание и соревнования проходят практически каждую неделю. Или в Казани, или в Челнах, или в поселках городского типа.
В большинстве городов, таких как Бугульма, Альметьевск, Нижнекамск, Заинск, Мамадыш, Кукмор есть ледовые дворцы и практически в каждом есть секции фигурного катания. Регулярно проводят соревнования в Мамадыше, Заинске, Чистополе, но большинство, конечно, в Казани. Проблем у нас с тем, чтобы добраться нет. В другие города мы не ездим, потому что нам этого достаточно.
— Кто спонсирует поездки на соревнования?
— Взносы на соревнования, дорогу оплачиваем мы. Все, что связано с соревнованиями, лежит на родителях. От нас вся инициатива.
— Поддерживают ли в Челнах фигурное катание?
— Я бы не сказал, что фигурное катание в нашем городе не популярное. Например, по Казани в виду того, что наши российские спортсмены в лидерах на соревнованиях мировых уровней, будь это Чемпионат мира или Олимпиада. Соответственно, девочки и мальчики, которые занимаются, видят все эти победы, сумасшедшие вращения, четверные прыжки. Для них это является большим стимулом, чтобы заниматься. Фигурное катание на достаточно высоком уровне в Казани, так как там очень много школ. В Челнах три ледовых дворца и для полумиллионного города это неплохо. Говорят также, что хотят в Замелекесье открыть четвертый. (В 2019 году мэр города анонсировал, что появится крытый круглогодичный ледовый дворец, пока в микрорайоне залит только каток - Ред.). Это будет большим плюсом для развития. Нужно сначала добраться до уровня кандидата мастера спорта, чтобы тебя заметили и выдвинули на республиканские соревнования. Просто так нам нельзя поехать и выступать на таких крупных мероприятиях. Здесь идет разделение разрядов – юношеский, спортивный и кандидаты мастера спорта (или плюс международного класса). Хотелось бы отметить, что в Казани есть школа олимпийского резерва РОСДСШОР. Там работают очень опытные преподаватели и, возможно, оттуда идет кузница кадров для соревнований общероссийского масштаба.
— Были ли случаи, что до такого уровня доходили челнинские фигуристы? Может быть, ваш тренер рассказывала?
— Скорее нет, чем да. Я хочу сказать, что, несмотря на то, что мы занимаемся регулярно и уделяем по два-три часа тренировкам, этого недостаточно, чтобы добиться высоких результатов. В таком случае нужно быть фанатом фигурного катания и заниматься гораздо больше. Взять школу наших чемпионов Этери Тутберидзе, я уверен, что дети там занимаются не по два-три часа, они гораздо больше времени отдают спорту. Это такая рутина, и, если ребенок справляется, он будет вознагражден высокими достижениями или пьедесталом. Необходимы очень упорные тренировки. Полина может быть и не справилась бы с такой нагрузкой, поэтому нам достаточно того, что есть сейчас. Если ставить такую цель, объем внимания к фигурному катанию будет гораздо больше. И тут только один вопрос – хотим ли мы этого? Нужно во многом ограничить себя и ребенка. Нам нравится то, что происходит сейчас.
— Лично вы, как думаете, возможно ли из Челнов выйти на республиканский или даже мировой уровень?
- Возможно, если посвятить всего себя. Есть такие дети, которые спят с коньками под подушкой и живут фигурным катанием. Они в любом случае найдут время и место для дополнительных тренировок. К примеру, даже на улице. Не хватило тебе занятий в зале, пожалуйста, выходи и тренируйся на открытом катке. Раньше так и тренировалась наш тренер, ведь не было крытых катков. Первый ледовый дворец в городе открылся в 2005 году (Ледовый «КАМАЗ», где занимается Полина и её младший брат открыли в прошлом году - Ред.). До этого времени занятия по хоккею и фигурному катанию проводили под открытым небом.
Такие дети все равно выделяются среди других даже на тренировках. Начинали они с одного уровня, а в процессе тренировок все равно видно, у кого искра в глазах и кто старается. Грань между любительским и профессиональным катанием выражается в результатах, разрядах. Кто-то в юношеском разряде, а кто-то уже ушел в спортивный. Но при этом они все вместе занимаются и дополнительных индивидуальных занятий ни с кем не проводят.
— Как вы оцениваете работу тренеров и в целом спортшколы?
— У нас хороший преподавательский состав. Тренеры с самого детства занимались фигурным катанием, участвовали в соревнованиях и до сих пор занимаются данным видом спорта, но в качестве тренеров. И, несмотря на то, что им уже за 40 лет, они ведут преподавательскую деятельность довольно-таки успешно, детям нравится с ними заниматься.
— Выступление на серьезных соревнованиях - это большая ответственность для ребенка. Помогаете ли вы как-то справиться Полине с психологическим давлением, волнением, стрессом перед выходом на лед?
— Время перед стартом очень важное. Тренер всегда настраивает ребенка, за 20-30 минут до выхода на лед проводят тренировку и тренер дает установку фигуристу. К примеру, даже запрещают смотреть на выступления конкурентов, так как можно перегореть. Поэтому лучше хорошо выступить и после своего проката посмотреть на других девочек. Я люблю говорить так – тяжело на тренировках, легко на соревнованиях. Мне всегда нравится, как моя дочка выступает, она как артистка на льду. Для меня фигурное катание – симбиоз танцев и сложных акробатических элементов. Можно выразить себя и профессиональным скольжением, агрессию выплеснуть в прыжке, показать красивое вращение. Можно рисовать картины: например, узоры на льду от катания. Кто-то даже подпевает на льду, я замечал за девочками.
Таким образом, можно почувствовать себя, скажем так, певцом. Это и есть фигурное катание, когда нет рамок и ребенок выражается с помощью коньков и льда. Это и танец, и пение, много чего другого. Я однажды спрашивал на камеру у детей: «Что для них фигурное катание?». Ответили 15 человек и у всех ответы были разные.
— Получала ли Полина травмы? Был ли в этом случае вопрос о прекращении занятий? Сталкивались ли вы с эмоциональным выгоранием у ребенка?
— Как-то за день до соревнований Полина сломала мизинец, когда отрабатывала прыжки без коньков. Но мы быстро восстановились. Не было никогда такого, что «Полина, бросай все». Будем продолжать и ни шагу назад, ни шагу на месте.
У одной девочки из группы случился перелом ноги. Она восстановилась за год, догнала и даже перегнала всех.
— Как Полина справляется с поражениями или неудачами?
— В последнее время все стабильно. В более юном возрасте были и слезы от неудач. Сейчас все отражается на тренировках – если она хорошо делает на тренировках, она также сделает и на соревнованиях. Больше внимания уделяем тренировочному процессу, - говорит отец и к нам присоединяется сама фигуристка.
— Полина, что ты чувствуешь выходя на лед?
— В первое время я иногда думала, что упаду. Но потом все начало получаться и страх ушел. Мне всегда поскорее хочется сделать прыжок. Мне они больше всего нравятся, я недавно выучила лутц. Это нужно назад ехать, сделать наружное ребро - там тяжело развернуться потом - мах и прокрутиться два оборота.
— А что дается тяжело?
— Вращения с прыжком, - улыбается.
— Почему именно фигурное катание?
— Сначала меня водили на танцы, но потом поставили на фигурное катание. Мне так понравилось на занятиях, что я не захотела возвращаться на танцы.
— Опиши свой будний день с учетом тренировок.
— Я учусь в первую смену и иду на тренировки сразу после школы. Потом делаю домашние задания и, когда остается время, плету из бисера фигурки, браслеты и колечки. Это мое хобби.
— А сколько детей в твоей группе?
— Где-то 10-11. Девочек много, а мальчиков всего трое.
— Тяжело ли совмещать занятия со школой?
— Немного тяжело. Отнимает много времени подготовка к соревнованиям, потому что занятия длятся дольше и чаще. Я часто отпрашиваюсь со школы на старты, но в школе относятся с пониманием.
— Есть у тебя некая, может быть, зависть, что многие твои ровесники смотрят мультики по вечерам и гуляют во дворе с ребятами, пока ты готовишься к серьезным соревнованиям день и ночь?
— Иногда меня друзья зовут гулять, а я еще на льду. Но мне не обидно, когда есть время, мы гуляем. Во время подготовки к соревнованиям мы еще меньше видимся со школьными друзьями. Но они меня поддерживают, хвалят, когда я показываю им видео с выступлением, говорят «Молодец!».
У меня также в ледовом есть подруги. Бывает, я делаю уроки дольше, потому что Саша (младший брат) отвлекает. Ему скоро шесть лет будет, он тоже занимается фигурным катанием, но в семь лет перейдет на хоккей.
— В твоей школе знают, что ты фигуристка? Помогают ли тебе с учебной нагрузкой, если нужно уехать на соревнования?
— Да, знают. Мне дома родители с учебой помогают. Я дома сижу и учу, что не успела из-за соревнований. Наш физрук называет меня фигуристкой. Около нашей школы есть залитый каток и там проводят физкультуру. Я там катаюсь, показываю прыжки одноклассникам. Там еще два класса выходят, они смотрят на меня, говорят: «Это ты так умеешь кататься! Я тоже так хочу!»
— Можешь ли ты сказать, что схватываешь все на лету?
— Да. В последние дни стало лучше получаться, потому что готовимся к соревнованиям.
— Бывало ли, что ты учишь новые техники, но они даются не с первой и даже не с пятой попытки? Как ты собираешься с силами, когда что-то дается особенно тяжело?
— Я отрабатываю дополнительно в конце, когда мы уже закатываемся. Просто два раза прыгаю и так отрабатываю еще.
— Помогает ли тебе поддержка тренера, родителей? Как тебя можно подбодрить и воодушевить?
— Мой тренер Наталья Шашлакова с самого начала с нами. Она может быть строгой в зависимости от настроения. Требовательная. Мы с ребятами её любим. Она всегда говорит, как правильно сделать, объясняет все, на соревнованиях рядом с нами.
Родители напоминают, что надо тянуть руки, высоко прыгать. Папа со мной на каждом соревновании, снимает меня. Когда у меня не очень получается, он говорит, что нужно подправить, а когда я хорошо выступила, говорит «Молодец!». Они мне говорят перед тем, как я выхожу на лед, что у меня все получится, что я все смогу.
— Как ты реагируешь на неудачи?
— Мне немножко обидно, но потом я продолжаю отрабатывать.
— А что ты чувствуешь, когда выигрываешь?
— Я радуюсь, чувствую гордость. Мне хочется еще больше показать на следующих соревнованиях.
— Чего ты хочешь достичь в этом спорте?
— Научиться делать четверные прыжки, это самый сложный элемент. Все взрослые профессиональные фигуристы умеют их делать. Я думаю, что мы начнем учить их в 14-15 лет. Хочу достичь разряда – мастер спорта. (Полина готовится ко второму спортивному разряду - Ред.).
— Ты планируешь связать свою жизнь с фигурным катанием?
— Пока не знаю.
— Как фигурное катание повлияло на тебя?
— Выработало во мне трудолюбие, уверенность в себе.
— Какая атмосфера на занятиях? Чувствуешь ли ты конкуренцию среди остальных девочек или у вас дружная группа? Если да, то как ты к ней относишься?
— Когда начинаем катать программы, все желают удачи. Мы все друг друга поддерживаем. Мы учим одни и те же элементы, но некоторые могут учить то, что сложнее. Конкуренция есть, но никто не говорит гадости или завидует. Я же больше концентрируюсь на своей работе и достижениях, чем на чужих.
— Ты завтра (на момент интервью - Ред.) выступаешь, расскажи о своей программе. Принимаешь ли ты участие в создании? Может быть, предлагаешь образы, которые хочешь примерить?
— У меня в выступлении будет вода, шторм, лодка и пираты. Музыка, без слов, сначала медленная, потом быстрая и снова медленная. Когда мне предлагали, я немного изменила программу. Сначала были идеи, чтобы я была елочкой, потом предложили историю с балериной, которая уснула и попала на корабль во время шторма.
Они потом нашли сокровище и выплыли на берег. Мы изменили так: все в сказке под водой, над нами пираты, а я девочка, которая попала к ним на корабль. Скоро будут ставить новую программу, уже выбрали музыку. Первая была просто под музыку на пианино, вторая - снежинка, третья – пустыня и четвертая - шторм. Последняя нравится мне больше всех. Тренер создает идеи, потом озвучивает и обсуждает с нами и родителями. У всех программы разные.
— Что тебя вдохновляет?
— Когда я слышу новую музыку или песню, то запоминаю название и катаюсь потом под неё.
— На какие следующие соревнования ты планируешь поехать?
- Я хочу поехать в Казань на «Татнефть Арену» весной, в апреле. Мы пока не заявлялись, но хотим. Мне нравится в Казани, там лед идеальный. Но здесь тоже нравится.
— Кто твой кумир в этом спорте?
— Камила Валиева, потому что она высоко прыгает и вращается быстро.