Найти тему
Не родись юристом

Мифы юридического консалтинга. Часть 1

В статье с кликбейтным названием «Мифы юридического консалтинга» мы хотим дать трезвый взгляд на ряд заблуждений, которые зачастую возникают у молодых студентов-юристов (которыми в том числе грешили мы, наши друзья, партнеры, знакомые) в начале карьерного пути.

Дисклеймер: Данная статья представляет собой нашу субъективную точку зрения на работу в юридической консалтинговой фирме, обусловлена нашим опытом и опытом наших ближайших друзей и не претендует на исчерпывающий анализ. В первую очередь статья будет актуальна для студентов-юристов, которые только выбирают свой карьерный путь, но и уже состоявшимся в профессии будет интересно узнать что-то новое или подискутировать. Мы обрисовали сложившийся у нас образ работы в консалтинге, ее специфику и эфемерность окружавших ее мифов и постарались показать, что разные карьерные пути юристов имеют свои плюсы и минусы.

Так, мы собираемся поговорить о разнообразии юридических проектов, заработной плате, квалифицированности юристов, престиже, рабочей загрузке и многом другом.

Несколько лет назад мы искали свою первую стажировку/работу. Было нам по 19-20 лет, в голове – привитые преподавателями университетов представления о карьере юристов, а из практических навыков – умение общаться с принтером и дыроколом.

Уже тогда мы пропитались идеей, что консалтинг молодому юристу – друг (желательно, чтобы этот друг был зарубежный), а отраслевые компании – враг (перспективному молодому юристу там делать нечего). Соответственно, и рвались попасть, конечно, на стажировки в консалтинги.

В первые годы нашей практической деятельности нам удалось поработать как в консалтингах, так и инхаусах*. Несколько лет спустя, постажировавшись/поработав в ряде компаний, мы задержались в российских консалтинговых фирмах топ-уровня и поняли наконец суть знаменитой фразы «Забудьте все, чему учили вас в университетах/институтах» 😊

* Матчасть:

ИЛЬФ (ILF = International Law Firm) – иностранная юридическая фирма (например, Dentons).

РУЛЬФ (RULF = Russian Law Firm) – российская юридическая фирма (например, «Монастырский, Зюба, Степанов и партнеры»).

ИНХАУС (in house = в домике) – в корпоративном отделе отраслевой фирмы (например, Роснефть).

1. Разнообразие дел

-2

Помним, как вчера, брошенные между делом слова преподавателя с кафедры о том, что «только 10 % из вас, к сожалению, попадут в ЕПАМ», из-за чего работать в корпоративном отделе ООО «Ромашка» считалось ниже человеческого достоинства. В частности, в качестве аргумента против инхауса указывалось однопорядковость дел, которая со временем вызывала деградацию юридического мозга. Например, ты работаешь в договорном отделе строительной фирмы, а потому весь диапазон твоей деятельности сосредотачивается на подрядных договорах.

Напротив, юридические консалтинги развивают мозг юриста, потому что один месяц ты можешь заниматься подрядом, другой – драфтить договор между китайской и российской фирмами, третий – оспаривать распоряжение какого-нибудь госоргана. Beware, потому что все не так радужно, как кажется на первый взгляд.

Во-первых, инхаус инхаусу рознь, и этот довод будет красной нитью проходить через всю нашу статью. Так, на 2022 год существуют инхаусы, которые по разнообразию и увлекательности юридических задач стоят вровень (если не опережают) самые топовые ильфы в РФ. Не будем лукавить – посмотрите на юридические департаменты компаний с началом «РОС…» или на иных крупных игроков на российском рынке. Недавно знакомый мне рассказывал, что воевал в лондонском арбитраже (LCIA) с китайцами, хотя он из инхауса (но инхайс у него огого, один юр.деп – человек 100). Короче, забудьте мнимую аксиому «инхаус – не интересно, консалтинг – интересно». Все зависит от компании.

Во-вторых, работа в консалтинге также периодически скатывается в рутину. Так, в консалтинговых компаниях существует внутрикорпоративное деление на практики (судебная, договорная, антимонопольная, корпоративная и т.д.). Понятное дело, что знать и уметь все невозможно (а если и возможно, то уж точно неэффективно), поэтому если ты стал корпоративным юристом, забудь о подрядных спорах (да и о спорах вообще). Так и получается – если работаешь уже несколько лет по какой-то узкой специальности, то рутина практически неизбежна.

Более того, немногие знают, но практически у всех консалтинговых компаний (не берем в расчет «большую четверку» и несколько крупнейших юридических ильфов – там есть специфика) есть пул клиентов, которые поставляют большинство проектных ситуаций. Конечно, компания, которая до этого оказывала услуги топливно-энергетическому комплексу, может внезапно получить нестандартный проект по медицинскому праву, но, в общем и целом, они будут работать по +/- одному и тому же кругу вопросов.

Поэтому полагаться исключительно на критерий разнообразия дел при выборе консалтинга не стоит. Если этот признак и был когда-то квалифицирующим, то сейчас это не так.

2. Высокая заработная плата

-3

По поводу зарплатных ожиданий по-хорошему надо писать отдельную статью, потому что на просторах юридического сообщества этот вопрос активно обсуждался, обсуждается и будет обсуждаться еще очень долго (пики обсуждения, конечно, наступают с ежегодным обзором Norton Caine).

Слухи о космических зарплатах в юридическом консалтинге всегда пленяли разумы студентов-юристов. Потенциальное вознаграждение с несколькими ноликами на конце так и манит закинуть резюме в какой-нибудь прославленный ильф или рульф. Да, некоторые иностранные юридические фирмы готовы предложить даже на старте карьеры более чем достойное вознаграждение (в пересчете по курсу падающего рубля – вообще мечта), но далеко не все.

С рульфами ситуация более печальная. Позиция помощника или стажера чаще всего оценивается в пару-тройку десятков тысяч рублей. Понятно, что на такие деньги практически невозможно снять квартиру (в Москве) и довольно сложно элементарно обеспечить себя в бытовом плане. Некоторые студенты проходят стажировку бесплатно – на страничках университетов/институтов в социальных сетях очень часто попадаются вакансии помощников, которые должны работать за опыт и кофе с конфетками.

С инхаусами все тоже не так однозначно. По личному опыту Адвоката: «Когда мы с однокурсниками одновременно стали устраиваться на стартовые позиции, у друзей из инхаусов зарплата была на порядок выше, чем у меня».

Итак, консалтинг – не всегда равно большие деньги.

3. Высокая квалификация

-4

Мы тут в какой-то степени сами себе роем могилу, но… Давайте забудем о том, что только в консалтинге работают высококвалифицированные юристы.

Откуда вообще взялась эта точка зрения? «Потому что юристы-инхаусы обращаются к юристам-консультантам, когда их накрывает сложный проект, и они не могут справиться», - ответите вы. Отвечаем: то, что юрист-инхаус обращается к юристу-консультанту за помощью по проекту, никак не определяет их профессиональный уровень. В частности, это может делаться для упрощения, ускорения работы по проекту, из-за наличия связей, наработок конкретного консалтинга и от многих других обстоятельств. При этом юристы крупных инхаусов могут быть гораздо более квалифицированы в той или иной области, чем специалисты топ-консалтинга. Цивилист это выучила еще в магистратуре, когда один из специальных курсов по гражданскому праву вел юрист крупной российской IT-компании.

Как следует из названия, очень скоро будет вторая часть «мифов», так что подписывайтесь😊

Ваши проводники в юридический мир, Адвокат и Цивилист

#не родись юристом #консалтинг #юрист консалтинг #юрист #цивилист #адвокат #рульф #ильф #инхаус