Время не остановить, прошлое уходит и забывается, и только от желания людей (и их возможностей) зависит - смогут ли они сохранить память о своем прошлом. В этой связи можно только приветствовать, что заботами о сохранении объектов и экспонатов военной истории занимаются во многих странах.
Каждый военный корабль - не только боевая единица флота, это образец кораблестроения. Особенно если речь идет о корабле, который олицетворяет собой определенный тип, или целую эпоху. В этом случае сохранение этого корабля или его части дело большой важности. Особую значимость эта задача приобретает, когда речь заходит о корабле, экипаж которого проявлял мужество, героизм и высокую боевую эффективность.
32.Памятный объект: Подводная лодка "С-56" тип "С" IX бис серии, СССР/Россия
Статус: подводная лодка - памятник и музей
Место расположения: Россия, Владивосток, Корабельная набережная, филиал Музея Тихоокеанского флота. Открыт 5 сентября 1975 года.
С-56 - третья подводная лодка типа С (проект IX бис), секции которой были изготовлены на судостроительном заводе им. А.Марти в Ленинграде и доставлены на Дальний Восток по железной дороге, где на Дальзаводе во Владивостоке произведена их сборка, а также достройка и сдача ПЛ Тихоокеанскому флоту. Закладка лодки выполнена 24 ноября 1936 года, сдача флоту - 20 октября 1941 года. Относилась к средним полуторакорпусным подводным лодкам.
В состав Тихоокеанского флота С-56 вошла во время Великой Отечественной войны, а через год, 5 октября 1942 года в соответствии с принятым решением начала переход на Северный флот для его усиления. Переход осуществлялся через Панамский канал в составе группы однотипных подводных лодок (IX бис серии), в которую, помимо С-56, входили подводные лодки С-51, С-54 и С-55. Во время стоянки в Розайте (Великобритания) на С-56 была заменена аккумуляторная батарея. В базу Полярное Северного флота подводная лодка прибыла 8 марта 1943 года.
На боевой службе в составе 5-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота С-56 находилась в течение 26 месяцев (до окончания войны), совершила семь боевых походов общей продолжительностью 125 суток. Действуя у берегов Норвегии, оккупированной гитлеровскими войсками (районы Тана-, Конгс- и Лаксе-фьордов), ПЛ произвела 12 торпедных атак и потопила несколько боевых кораблей и транспортов противника, в т.ч. сторожевой корабль NKi-09, тральщик М346, транспорт «Хенрикс Шульте» (5056 брт), танкер «Ойроштадт» (1118 брт) и др.
По некоторым данным подводная лодка 16 раз объявлялась гитлеровским командованием погибшей, потопила 10 вражеских кораблей и транспортов противника, нанесла серьезные повреждения еще четырем, стала одной из первых советских подводных лодок, совершивших кругосветное плавание (с перерывом на войну). За успешные боевые действия подводная лодка С-56 31 марта 1944 года была награждена орденом Красного Знамени, а 23 февраля 1945 года - удостоена звания Гвардейская. Командиром подводной лодки с 06 октября 1942 года и до окончания войны был капитан 3 ранга Г.И.Щедрин.
После окончания войны в 1953 года подводная лодка Северным морским путем вернулась на Тихоокеанский флот, обогнув Земной шар за два перехода с Тихоокеанского флота на Северный флот и обратно. В боевом составе Тихоокеанского флота С-56 находилась до 14 марта 1955 г., когда была разоружена и переоборудована в плавучую зарядовую станцию, а 20 апреля 1964 г. - в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть. В начале 1970-х годов Военным советом Тихоокеанского флота было принято решение о проведении восстановительного ремонта и переоборудования подводной лодки С-56 с целью создания памятника и музея.
Для возможности установки подводной лодки на Корабельной набережной Владивостока на берегу бухты Золотой Рог С-56 была разрезана на несколько частей, которые по специально проложенному железнодорожному пути были доставлены к месту вечной стоянки корабля и там собраны. С 05 сентября 1975 года Краснознаменная Гвардейская подводная лодка С-56 стала памятником отваге и мужеству ее экипажа и советских моряков-подводников в годы Великой Отечественной войны, а также филиалом Музея Тихоокеанского флота.
Строительство подводных лодок IX бис серии было развернуто на пяти заводах, специализировавшихся на постройке подводных лодок: трех - в Ленинграде, г. Горьком и в г. Николаеве. К сборке и достройке подводных лодок на Дальнем Востоке был привлечен Дальзавод, а также Астраханский завод для достройки. Из 42 заложенных подводных лодок в строй было введено 38 единиц. Из них 14 подводных лодок - до войны, 15 подводных лодок - во время войны и 9 ПЛ - после ее окончания. Заложенная в конце 1940 года на заводе «Красное Сормово» подводная лодка С-27, с началом войны была законсервирована, а после войны - разобрана на металл. Заложенные в 1940-1941 гг. в г. Николаеве подводные лодки С-36, С-37 и С-38, во время войны перед захватом гитлеровскими войсками Николаева, были взорваны на стапелях.
Во время Великой Отечественной войны в составе флотов находилось 29 подводных лодок типа "С" IX бис серии (12 - на СФ, 10 - КБФ, 4 - ЧФ, 2 - ТОФ и 1 -ККФ). Они принимали активное участие в боевых действиях. Наиболее отличившиеся подводные лодки С-13, С-31, С-51, С-101 и С-104 стали Краснознаменными, С-ЗЗ - Гвардейской и, как уже отмечалось, подводная лодка С-56 стала Краснознаменной Гвардейской. В борьбе с противником подводные лодки IX бис серии понесли большие потери: погибло 13. Особенно тяжелыми они были на Балтике, где из 10 подводных лодок данного типа, находившихся в составе КБФ, девять - погибли.
Для справки: Основные ТТХ подводных лодок типа С серии IXбис: водоизмещение (надводное/подводное) - 837/1090 т, длина наибольшая - 77,7 м, ширина наибольшая - 6,4 м, осадка средняя - 4 м, запас плавучести - 28%, предельная глубина погружения - 100 м, время срочного погружения - 40 сек; автономность - 30 суток, время непрерывного пребывания под водой - 72 часа. Экипаж - 45 человек.
Энергетическая установка: дизель-электрическая, дизели - 2х2000 л.с., гребные электродвигатели - 2х550 л.с. Скорость хода, наибольшая (надводная/подводная) - 19,5/8,7 узла. Дальность плавания: надводная при нормальном /усиленном запасе топлива - 900/2700 (19,5), 3250/8200 (10), подводная - 10,1(8,7)/139 (2,9).
Вооружение: 4х533-мм носовых ТА, 2х533-мм кормовых ТА, 12 торпед, 1х100-мм и 1х-45-мм орудия.
Как иногда бывает, после той или иной публикации наши читатели дополняют информацию своими впечатлениями или дополнительными материалами. На этот раз наш читатель представил выдержки из местной прессы, которая так описывала историю легендарной лодки-памятника:
"14 марта 1955 г. "С-56" выведена из боевого состава флота, разоружена и переоборудована в плавучую зарядовую станцию "ПЗС-55", В январе 1957 года - "ЗАС-8". 20 апреля 1964 г. лодка переклассифицирована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть. На ней личный состав подводных сил флота тренировали в заделке пробоин, тушении пожаров и ликвидации всяких других неприятностей, могущих встать в море перед боевым кораблем. После принятия в Москве решения о создании памятника-мемориала С-56 руководство всеми работами было возложено на начальника управления боевой подготовки ТОФ контр-адмирала В.Я. Корбана. Проект транспортировки и установки корабля-мемориала разработал подполковник-инженер К. Серебряков. В ноябре 1972 года начались работы.
Вначале лодку морем отбуксировали на "Дальзавод", у одной из причальных стенок которого она была разрезана на шесть секций. Чтобы доставить их к месту сборки, пришлось построить специальную железнодорожную ветку и спроектировать особые железнодорожные платформы — обычные для перевозки многотонных конструкций таких габаритов не подходили. Затем специалисты приступили к восстановлению и реконструкции "С-56". Стыковка и монтаж секций корпуса производились под руководством инженера В. Нестеренко и конструктора А. Помазана.
После того, как все части "С-56" были установлены и вновь сварены воедино, пришла пора внутренней отделки. К тому времени оригинальный интерьер лодки был практически полностью утрачен, поэтому решили восстановить в первозданном виде только первые три отсека. В остальных разместились музейные витрины. В создании мемориала большую помощь оказал бывший командир лодки вице-адмирал в отставке Г.И. Щедрин.
Работы по устройству мемориала, которые во многом велись методом народной стройки, были завершены к празднику тридцатилетия Победы. 9 мая 1975 года над лодкой вновь взвился Гвардейский флаг ТОФ СССР. Филиал музея Тихоокеанского флота вступил в строй."
Это наша с вами история - ее надо знать, помнить и хранить.
Интересно, а кто нибудь из вас, уважаемые читатели, видел эту подводную лодку во Владивостоке? Заходили в музей? Если сравнивать с музеем - подводной лодкой "Народоволец" - лучше или хуже? В каком подводная лодка состоянии сейчас, почти 45 лет прошло как поставили на постамент, срок не малый. Поделитесь впечатлениями!
P.S. Использованы материалы сети Интернет и сайта субмарины. приношу извинения за низкое качество некоторых иллюстраций.
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок: