Найти в Дзене

Изящное украшение - фероньерка

Сегодня мы рассказываем об изящном женском украшении конца 1820-х — 1830-х годов — фероньерке (от фр. ferronnière) — ювелирное изделие в виде носимого на голове обруча или цепочки с драгоценным камнем, жемчужиной посередине, спускающими на лоб.

А.П. Брюллов. Н.Н. Пушкина. Россия, 1831 1832
А.П. Брюллов. Н.Н. Пушкина. Россия, 1831 1832

«Брюллов пишет ли твой портрет?», — интересовался А.С. Пушкин у супруги в письме от 8 декабря 1831 года. Речь шла о ныне хорошо известном акварельном портрете Н.Н. Пушкиной кисти А.П. Брюллова. Некоторые исследователи считают, что художник изобразил супругу именно в тех украшениях, в которых А.С. Пушкин увидел ее впервые на одном из рождественских балов в Москве в 1828 году. Однако это предположение вызывает сомнения.

В качестве аксессуаров к воздушному персиковому платью Н.Н. Пушкина выбрала длинные серьги и фероньерку с примечательной жемчужиной. Подобный комплект украшений полностью соответствовал характеру парадного портрета, на котором дамы предпочитали позировать в самых лучших туалетах. Фероньерки являлись частью парадной парюры — комплекта ювелирных украшений, предназначенного для особо торжественных выходов в свет, выполненных в одном оформлении. Маловероятно, что этот аксессуар оказался бы уместным для простого рождественского бала, тем более на головке 16-летний девушки, едва вышедшей в свет.

А.П. Брюллов. А.Д. Баратынская. Россия, 1830-е гг.
А.П. Брюллов. А.Д. Баратынская. Россия, 1830-е гг.

В конце 1820-х годов фероньерки только начинали набирать популярность в качестве романтичного элемента женского головного убранства. За этот период известны буквально единичные случаи изображения дам с таким ювелирным украшением. В коллекции Всероссийского музея А.С. Пушкина представлен портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, написанный в 1821 году художником Ж.-А. Беннером. На голове царицы представлено украшение, состоящее из нити крупных жемчужин и грушевидной жемчужины посередине. Тем не менее, это еще не тот тип фероньерки, который будет пользоваться большой популярностью в следующем десятилетии — на тонкой лаконичной цепочке или обруче с единственным акцентом на камне по центру лба. Само название данного украшения закрепляется на французском языке только в 1832 году, что говорит о его актуализации именно в этот период.

Таким образом, фероньерка Н.Н. Пушкиной на портрете, написанном А.П. Брюлловым в конце 1831 — начале 1832 года, это скорее дань современной моде, а не то украшение, в котором поэт увидел ее впервые. Подтверждением может служить заметка в мартовском выпуске журнала «Северная пчела» за 1832 год: «Фероньерки сделались необходимостью». Более того, прическу для позирования Н.Н. Пушкина также выбрала по «последней моде» — лаконичную укладку а-ля Малибран, которая особенно удачно смотрелась с фероньерками.

Считается, что фероньерка была заимствована модницами XIX века с портрета «Прекрасная Фероньера» (фр. «La Belle Ferronnière», 1490-е годы), который приписывают кисти Леонардо да Винчи. На нем изображена неизвестная женщина: ее волосы разделены на прямой пробор и убраны под драгоценную сеточку-скуфию на затылке, лоб опоясывает тонкая цепочка с камеей. В конце XV — начале XVI веков это украшение было типичным элементом женского головного убранства. Знаменитый парикмахер XIX века Круазат (фр. Croisat) относил появление во Франции прически по типу «Прекрасной Фероньеры» к заслугам королевы Анны Бретонской (1477–1514), которая ввела в придворную моду ношение непокрытых волос, гладко зачесанных на прямой пробор.

В начале XIX века возрос интерес к эпохе Возрождения и особенно к художественному наследию Леонардо да Винчи. На страницах журналов все чаще появлялись паттерны, заимствованные из женского модного облика XV–XVI веков. Достаточно ярко это отразилось на прическе. В журнале «101 прическа со всех стран» (фр. «Les Cent-un coiffeurs de tous les Pays») неоднократно публиковались руководства по созданию прически в стиле эпохи Возрождения, и почти всегда там упоминалась фероньерка. Визуальным источником для мастеров парикмахерского искусства служили женские портреты того времени, и наиболее значительное место среди них занимал портрет «Прекрасной Фероньеры», который неоднократно копировался современными художниками. Неудивительно, что запечатленное на нем украшение получило название от своей обладательницы.

Фероньерки, пришедшиеся по вкусу светским дамам пушкинского времени, продержались в моде недолго. К концу 1830-х годов, они уже крайне редко встречаются в парадных туалетах. В фондах Всероссийского музея А.С. Пушкина хранится несколько изображений, на которых женщины демонстрируют это украшение. Среди них работы, принадлежавшие кисти признанного мастера женского акварельного портрета А.П. Брюллова: портреты А.Д. Баратынской и Т.Б. Потемкиной, на которых запечатлены фероньерки, по типу наиболее похожие на украшения эпохи Возрождения.

А.П. Брюллов. Т.Б. Потемкина. Россия, 1830-е гг.
А.П. Брюллов. Т.Б. Потемкина. Россия, 1830-е гг.

Начиная с 1840-х годов, акценты в укладке волос смещаются, основной объем уходит на затылок. Женская прическа стала в большей степени украшаться лентами и цветами, тогда как фероньерки ушли в прошлое. Несмотря на то, что этот аксессуар был популярным не столь продолжительный период времени, он оставил яркий след в истории женской моды 1830-х годов. Недаром современные костюмеры и художники, обращаясь в своих работах к нарядам того периода, часто в качестве украшения женской головки выбирают именно изящные и романтичные фероньерки.

Автор текста — Надежда Витальевна Носова, хранитель экспозиции Мемориального музея-квартиры А.С. Пушкина.