На изготовление одной куклы у якутянки Хаарчааны Баппагай уходит около месяца. Мастерица добивается не только внешнего сходства куклы с заказчиком, но и старается передать в своих творениях внутренний мир человека.
Как рассказала женщина в интервью изданию Якутия.дэйли, в то, что характер заказчика может повлиять на процесс изготовления, она не верит. Однако необычные случаи происходили и в её практике:
Как-то мне заказали девочку в подарок женщине, которая не могла забеременеть, а потом рассказали, что она в тот же год родила дочку. Но в этом я усматриваю не мистику, а именно силу веры — человек поверил всей душой, и у него получилось.
Увлечение появилось у Хаарчааны в детстве, когда она не только мастериала кукол из всего, что под руку попадёт, но и меняла причёски, лица, одежду своих Барби.
Затем детские эксперименты отошли на второй план, главное место в жизни заняла учёба, чуть позже семья.
Однако в 2015 году Хаарчаана сидела в декрете и наткнулась в интернете на работы мастера-кукольника Марии Бычковой. Желание творить появилось вновь.
Через несколько месяцев Хаарчаана познакомилась на отдыхе с девушкой, которая заказала ей портретную куклу. Результат клиентку впечатлил и она начала советовать мастерицу своим знакомым. Так постепенно появились постоянные заказы.
Весь антураж и одежду для кукол девушка делает сама. Признается, что для неё это сродни медитации.
Фан-клуб певца Димаша Кудайбергена заказал мне его куклу, а мы тогда жили на Бали, и оказалось, что магазины тканей и фурнитуры там есть не везде — только фабрики, торгующие оптом. В поисках необходимых материалов пришлось объехать на байке чуть не весь остров, а я тогда была на девятом месяце беременности. Эту куклу потом преподнесли в дар Димашу на его сольном концерте, и сейчас она выставлена в его семейном музее.
Хаарчаана и дальше планирует развиваться в этом направлении, но хочет перейти к более скульптурным, анатомическим работам.