Начну издалека.
Я хорошо помню, какую шумиху (в самом негативном смысле этого слова) наделал в соцсетях фильм «Викинг». Нашлись, оказывается, те, кто полагал, будто бы на широком экране при нынешних реалиях могут показать славянское язычество хоть сколько-нибудь с положительной стороны.
Я понимаю – повесточка: нужно вдолбить в головы масс, что христианство – это якобы наше всё, и комментировать здесь что-то особого желания не имею, всё и так предельно понятно.
Побузили-побузили, кто-то какие-то петиции пробовал подписывать, поупражнялись в карикатурах и демотиваторах – на том и успокоились. Разве что задались вопросом: когда же на большом экране появится положительный образ славянского язычника?
Знаете, что я Вам скажу? Времена, похоже, всё-таки меняются. Ибо такой образ... появился, но остался, как мне кажется, незамеченным, поскольку я наткнулся на него совершенно случайно.
Есть у меня такое хобби – отечественные фильмы мистической направленности смотреть. В своё время даже парочку обзоров на канале делал.
Как-то попалась мне на глаза реклама сериала «Вампиры средней полосы», отложилась заметка в памяти как-нибудь посмотреть и вот, собственно, посмотрел.
Там я и наткнулся на положительного героя-язычника.
Знакомьтесь, дед Слава.
Он же Святослав Вернидубович Кривич.
Он же перворожденный вампир.
Несмотря на принадлежность к кровососущей братии, персонаж исключительно положительный, категорически против убийств, стремится всячески защищать и оберегать население Смоленска, где и проживает на постоянной основе. По его инициативе в старину был принят специальный договор, загоняющий вампиров в довольно жёсткие и строгие рамки (казалось бы, абсолютно не выгодный для самого Святослава Вернидубовича как представителя своего вида).
И при этом Кривич – славянский язычник.
Понимаете прецедент, да? В современном российском кинематографе наконец-то появился положительный образ славянского язычника.
Конечно, произошло это не с целью популяризации возрождающегося славянского язычества. Причины, на мой взгляд, здесь две.
Во-первых, для широкого зрителя нечисть, какими бы хорошими чертами ни наделялась, должна быть нехристью. Во-вторых, принадлежность к язычеству подчёркивает древность первого вампира и его верность своим убеждениям (дед Слава, к слову, глубоко патриотичен и даже перед лицом возможной гибели отказывается покидать родной город).
Эта самая принадлежность не выставляется напоказ. За восемь серий первого сезона Святослав Вернидубович дважды в момент волнения помянул батюшку Сварога (которого, по-видимому, считает своим покровителем), в самом начале сезона выдал реплику вроде: «Чистая правда! Не был бы язычником – перекрестился», а в конце – что-то вроде «И ваш бог вам это простит?» (рыскать, дабы записать дословно ленюсь, но смысл таков).
Да, сам сериал не идеален. Есть излишние, на мой взгляд, откровенные сцены, шуточки туалетные и ниже пояса, нецензурная лексика. Но, пожалуй, всё это по минимуму. Можно попенять на слабую графику и посредственные спецэффекты, логические огрехи можно накопать, было бы желание.
Вот только его, такого желания, у меня в кои-то веки и нет.
Мне понравилось, несмотря на наличие двух бичей нашего кинематографа, которые я не люблю, – любовная линия и менты.
Сам фильм обозревать не стану, хотел ознакомить уважаемую аудиторию с прецедентом.
К самостоятельному просмотру однозначно рекомендую.
Надеюсь, во втором сезоне деда Славу не покрестят (шучу, антураж к тому, вроде бы, не располагает, но чем чёрт не шутит).
Кстати, хотите расскажу, как у меня появилось увлечение отечественной киномистикой? Напишите, пожалуйста, в комментариях.