Найти в Дзене
Петр Власов

Авианосцы флота Японии начала войны

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

К моменту вступления во 2-ю мировую войну в составе японского императорского флота состояли шесть боеготовых ударных авианосцев; еще один ударный авианосец достраивался. Кроме того, у японцев имелись три более слабых авианосца, которые использовались в качестве учебных; они, как и достраивавшийся ударный авианосец, в рейде на Перл-Харбор не участвовали.

Таким образом, главную тихоокеанскую базу флота США утром 7 декабря 1941 г. атаковали самолеты шести японских авианосцев. Эти корабли были сведены в три дивизиона по два авианосца. В 1-й дивизион входили тяжелые авианосцы «Акаги» и «Кага»; во второй – средние «Сорю» и «Хирю». Последний участвовавший в атаке дивизион числился в японском флоте как 5-й; в нем состояли однотипные средние авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку». (О ударных самолетах этих авианосцев я давал информацию здесь, о истребителях - здесь, а об особенностях их отрядных маркировок - здесь).

АВИАНОСЦЫ 1-го ДИВИЗИОНА

Тяжелый авианосец «Akagi»

Водоизмещение стандартное 36.500 т, полное 42.750 т. Размеры: 235/250,4/260,7х31,8х8,7 м. Силовая установка: 133.000 л.с., скорость  31,2 узлов. Броня: борт 152 мм, палуба 57–79 мм, башни 25 мм. Вооружение: 6x200-мм (одноствольных), 6x120-мм (двуствольных), 28х25-мм зенитных орудий; 91 самолет. Экипаж: 2.000 чел.
Водоизмещение стандартное 36.500 т, полное 42.750 т. Размеры: 235/250,4/260,7х31,8х8,7 м. Силовая установка: 133.000 л.с., скорость 31,2 узлов. Броня: борт 152 мм, палуба 57–79 мм, башни 25 мм. Вооружение: 6x200-мм (одноствольных), 6x120-мм (двуствольных), 28х25-мм зенитных орудий; 91 самолет. Экипаж: 2.000 чел.

«Акаги» был заложен в 1920 г. как линейный крейсер, но из-за ограничений Вашингтонской конференции достраивался в качестве авианосца. При вступлении в строй в 1927 году «Акаги» на какое-то время стал крупнейшим авианосцем мира (хотя официально японцы указывали его стандартное водоизмещение всего в 26.900 т, в реальности оно значительно превышало 30.000 т).

Во 2-ю мировую войну «Акаги» вступил не в том виде, в каком он был построен. В 1935-1938 годах авианосец прошел капитальную модернизацию, полностью изменившую первоначальный внешний вид и характеристики корабля. Правда, на «Акаги» сохранилось доставшееся в «наследство» от проекта линейного крейсера относительно мощное бронирование. Броневой пояс тянулся примерно на 2/3 длины корпуса; сверху к поясу примыкала броневая палуба; но палубы, расположенные выше, бронированы не были. Полетная палуба теперь простиралась почти на всю длину корпуса. Самолетоподъемников стало три: носовой, средний и кормовой. Число принимаемых на борт самолетов увеличилось с 60 до 91.

-3

Паровые котлы корабля перевели на нефтяное отопление. На палубе появилась небольшая надстройка-«остров» (причем на «Акаги» она находилась по левому борту, а не по правому, как это было на большинстве других авианосцев). Вместо бывшей ранее «двухъярусной» дымовой трубы установили новую, большого размера, направленную назад и вниз. Изменилось и вооружение «Акаги»: в ходе модернизации башни орудий главного калибра демонтировали, но казематные артустановки того же калибра сохранились – это снизило число 200-мм пушек с 10 до 6.

-4

В 1941-1942 годах авианосец «Акаги» являлся флагманом авианосного соединения адмирала Нагумо. Именно его самолеты 7 декабря 1941 возглавили группировку, атаковавшую Перл-Харбор на острове Оаху - главную базу американского Тихоокеанского флота. На протяжении первой половины 1942 года соединение, возглавляемое «Акаги», играло главную роль в территориальных захватах Японии на Тихом океане. Однако в ходе сражения у атолла Мидуэй днем 4 июня 1942 «Акаги» получил два попадания 454-кг авиабомб с палубных самолетов американского флота. Одна из них угодила прямо в центральный лифт, и взорвалась на ангарной палубе. Другая взорвалась в кормовой части полетной палубы, вызвав там обширный пожар. По вспыхнувшим бензопроводам пламя тут же охватило заправлявшиеся самолеты. Взять пожар под контроль команде не удалось, и спустя 9 часов корабль был оставлен экипажем; а утром 5 июня 1942 выгоревший остов авианосца был потоплен торпедами эсминцев эскорта.

Тяжелый авианосец «Kaga»

Водоизмещение стандартное 38.200 т, полное 43.650 т. Размеры: 240,3/248,6х30,3х9,5 м. Силовая установка: 127.400 л.с., скорость 28,3 узлов. Броня: борт 152 мм, палуба 38 мм, башни 25 мм. Вооружение: 10х200-мм (одноствольных), 6х120-мм (двуствольных), 30х25-мм зенитных орудий; 90 самолетов. Экипаж  2.016 чел.
Водоизмещение стандартное 38.200 т, полное 43.650 т. Размеры: 240,3/248,6х30,3х9,5 м. Силовая установка: 127.400 л.с., скорость 28,3 узлов. Броня: борт 152 мм, палуба 38 мм, башни 25 мм. Вооружение: 10х200-мм (одноствольных), 6х120-мм (двуствольных), 30х25-мм зенитных орудий; 90 самолетов. Экипаж 2.016 чел.

«Кага» был заложен в 1920 г. как линкор, но из-за ограничений Вашингтонской конференции достраивался в качестве авианосца. Проект в целом повторял «Акаги».

В 1934 – 1935 годах авианосец прошел капитальное переоборудование (впоследствии по этому же проекту модернизировали и «Акаги»). Мощность энергетической установки подняли переводом паровых котлов на полностью нефтяное отопление; удлинили полетную палубу, увеличили до трех число самолетоподъемников. Правда, 200-мм орудия на «Кага» сохранилось, но расположение их частично изменилось: из демонтированных башен пушки перенесли в увеличенные кормовые казематы. Зенитное вооружение усилили за счет установки 22х25-мм автоматов, а в 1941–м их число довели до 30. Число самолетов возросло с 60 до 90; но в 1941 г. из-за увеличения веса и габаритов летательных аппаратов авиагруппу «Кага» сократили до 81 машины.

После модернизации внешне и по характеристикам «Кага» и «Акаги» стали похожими. Основные отличия заключались в том, что «остров» на «Кага» располагался по правому борту и находился ближе к носу, дымовая труба имела меньшие размеры, а средний самолетоподъемник был сдвинут вперед.

-6

«Кага» входил в тот же дивизион, что и «Акаги»; оба корабля всегда действовали вместе, и «Кага» прошел тот же путь, что и его флагман. Он так же в ходе сражения у атолла Мидуэй днем 4 июня 1942 года подвергся внезапной атаке американской палубной авиации. Четыре попадания 454-кг бомб и пять близких разрывов вызвали обширные разрушения и пожары на полетной и ангарной палубах «Кага», из-за чего экипаж вскоре был вынужден покинуть корабль. Спустя 9 часов после атаки «Кага» затонул в результате взрыва баков с авиабензином.

АВИАНОСЦЫ 2-го ДИВИЗИОНА

Средние авианосцы «Soryu» и «Hiryu»

ТТХ «Soryu»  Водоизмещение стандартное 15.900 т, полное 19.800 т. Размеры: 222/227,5х26х7,6 м. Силовая установка: 152.000 л.с., скорость  34,5 узлов. Броня: борт 40 мм, палуба 25 мм, локальная защита до 140 мм. Вооружение: 6x127-мм (двуствольных) и 28х25-мм орудий; 71 самолет. Экипаж 1.100 чел. 
ТТХ «Hiryu» 
Водоизмещение стандартное 17.300 т, полное 21.900 т. Размеры: 222,9/227,4х27х7,8 м. Силовая установка: 152.000 л.с., скорость  34,3 узлов. Броня: борт 48 мм, палуба 25 мм, локальная защита до 140 мм. Вооружение: 6x127-мм (двуствольных) и 30х25-мм орудий, 73 самолета. Экипаж 1.100 чел.
ТТХ «Soryu» Водоизмещение стандартное 15.900 т, полное 19.800 т. Размеры: 222/227,5х26х7,6 м. Силовая установка: 152.000 л.с., скорость 34,5 узлов. Броня: борт 40 мм, палуба 25 мм, локальная защита до 140 мм. Вооружение: 6x127-мм (двуствольных) и 28х25-мм орудий; 71 самолет. Экипаж 1.100 чел. ТТХ «Hiryu» Водоизмещение стандартное 17.300 т, полное 21.900 т. Размеры: 222,9/227,4х27х7,8 м. Силовая установка: 152.000 л.с., скорость 34,3 узлов. Броня: борт 48 мм, палуба 25 мм, локальная защита до 140 мм. Вооружение: 6x127-мм (двуствольных) и 30х25-мм орудий, 73 самолета. Экипаж 1.100 чел.

Авианосцы «Сорю» (вошел в состав японского флота в 1937) и «Хирю» (1939) своей архитектурой послужили образцом почти для всех последующих серий японских авианосцев. Они имели сплошную полетную палубу, двухъярусный ангар, маленький «остров», две загнутые вниз и назад дымовые трубы и три самолетоподъемника. Проект корабля в рамках отведенного на него водоизмещения оказался весьма удачным; в нем хорошо сочетались высокая скорость, мощное зенитное вооружение и внушительная численность авиагруппы. «Хирю» отличался от «Сорю» несколько большим водоизмещением, так как он строился по усовершенствованному проекту. Высоту его корпуса увеличили на одну палубу, «остров» перенесли на левый борт («Hiryu» стал вторым после «Akagi» и последним японским авианосцем с «островом» по левому борту).

-8

Оба корабля активно участвовали в нападении на Перл-Харбор, и оба погибли в сражении у атолла Мидуэй. Утром 4 июня 1942 американские палубные самолеты всадили в «Сорю» три 454-кг бомбы, вызвавшие пожары; спустя 30 минут экипаж начал покидать корабль, а еще через 8 часов авианосец был добит торпедами с японского эсминца, и затонул. В «Хирю» днем попало четыре 454-кг авиабомбы, шесть бомб разорвалось в воде у самых бортов. На корабле начались пожары; через 4 часа вода затопила машинное отделение, после чего экипаж был снят. Утром 5 июня 1942 «Хирю» был потоплен торпедами эсминцев эскорта.

АВИАНОСЦЫ 5-го ДИВИЗИОНА

Средние авианосцы «Shokaku» и «Zuikaku»

ТТХ обоих авианосцев:  Водоизмещение стандартное 25.675 т, полное 32.105 т. Размеры: 236,1/257,5х29х8,9 м. Силовая установка: 160.000 л.с., скорость  34 узла. Броня: борт 46 мм, палуба 65+25 мм, локальная защита до 165 мм. Вооружение: 6x127-мм (двуствольных) и 12х25-мм(трехствольных) орудий, 84 самолета. Экипаж 1.660 чел.
ТТХ обоих авианосцев: Водоизмещение стандартное 25.675 т, полное 32.105 т. Размеры: 236,1/257,5х29х8,9 м. Силовая установка: 160.000 л.с., скорость 34 узла. Броня: борт 46 мм, палуба 65+25 мм, локальная защита до 165 мм. Вооружение: 6x127-мм (двуствольных) и 12х25-мм(трехствольных) орудий, 84 самолета. Экипаж 1.660 чел.

Однотипные авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку» вступили в строй буквально накануне войны – в августе и сентябре 1941 г. Этот проект представлял собой увеличенный и усовершенствованный вариант авианосцев типа «Soryu». По архитектуре и компоновке они почти в точности повторяли прототип, однако имели усиленные бронирование, зенитное вооружение и более многочисленную авиагруппу. На момент своего появления среди всех авианосцев специальной постройки эти корабли считались самыми большими и мощными в мире.

Мореходность «Сёкаку», по сравнению с «Сорю», заметно улучшилась. Корпус стал на одну палубу выше и получил новые обводы — «клиперный» форштевень с большим развалом носовых шпангоутов и бульбом в подводной части. Ангар - двухъярусный, полностью закрытый, вмещал 84 самолета. В ангаре были оборудованы посты заправки самолетов и подвески авиабомб; это ускоряло подготовку авиагруппы к вылету, но увеличивало опасность пожара — ведь здесь отсутствовала какая-либо защита от вражеских бомб и снарядов. Самолеты подавались наверх тремя лифтами; катапульт не было. Схема бронирования в основном повторяла схему «Сорю», но во второй половине 1944 г. на «Дзуйкаку» баки с авиабензином получили дополнительную защиту из бетона. Число 25-мм зенитных автоматов (в одно-, двух- и трехствольных установках) постоянно росло. К лету 1942 г. на каждом из авианосцев этой серии их было по 48 (16x3), в июле 1943-го — по 70 (18x3 + 16x1), а на «Дзуйкаку» к моменту его гибели дошло до 106 (18x3 + 5x2 + 42x1). Кроме того, на нем в 1944 г. установили 8 28-ствольных установок для запуска 120-мм зенитных неуправляемых ракет (правда, это оружие оказалось абсолютно неэффективным).

В декабре 1941 похожие друг на друга как братья-близнецы «Сёкаку» и «Дзуйкаку» составляли 5-й авианосный дивизион, атаковавший вместе с 1-м и 2-м дивизионами американскую военно-морскую базу Перл-Харбор. Затем 5-й отряд участвовал в нападении на Рабаул, в рейде в Индийский океан, где самолеты «Сёкаку» и «Дзуйкаку» бомбили Цейлон и потопили 2 британских крейсера и авианосец «Гермес». Но в ходе сражения в Коралловом море 8 мая 1942 г. «Сёкаку» был поврежден американской палубной авиацией (в него попали три 454-кг бомбы). Из-за этого авианосец стоял в ремонте до конца июня; но уже 26 октября 1942 г. он опять «словил» - теперь шесть бомб с американских палубных самолетов, и вновь встал на ремонт - до марта 1943. А 19 июня 1944 в ходе сражения у Марианских островов «Сёкаку» торпедировала американская подлодка «Cavalla»; попадание в борт сразу трех торпед решили судьбу авианосца: от их взрывов в заправлявшем самолеты ангаре сдетонировала авиабомба, взрыв которой вызвал на корабле сильный пожар, и через 3 часа после атаки «Сёкаку» взорвался и затонул.

-10

Его брат-близнец «Дзуйкаку» в сражении в Коралловом море избежал попаданий, но потерял в вылетах много самолетов, что заставило авианосец вместе с «Сёкаку» вернуться в Японию для пополнения авиапарка. После этого «Дзуйкаку» участвовал в сражениях в Коралловом море, в битвах за Гуадалканал и Филиппины. У Филиппин 20 июня 1944 авианосец был тяжело поврежден американской палубной авиацией (получил одно прямое попадание авиабомбы, еще пять разорвалось рядом с бортами), и встал на ремонт, который продолжался до августа 1944 г. А окончательно решило судьбу корабля сражение у мыса Энганьо. Там 25 октября 1944 г. «Дзуйкаку» получил с американских палубных самолетов попадания 5 или 7 торпед и 7 бомб, и вскоре затонул. Таким образом, «Дзуйкаку» стал последним погибшим из авианосцев, атаковавших в декабре 1941 года Перл-Харбор, что ввергло Японию и США во 2-ю мировую войну…

Другие статье моего канала по теме морской авиации флотов 2МВ:

Самолеты японских авианосцев: ударная авиация начала войны

Самолеты японских авианосцев: истребительная авиация

Маркировка палубных самолетов Японии, атаковавших Пёрл-Харбор

2МВ: самолеты авианосцев и морской пехоты США 1941-1942 гг.

«Граф Цеппелин» - недоделанная «вундервафля» Гитлера

2МВ: авианосцы США «Саратога», «Лексингтон» и «Уосп»

2МВ: американские авианосцы типа «Йорктаун»

Если Вам понравилась статья, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал; так вы не пропустите новые интересные публикации!